Библейские чтения: Левит 27; Псалмы 139-141; Лука 10.
Наше первое Библейское чтение, Левит 27, содержит указания к жертвоприношениям Богу. Хотя Законы моисеевы, которые Бог дал народу Израиля (включая жертвоприношения в Скинии жрецами) к нам сегодня не относятся, их основные принципы остаются важными. Например, когда при принятии крещения мы обещаем Богу следовать за Его сыном Иисусом, мы нанесем Богу и Иисусу оскорбление, отступив от этого обещания. Искушение так поступить вызвано трудностью выполнения этого обещания, особенно если весь наш жизненный путь уводит нас от него. Левит 27:10 и 33 говорит в этом контексте: «не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим».
Исполнение Божьего желания намного важнее исполнения своего собственного. Этот принцип перекликается с провозглашенным в предыдущей главе, Левит 26:4-6. Израилю было указано, что уважение к Богу проявляется в следовании Его пути, хранении Его заповедей и в исполнении их. Далее следует Божье благословение: «…то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно; пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей».
Далее Бог продолжает: «призрю на вас» (стих 9) и «и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (стих 12). Его призрение (забота, опёка) относится равно и к крестившимся во Иисуса.
Псалмы 139-142 повествуют о чувствах Давида к тем, кто по незнанию относится к нему неприязненно. Сюда можно отнести и старшего брата Давида Елиава, и Саула, и Иоава, и двух сыновей Давида. Мы знаем, что случается иметь знакомых, которые настроены лично против нас, то ли по недоразумению, то ли нет. Но в случае Давида всё было серьезнее, его собирались убить. Но посмотрите, как приниженно высказывает Давид свое отношение в псалмах. В Псалме 140:1,2 псалмист взывает к Богу с желанием проявить правильное к Нему отношение: «Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя».
В стихах 3,4 Давид аккуратно указывает, что его отношение к Богу лукавыми словами не будет поколеблено: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их».
Стих 5 этого Псалма показывает согласие принять заслуженное наказание: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их».
Читая далее главу 10 от Луки (в главе 9:1-6 Иисус послал 12 апостолов проповедовать и исцелять), Иисус отсылает 70 учеников по городам возвестить его приход. Стих 17 рисует радость учеников по поводу чудес, которую они выражают по возвращении назад: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем».
Иисус указал тогда, что отношение Отца Небесного важнее конкретных чудес, ибо важнее иметь имя свое, записанное на небесах (стих 20). С момента крещения наши имена записаны на небесах, и мы признаны Богом. Как бы мы ни жили, это для нас основной посыл к радости. В стихах 23 и 24 читаем: «И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».
И нам можно получить это благословение. Лично мы не видели и не слышали говорящего Иисуса, но в Библии подробно записано всё, что он сделал и сказал, в Евангелиях. Для нас это великая ценность. Надо постоянно и регулярно читать евангелия, ярко представляя себе жизнь Христа в часто жестоком мире.
Законник испытывает Иисуса
Стих 25 начинается с рассказа о законнике, который решил испытать Иисуса. Стихи 26-28 повествуют: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».
Из ответа законника видно, что он хорошо знал Закон моисеев, цитируя книгу Левит 19:18: «…но люби ближнего твоего, как самого себя…». В Законе эта фраза повторяется единожды. Но тема любви к ближнему прослеживается и в пяти последних из Десяти заповедей и в некоторых других заповедях. Но гораздо важнее полная и простая заповедь Иисуса: «возлюби ближнего твоего».
Но понятие «ближнего» в Законе Моисея не конкретизировано, отсюда идет вопрос законника: «А кто мой ближний?» Иисус отвечает притчей о священнике, левите и самаритянине. Расширяя значение закона, Иисус определяет «ближнего» как любого, нуждающегося в нашей помощи. Законник не может этого отрицать. В отличие от Ветхого Завета, в Новом Завете мы найдем несколько упоминаний этого закона.
В этой связи, тема любви к ближнему напоминает нам, что сам Иисус излил свою любовь на всех нас и позволил предать себя смерти на кресте во имя нашей жизни. Он всех нас любил как своих ближних, хотя никогда нас не встречал лично. И сейчас мы вспоминаем эту жертву через символы вина и хлеба.
Стивен Грин (19.03.2017г.)
Скачать проповедь «Понимание ответственности и истинного благословения» в формате PDF: