Библейские проповеди
Разные точки зрения и некоторые заблуждения (Ев. от Марка 8)
11.02.2017

Библейские чтения: Исход 22; Псалмы 74,75; Ев. от Марка 8.

Евангелие от Марка в главах с восьмой по десятую описывает события, в которых ученики Иисуса выражают свое несогласие с ним. Они не понимают его слова и поступки, потому что рассматривают их с совершенно иной точки зрения.

Восьмая глава начинается с проявленного Иисусом сочувствия жителям Десятиградия (которые, в основном, были язычниками) и высказанного им желания накормить их. Ученики уже видели, как Иисус насытил пять тысяч человек, использовав для этого всего пять хлебов и две рыбы. А поскольку в этот раз у них уже было при себе в общей сложности семь хлебов, то мы вполне могли бы ожидать, что они охотно предложат их Иисусу, чтобы тот чудесным образом смог накормить еще одну большую группу людей. Однако же, нет! Вместо этого они спрашивают в четвертом стихе: «Откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?» Неужели они забыли о насыщении пяти тысяч? Или их мнение о язычниках было настолько низким, что они не считали возможным предложить свой собственный хлеб для того, чтобы утолить голод этих людей? Независимо от того, какие у учеников могли быть причины, их зауженный взгляд сильно отличается от сострадания, переполнявшего Иисуса.

Находясь в лодке посреди Галилейского озера, ученики снова выказывают непонимание действий своего Господа. В пятнадцатом стихе Иисус предупредил их о «закваске» фарисеев и Ирода, но они сразу же сделали вывод, что он укоряет их за то, что они забыли взять с собой хлеба. Господь напомнил им, что сиюминутное отсутствие пищи не представляло для них неразрешимую проблему в том служении, которое они исполняли. Он спросил их: «Имея очи, не видите?» Они же так и не могли понять слова Иисуса, потому что не рассматривали происходящее с духовной точки зрения.

Возможно, что именно эта причина скрывается за чудом, которое Иисус совершил в Вифезде, приплыв в неё в лодке по озеру. Человек, которого Иисус отвел в сторону (так чтобы только его ученики были свидетелями последовавшего затем чуда), вначале получил от Господа лишь частичное восстановление своего зрения. В ст. 24 он говорит: «Вижу проходящих людей, как деревья». Такой результат отнюдь не являлся следствием какой-нибудь ошибки, допущенной Иисусом в процессе исцеления этого слепого, но он должен был послужить уроком ученикам, которые не могли видеть (в духовном смысле) всё то, что творил Господь. К счастью, в будущем и для них должен был наступить день, когда их частичное, словно размытое видение станет ясным. И тогда они во всей полноте увидят и поймут истинный смысл служения их Учителя.

Этот случай сменяется другим, в котором мнение учеников тоже сильно отличалось от мнения Господа. Всё началось с довольно простого вопроса Иисуса в стихе 27 о том, что думали про него люди. В следующую минуту он задал этот же вопрос уже самим ученикам. Пётр ответил сразу же и недвусмысленно, как то видно из стиха 29: «Ты Христос». Тем не менее, когда Иисус стал подробно объяснять им, что, прежде чем стать царем, ему надлежало пострадать, они вновь утратили способность понимать его. Пётр, тут же отозвав его в сторону, начал отговаривать Господа от того, чтобы тот принес себя в жертву. Из того как Иисус посмотрел на всех остальных учеников (ст. 33) становится понятно, что и они думали как Пётр. Возможно, именно по этой причине Господь в следующее мгновенье и обращается к Петру со столь резким порицанием, говоря ему, что «ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Этот вывод распространяется и на все предыдущие случаи взаимного непонимания, имевшегося между Иисусом и его апостолами, и служит им причиной. Они воспринимали дела и учения Иисуса с позиции узкого человеческого мышления, а не благочестивого разума, который был свойственен их Господу.

Это непонимание и ошибочные убеждения продолжают проявлять себя и в Мк. 9:31,32, где Иисус вновь начинает разговор с учениками о своей жертве. Марк открыто утверждает в стихе 32, что «они не разумели сих слов», даже несмотря на то, что когда мы сами читаем его Евангелие, то всё выглядит для нас проще некуда. И вместо того чтобы размышлять над всем сказанным им Иисусом, они озаботились своим будущим положением в Царстве. Возможно, они всё еще находились под впечатлением увиденного Петром, Иаковом и Иоанном на горе Преображения, где Иисус явился перед ними в славе будущего Царства (ст. 2-9). И вновь ему приходится мягко направлять их мысли в правильное русло, используя в этот раз пример малого дитя (ст. 33-37).

Вопрос о месте в Царстве Божьем никуда не делся и вновь возник в Мк. 10:35-37, когда Иаков и Иоанн попросили для себя места по правую и левую руку Иисуса в его будущем Царстве. Их мышление не претерпело никаких изменений со времени событий предыдущей главы, и потому Иисус вновь вынужден был напомнить всем ученикам о том, что им следует руководствоваться примером его служения, а не искать для себя высокого и властного положения. Нам известно, что этот вопрос так и не получил решения до того самого момента, пока Иисус, наконец, не отдал жизнь за своих друзей. Только после этого они осознали всё значение его слов, сказанных им в Мк. 10:45: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Наконец, в Мк. 9:39 Иисусу снова пришлось укорять Иакова и Иоанна за то, что они «запретили» человеку, который его именем изгонял бесов. Иисус, однако, смотрел на этот вопрос иначе. Он сказал: «Никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня».

На всем протяжении этих глав мы неизменно видим, что взгляд Иисуса и его учеников на те или иные случаи и вопросы имел существенные различия. Несмотря на то, что они одинаково участвовали во всех тех событиях – те же толпы людей, те же чудеса и те же самые люди, которых они встречали – ученики имели весьма отличную точку зрения касательно и этих событий, и встречавшихся им людей. В то время как Иисус был сосредоточен на предстоящей ему жертвенной смерти и хотел, чтобы его ученики уразумели для себя значение грядущих событий, они были всецело поглощены размышлениями о славе будущего Царства и о том положении, которое займут в нем вместе с Иисусом. Отсюда и происходило их непонимание, а расхождения во мнениях между ними и Иисусом на этом этапе видны как на ладони. И только после его воскресения они начали видеть всё так, как видел он, и тогда уже по-настоящему стали придерживаться его мышления.

Всё это служит важным уроком для нас в том, как следует поступать со своими братьями и сестрами во Христе. Прежде всего, мы должны понимать, что все члены семьи Христовой – это разные люди. У нас будут разногласия в духовных вопросах, и мы не всегда станем придерживаться одного и того же мнения. Это, однако, не означает, что несогласных с нами всегда нужно корить и переубеждать, как то пытался сделать Пётр в отношении Иисуса. Также нам не следует в этом смысле уподобляться Иакову и Иоанну, и осуждать несогласных с нашим собственным мнением, в то время как они остаются точно такими же учениками Иисуса, как и мы. Мелочи, отличающие нас друг от друга, имеют поистине ничтожное значение в сравнении с теми великими вопросами веры, которые по-настоящему объединяют нас.

Во-вторых, если мы будем с большим вниманием прислушиваться к окружающим, то и лучше станем понимать их точку зрения. Это то самое условие нашего взаимного общения, которое на практике плохо соблюдается слишком многими из нас. И дело здесь в том, что мы всегда заняты обдумыванием и подготовкой своего собственного ответа вместо того, чтобы внимательно слушать. Апостолам тоже часто не удавалось внимательно слушать Господа, а потому, в итоге, они и понимали его неточно, или вообще приходили к ошибочным выводам. Вместо всего этого необходимо стремиться к тому, чтобы быть хорошим слушателем, потому что в этом случае мы станем понимать своих братьев и сестер куда лучше, и мы с большей для себя ясностью увидим, почему они придерживаются именно такого мнения, а не иного. Возможно, что мы так и не согласимся с ними по каким-то вопросам или отдельным аспектам этих вопросов, но едва ли приходится сомневаться в том, что такое отношение к ним и к их мнению позволит нам достичь большего взаимного уважения, ибо мы научимся ставить себя на место собеседника и смотреть на стоящие перед нами проблемы его глазами.

В высшем же смысле мы должны слушать не просто братьев и сестер в нашей общей Божьей семье, но прежде всего слова нашего Спасителя, чтобы иметь возможность приобщиться к его духовному ведению и приобрести пользу, перенимая его благочестивую мудрость. Это, в свою очередь, поможет нам уподобиться Иисусу и стать более сострадательными по отношению к нуждающимся (Мк. 8:2), еще лучше служить окружающим (10:45) и с еще большей решимостью каждодневно брать свой крест и следовать за ним (8:34). Теперь же вспомним его жизнь, смерть и воскресение, приобщившись к заповеданным им самим символам хлеба и вина.

Марк Виттакер (12.02.2017г.)

Скачать проповедь «Разные точки зрения и некоторые заблуждения (Ев. от Марка 8)» в формате PDF:
Скачать проповедь в формате PDF

Книги:  |

Комментарии закрыты.