Библейские чтения: Неемия 8; Иоиль 3; 2 Фессалоникийцам 3.
Что мы знаем о Неемии? Он был евреем, сыном Ахалиина. Возможно, он был из колена Иуды. Он жил в Персии как изгнанник из его родной Иудеи, о которой он сильно переживал. Он занимал очень важный пост при дворе персидского царя – пост царского виночерпия. Он подавал вино царю Артаксерксу (Неемия 2:1). Перед тем, как подать вино, он сам должен был его попробовать перед царем, чтобы тот убедился, что оно не отравлено. Если его лицо было радостным, это значило, что все хорошо. Если на лице виночерпия была печаль, это сигнализировало царю о какой-то проблеме. Царь знал, что Неемия рискует (он бы умер, если бы вино оказалось отравленным), но он был всего лишь слугой, и его можно было бы заменить в случае чего. Можно предположить, что поскольку он был виночерпием, он также был членом команды царских советников, каковым был до него Даниил.
Имя Неемия означает «Бог утешает». Он был впечатлительным человеком и сильно переживал, если слышал печальные новости о его родине и ее столице Иерусалиме. Он был потрясен, когда узнал, что его любимый город, который возлюбил Бог Израиля, все еще находится в руинах (Неемия 1:3-6). Узнав, в каком бедственном положении жили его соотечественники (стихи 7-10), он решил вмешаться в это дело, только нужно было попросить разрешения царя. Но, несмотря на то, что он занимал важный пост, когда дело дошло до аудиенции у царя, у него не было никакого преимущества перед другими. Мы помним царицу Есфирь, которая была женой царя. Она рисковала, если обращалась к царю, зная, что ее могут казнить, если царь откажется ее выслушать. Все персидские цари имели право лишить человека жизни. Но подобно Есфири, Неемия был храбрым человеком. Он знал, что может поплатиться жизнью, если царь на него рассердится. Он решил воспользоваться возможностью поговорить с царем, когда тот спросил, почему он печальный. Неемия должен был объяснить, что он хотел сделать. Но первое, что он сделал, стоя перед царем, так это молча обратился к Богу небесному, попросив, чтобы Он расположил к нему сердце царя (Неемия 1:11).
Кажется, что молитвы Неемии были очень краткими, но Бог услышал их. Бог смог увидеть, что было у него на сердце. В Неемии 1:4 рассказывается, что он несколько дней плакал, постился и молился. В стихе 6 говорится, что он молился днем и ночью. Из этих слов становится ясно, что Неемия был набожным человеком. С кислева (декабря) по нисан (апрель) он беспрерывно молился Богу. Наконец, у него появилась возможность побеседовать с царем, когда тот обратился к нему с вопросом.
Являемся ли мы, братья и сестры, набожными людьми? Видит ли Бог, что мы переживаем друг за друга и за наше братство в эти последние дни? Просим ли мы ободрения, чтобы продержаться до прихода нашего Господа Иисуса Христа? Просим ли мы дать нам сил, чтобы справиться с проблемами, которые возникают в нашей жизни? Иаков 5:6 говорит: «Много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16). Апостол Павел призывает нас «непрестанно молиться» (1 Фессалоникийцам 5:17). Господь Иисус в Луке 18:1-7 рассказал нам притчу о вдове, которая постоянно приходила к судье, пока тот не дал ей то, чего она хотела. Иисус говорил своим ученикам, что они должны всегда молиться и не падать духом.
В этой главе мы должны обратить внимание еще на одну вещь. Неемия в своей молитве признавал грех Израиля и просил Божьей милости. Он славил Божье имя (Неемия 1:6-10). Подобным образом и мы в своих молитвах должны славить Бога, благодарить Его за милость, что Он простил наши грехи через жертву своего единственного сына Господа Иисуса Христа. Укрепленный своей короткой молитвой, Неемия отвечает на вопрос царя, стараясь привлечь его внимание и вызвать у него обеспокоенность. Кажется, царь удивился, услышав информацию Неемии, и откликнулся на его просьбу (Неемия 2:1-8). В результате царь разрешил Неемии вернуться в Израиль, чтобы восстановить стены Иерусалима и морально поддержать своих людей.
Теперь давайте прочтем нашу сегодняшнюю порцию чтения, Неемия 8. В первый день седьмого месяца тишри (сентябрь/октябрь) народ был в большом возбуждении. Важно, что в этой главе подробно описывается, как поклонялся Израиль. Наверное, люди славили Бога, потому что стены были восстановлены несмотря на нападения врагов. Молитва благодарения за новые стены сопровождалась чтением Закона Моисея (Неемия 8:1). Израильский народ возрадовался, услышав Божье Слово. Всё началось в торжественной обстановке, когда священник Ездра поднялся на деревянное возвышение и все собравшиеся могли его видеть. Мы можем себе представить, как в воцарившейся тишине был слышен шорох разворачивавшегося свитка (стих 5). Слушатели Ездры терпеливо слушали длинный отрывок и, возможно, последовавшее объяснение прочитанного. Все люди слышали слова, но им нужно было их и понять (см. Неемия 8:2). В стихах 7,8 говорится о том, что задачей левитов было перевести слова на понятный народу язык, или скорее, они поясняли трудные для понимания места. Как бы там ни было, долгое время людям не читали Закон Моисея.
Здесь нам напоминают, что в наших взаимоотношениях с Богом мы не должны опираться на поверхностные знания Его Слова. Постоянное чтение освежает нашу память и улучшает понимание. Многие люди, которые считают себя христианами, редко открывают Библию. У них мало знаний и понимания, поэтому их легко сбить с толку ложными учениями. Некоторые даже не читают весь Ветхий Завет. В то же время он является ключом к пониманию Нового Завета! Поэтому давайте улучшим наш подход к чтению Библии.
Как мы увидели, чтение закона вызвало бурю эмоций. Люди осознали свои ошибки и стали массово каяться. Рассказывается, что люди плакали (Неемия 8:9). Но Неемия и Ездра подбадривали людей, они должны были радоваться, что стены города были восстановлены под защитой Бога. А в главе 9 описывается глубокая печаль людей. Люди одевались во вретища и посыпали головы пеплом, это означало их личное покаяние в своих грехах (Неемия 9:1,2). Всё это сопровождалось сердечным прославлением Бога (стихи 3-5).
В истории Израиля мы замечаем неизменную Божью милость. Начиная с творения (стих 6), через обращение к Аврааму и передачи ему обетований (стихи 7,8). От исполнения этих обетований в Исходе (стих 11) и заботы об израильтянах в пустыне (стихи 12 и 15). До передачи заповедей на Синае (стих 13) и передачи земли многочисленному и победоносному народу (стихи 22-25) – во всем этом мы видим Божью руку. Печально, но каждый раз, когда Бог проявлял со своей стороны любовь, его народ отвечал на это неверностью (стих 26).
Урок для нас заключается в том, что мы должны отражать свою веру в нашей жизни. Бог благий, Его милость по отношению к нам безгранична, несмотря на это из-за своих ошибок мы часто так же, как и израильтяне, не отвечаем на Его любовь. У каждого из нас есть грехи, в которых мы должны признаться. Однако Бог показал нам в Иисусе Христе, что Он оправдывает нас верой. Бог нас оправдывает даром (Римлянам 3:22-26). То же самое прощение было и во времена Неемии. «Ты Бог, любящий прощать», – говорит он (Неемия 9:17). Это замечательный дар через Иисуса, то, что мы вспоминаем сегодня, преломляя хлеб. Более того, это надежда на спасение, будущее восстановление наших стен, которое мы празднуем. «День сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте», – говорили Неемия и Ездра народу Израиля в Неемии 8:9. Возрадуйтесь, говорили они, «…потому что радость пред Господом – подкрепление для вас» (8:10). Мы должны очень радоваться свободе, которую завоевал для нас Иисус. «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Коринфянам 9:15).
Майкл Элбо (20.11.2016г.)
Скачать проповедь «Несколько уроков из Неемии» в формате PDF: