Библейские чтения: 3Царств 1, Иеремия 28 и Ев. от Марка 2.
Марк единственный из четырех авторов евангелий, который начинает описание жизни Иисуса Христа, обращая внимание слушателей, что пишет евангелие. В Марка 1:1 он пишет: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Другие три евангелия начинаются по-другому. Иоанн 1:1 говорит: «В начале было Слово». В Луки 1:2 мы читаем: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Матфей 1:1-16 записал родословную Иисуса, уходящую корнями в начало израильского народа. Марк начинает писать свое евангелие, не сообщая ни о рождении Иисуса, ни о семье, в которой он рос. Он написал только три стиха о его крещении (9-11) и только два стиха, касающиеся его искушения (12-13).
Сегодняшняя проповедь основана на трех главах евангелия от Марка, в которых описываются события, произошедшие во время трех суббот. Иисус находится в Галилее – он проповедует, исцеляет, собирает учеников и всё это приводит к большим волнениям среди людей. Толпы людей приходят со всех мест – с обоих берегов реки Иордан, с дальнего севера, например, с Тира и Сидона, и с дальнего юга, например, с Иерусалима. Каждый день происходит много событий. Иисус испытывает все бóльшее давление со стороны людей, они хотят от него всё больше и больше. Поэтому Марк приводит пример, как это было для Иисуса. По крайней мере, в двух местах в этом коротком евангелии он описал два полных дня в жизни Иисуса.
Один день в главе 1 Евангелия от Марка
Собрав четверых учеников, день начинается в Капернауме, об этом написано в стихе 21: «…и вскоре в субботу». Марк часто, более 40 раз в своем евангелии использует слова, обозначающие немедленность: «вскоре», «скоро» и «тотчас». В этот день события разворачивались следующим образом: 1) обучение в синагоге; 2) исцелен человек с нечистым духом; 3) из синагоги Иисус направляется в дом Петра и Андрея; 4) исцелена теща Петра; 5) после 6 часов вечера весь город собрался в доме и многие были исцелены; 6) на следующее утро Иисус уходит в тихое место помолиться; 7) Пётр вместе с другими пошли к нему и сказали, что все его ищут; 8) Иисус решил идти в ближайшие селения и города и в стихе 39 говорится, что он проповедовал там в синагогах. Это был очень насыщенный день, без отдыха. Говорит ли Марк, что это не единственный такой день в жизни Иисуса? – дни были наполнены постоянной деятельностью? Мы подходим к толпе, собравшейся в синагоге. Сначала служба проходит тихо, затем становится очень шумно.
Стих 22 – люди «дивились его учению». Те же слова мы встречаем в конце Нагорной проповеди в Матфея 7:28. Авторитет Иисуса был удивительным. Не то, что у книжников. Люди изумлялись. Может быть, послание стало для нас очень знакомым и мы не сильно изумляемся, читая слова Господа, с которыми он обращался к людям, когда нес им евангелие.
Стихи 23,24 – Люди в синагоге еще больше изумились. Человек, одержимый нечистым духом, стал кричать. Он спросил Иисуса, пришел ли он для того, чтобы убить в нем нечистых духов. Намеревался ли Иисус убить их? В ответ Иисус сказал: «Замолчи и выйди из него» (стих 25). Снова Иисус показал свою власть. Этого человека затрясло, он упал на пол и затем стал здоров (стих 26). Реакция людей описана в стихе 27: они снова изумились Господом Иисусом и его властью над нечистыми духами.
Слава об Иисусе разошлась по всей области. Позднее, спустя века, она распространилась еще дальше – она дошла до нас. Мы услышали и прочли о славе Иисуса. Мы услышали и поверили в новое учение. Во время преломления хлеба мы встречаемся с ним и его Отцом. Мы должны изумляться его власти даже больше, чем это было в тот день в Капернауме. Перед самым вознесением на небеса Иисус сказал в Матфея 28:18: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Воспоминания о Господе не должны стать для нас обыденными до такой степени, чтобы утратить значимость. Нет выше власти, нет лучшего учителя и нет другого имени, с помощью которого мы можем быть спасены (Деяния 4:12).
Другая суббота
Марк в 2:23-28 описывает другую субботу, когда Иисус с учениками проходил полями. Матфей 12:1 говорит, что ученики были голодными. Возможно, в это утро они направились в синагогу, не позавтракав. По дороге они стали срывать на поле колосья. Фарисеи заметили это и стали спрашивать Иисуса, потому что по раввинскому закону ученики нарушили субботу, собирая зерна (Марка 2:24). Иисус оправдал действия своих учеников двумя способами:
- Он использует Писание
Марка 2:25 – какой вопрос он задал фарисеям: «Неужели вы не читали?» Они читали, но не понимали. Давид со своими воинами пришел к Ахимелеху, священнику в Номве (1 Царств 21:1-6). Они были очень голодными и Давид спросил, можно ли им съесть священный хлеб. В стихе 6 перед нами предстает картина, как Давид и его люди слышат запах свежеиспеченного хлеба, который положили на стол, а им предлагают хлеб недельной давности. Обычно его оставляли для священников, но на этот раз он срочно понадобился.
- Он использует власть
Марка 2:27,28 – «Суббота для человека, а не человек для субботы». Бог дал человеку день отдыха от его трудов, этот день он должен посвящать поклонению Богу. Фарисеи написали много законов, предписывающих как люди должны соблюдать субботу. Как Иисус сказал им в отношении уплаты десятины в Матфея 23:23: «Что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру». Распоряжаясь своей властью, Иисус добавил, как мы видели в Марка 1 в синагоге в Капернауме, сказав в этом поле: «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марка 2:28).
Третья суббота
Третья суббота описана в Марка 3:1-6. Был один человек с иссохшей правой рукой. Книжники и фарисеи наблюдали, как поступит Иисус. Стих 3 – Иисус, зная их мысли и помыслы, попросил человека стать посредине, чтобы все могли его видеть. Может быть, его специально привели сюда – Иисус не мог пройти мимо него и не прошел бы. Иисус сжалился над этим человеком, и стоило ждать реакции Иисуса.
В стихе 4 он поставил вопрос, на который может быть только один ответ. И ответ был настолько очевидным, что они просто промолчали: «Душу спасти, или погубить?» Иисус пришел в эту синагогу, чтобы спасти, тогда как фарисеи пришли, чтобы погубить, об этом ясно сказано в стихе 6. В стихе 5 Марк единственный из авторов евангелий, кто описал реакцию Иисуса на это, он разозлился и огорчился. Разозлился, потому что они были упрямыми и сопротивлялись добру, которое нес Иисус. Огорчился, потому что многие в конце последовали за ними. Иисус пришел к своим людям и свои же люди отказались принять его (Иоанна 1:11).
Давайте посмотрим на себя. Мы разобрали, как Иисус провел эти три субботних дня – в эти дни нужно прекратить работу и воздавать славу и благодарить, думая о спасении, которое предоставляет Бог. Точно так же и мы посвящаем время тому, чтобы подумать о спасении, которое принес нам Иисус и в это время мы свободны от работы. Мы знаем, что Иисус пришел, чтобы спасти, а не погубить, об этом нам напоминают символы — хлеб и вино. Мы всегда должны придавать этому большое значение. Можем ли мы показывать, что мы живем с Иисусом, что мы видели чудеса и слышали слова, которые он произнес, и мы изумлены его властью? Можем ли мы восхищаться милостью Бога, который отдал своего Сына ради нашего спасения?
Джон Парри (07.08.2016г.)
Скачать проповедь «Три субботы» в формате PDF: