Библейские чтения: Исход 30; Псалмы 88,89; Ев. от Марка 15,16.
В главе 16 Евангелия от Марка мы узнаем, как Иисус изменил жизни нескольких встреченных им людей. Возьмем сначала Марию Магдалину. Она удивительный библейский персонаж. Мы узнаем о ней у Луки 8:2, когда Иисус исцелил ее. Она тут же изменилась, исполненная благодарности за соделанное ей. Лука описывает, как она стала служить Господу используя свои собственные средства (стих 3). Она изменилась от одного прикосновения Иисуса. Иисус должен влиять так и на всех нас, как Павел указал в Послании Римлянам 12:1,2. Единожды узнав Иисуса, мы изменились раз и навсегда. Но наше отношение к нему это наш собственный выбор. Мы можем последовать за ним как Мария, мы можем просто пройти стороной.
Преданность Марии Господу красной нитью проходит через евангелия и особенно трогательна в момент распятия. Она знала, что должна быть рядом с Господом, и мы можем себе только представить все ее мучения и скорбь, когда она видела, что с ним происходит. И она продолжала стоять, наблюдая за тем, как Иосиф Аримафейский и Никодим снимают тело с креста и заворачивают в погребальный саван. Она следовала за ними увидеть как тело кладут в склеп и как отверстие склепа закрывают камнем (Maрк 15:47). Какое горе она испытывала! Это ее Господь, ее целитель, даритель надежды на будущее – и вот он мертвым лежит в могиле.
Следующим утром она была на ногах еще до рассвета. Как мало она спала этой ночью! Она тщательно подобрала благовония для умащения тела, еще один преданный поступок, еще один знак приверженности Иисусу. А насколько мы ему привержены? Как часто наша жизнь движется собственными желаниями, часто несущественными, вместо служения Богу и Его Сыну в первую очередь? Вот как много можем мы почерпнуть из одного примера о Марии.
Приходит она к склепу, а он открыт. В смятении бежит она с криком к Петру и Иоанну, которые ринулись к могиле, а она за ними. В слезах видит она как два апостола заходят в склеп и находят его пустым (Лука 24:10-12). После их ухода, она уже в полной прострации. И вдруг кто-то спрашивает ее, почему она плачет, и она не узнает голос Иисуса (Иоанн 20:14), думая, что это садовник. Могила была в частных владениях, мог быть и садовник. Здесь можно провести параллель с Адамом. Адам был садовником, так как был поставлен заботиться о саде Эдемском. Адам с этим не справился, был изгнан, а люди были наказаны смертностью. Теперь мы видим, как Господь Иисус Христос смерть победил и открыл путь истинно верующим к вечной жизни. Павел рассуждает об этом в 1-м Послании Коринфянам 15:21,22.
Вопрос Иисуса Марии важен: «Кого ищешь?» Мария искала мертвое тело своего Господа. Но она нашла воскресшего Господа! Ее реакция великолепна. Она цепляется за Иисуса. Она потеряла его единожды и не хочет потерять вторично. Спросим же себя: «Кого ищем?» Ищем ли мы воскресшего Господа каждодневно? Наполнили ли жизнь свою поисками Иисуса? Каждый ли день ищем? Поиск это активный процесс, он требует усилий. Господь с нами всегда, но нам надлежит его искать при любой возможности. И мы должны к нему броситься, прицепиться и не ослаблять объятий. Чем больше мы погрязаем в мирском, чем больше стараемся ухватить, тем больше шансов, что всё не удержим. Поэтому нужно выбросить всякую дрянь. Всё, что не важно – выброси, следуй примеру Марии и держись за Иисуса.
Фома это еще один интересный персонаж времен смерти и воскресения Иисуса. Этот «Фома неверующий» был на самом деле очень отважным апостолом. Обратимся к Иоанну 11:16, к моменту воскресения Лазаря. Иудеи намереваются побить камнями Иисуса, и Фома заявляет, что тоже готов пойти на смерть. Впрочем, после смерти Иисуса Фома в вере несколько пошатнулся и даже решил не встречаться с остальными учениками Иисуса в комнате тайной вечери после распятия. Поэтому там он явление Иисуса проморгал. Кстати, прочие ученики обошлись без укоров насчет неявки и неверия, а наоборот, с братской любовью сообщили ему о случившемся. Они были счастливы поделиться с Фомой увиденным. Но Фома ослаб в вере и требовал доказательств. Но апостолы от Фомы не отвернулись, а наоборот, через неделю взяли его с собой на очередную встречу. Иисус появился снова, снизошел до Фомы и показал ему доказательство – пробитые гвоздями руки и прочие раны. Он пригласил его потрогать их и уверовать. Иисус знал, что творится в сердце Фомы и хотел помочь ему избавиться от неверия (Иоанн 20:24-29). И нам нужна вера в невидимое (стих 29), но мы знаем, попроси мы у Господа помощи от неверия и он нам ее подаст. Это как случилось с отцом ребенка, которого Иисус исцелил и тот воскликнул (Maрк 9:24): «верую, Господи! помоги моему неверию». Иногда, когда чувствуем, что пошатнулись в вере, тоже можем также обратиться к Христу.
Когда Фома увидел раны Христовы, его эмоции полились через край, «Господь мой и Бог мой!» (Иоанн 20:28). Эту фразу неправильно понимали как указание на Троицу, а на самом деле Фома видимо цитировал Исаию 25:8,9. Возрадовавшийся Фома цитирует из пророка: «вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!»
Еще два человека играли важную роль при распятии – Иосиф Аримафейский и Никодим. Никодим был фарисеем и упомянут только Иоанном. Это он, как описывает Иоанн, приходил к Иисусу тайком ночью для беседы. Он верил в Иисуса, но суждений своих коллег опасался. И как сильно изменило его жизнь общение с Иисусом! У Иоанна 7:45-53 мы видим, как он осмелел и стоит за Иисуса. После же распятия он окончательно преображается и назад пути нет. Теперь ему наплевать на суждения фарисеев и начальства, и он открыто помогает Иосифу снять тело с креста. Какой урок для нас. Чем ближе мы к Иисусу, тем более мы укрепляемся в вере и готовы стоять за нее.
Также и Иосиф Аримафейский преображался. Мы читаем у Марка 15:43, что он был членом Синедриона, но хорошим человеком, «который и сам ожидал Царствия Божия». Лука нам сообщает (23:51), что он не давал согласия на смерть Иисуса. Хоть он и был последователем Христа, Иоанн поясняет (19:38), что он был «тайный из страха от Иудеев». Но когда он увидел, что произошло, его вера укрепилась и невзирая на последствия он пошел к Пилату просить отдать ему тело Иисуса.
И вот, мы вспоминаем воскрешение Господне через символы хлеба и вина. Когда Иисус воскресил Лазаря, тот вышел из склепа всё еще в саване (Иоанн 11:44), он всё еще оставался смертным. Когда же после воскрешения Иисуса Петр вбежал в склеп, он увидел саван аккуратно сложенным в стороне. Это символ Петру и всем нам, что Иисус перестал быть смертным и воскрес в бессмертие, когда новая смерть невозможна. Какая великая надежда на будущее!
Вспоминая Господа Иисуса, его смерть и воскрешение, мы видим, как он менял жизни людей и может изменить нашу, если мы ему дадим это сделать. Великая надежда есть у нас сейчас, что через его смерть и воскрешение и мы обретем жизнь вечную. Мы видели, как благотворно повлиял Иисус на жизнь Марии, Фомы, Иосифа и Никодима. Испытаем же то же влияние, пока ждем его возвращения. И да продолжит он менять наши жизни, приближая нас к себе вслед за великими примерами. Как сказал Павел братьям и сестрам в Филиппах: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».
Эндрю Коллард (19.02.2017г.)
Скачать проповедь «Иисус меняет жизни» в формате PDF: