Библейские чтения: Филиппийцам 3,4.
Наши сегодняшние новозаветные чтения основаны на кратком, но очень сильном послании апостола Павла верующим в Филиппах. Из этого послания мы можем узнать гораздо больше о человеке, его написавшем, т.е. о Павле, поставленном апостолом для язычников. Мы видим его смирение и то, как он сосредоточил свою жизнь и все свои жизненные цели на Иисусе. В первой главе, ст. 19, апостол благодарит членов этой небольшой экклесии за их молитвы о его избавлении. В стихах 20 и 21 записаны такие его слова: “При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос…” Мы видим в Павле умиротворенного человека, человека молитвы, который думает и заботится об остальных.
Павлу далеко не безразлично физическое и духовное состояние этой маленькой экклесии. Это сразу становится заметным при чтении начальных стихов в первой главе (стихи 3-7). Он благодарит Бога за них всякий раз, когда молится, и, особенно, за то общение, которое он имел с ними с момента их первой встречи. Причина, по которой Павел так сильно любил и ценил братьев и сестер в Филиппах, становится понятной из чтения книги Деяний Апостолов. В шестнадцатой главе этой книги, ст. 6, описывается второе миссионерское путешествие Павла. Мы можем вспомнить, что во время своего первого путешествия Павел и Сила посещали галатийские экклесии, а потом намеревались пойти дальше и распространять Евангелие в Азии. Как сообщается нам в Деяниях, это их желание не совпадало на тот момент с волей Божьей, а потому они, вместо этого, были направлены Святым Духом в Трою. Павлу было явлено видение мужа из Македонии. Мы точно таким же образом иногда нуждаемся в указаниях от Бога и, потому, обращаемся к нашему Небесному Отцу с молитвой о том, чтобы Он направлял нас на верный путь в нашей жизни.
Они тут же отправились в Неаполь, являвшийся филиппийским портом, чтобы донести Евангелие до новых земель в Македонии. Мы читаем, что первой из обратившихся была Лидия, женщина обеспеченная и щедрая. Она приняла крещение вместе со всем своим домом. Затем последовал случай с молодой служанкой – девушкой, которая предсказывала судьбу и, тем самым, приносила большой доход своим хозяевам. Силой Божьей она была исцелена, в результате чего её хозяева потеряли источник дохода и, обозленные на Павла и Силу, добились их заключения под стражу. Для апостолов это заключение в темницу стало трудным испытанием, однако концом его стало обращение темничного стража и всей его семьи.
Члены новой экклесии в Филиппах были очень гостеприимны и радушны по отношению к Павлу. Павел вспоминает, что несмотря на огромные расстояния между ними, они участвовали в его бедах и он получал от них помощь не единожды (Флп. 4:14:18). Павел продолжает в стихе 19 и говорит, что Бог, в ответ на их доброту, позаботится об их будущих нуждах. См. также 2 Кор. 11:8,9.
Город, в котором находилась и проповедовала эта небольшая, но жизнедеятельная экклесия, был назван в честь царя Филиппа Македонского. Это был один из основных городов, расположенных неподалеку от Эгейского моря. Во всем этом мы можем видеть действие Божьей руки, потому что Филиппы находились на пересечении торговых путей, пролегавших через всю эту область. Данный город, тем самым, имел наилучшее положение для распространения Евангелия. Неудивительно, что Павел и Сила были направлены в это место. Филиппы были первым на территории Европы городом, в котором возникла экклесия. По сути, это была процветающая римская колония, в которой действовали римские законы. Большая часть жителей города были римлянами, среди которых находились отставные легионеры, вернувшиеся по окончании своей службы в Филиппы для того, чтобы провести в этом уютном и гостеприимном уголке мира остаток своих дней. Филиппы, таким образом, были классическим примером римского города, и именно по этой причине Павел использует в своем послании филиппийцам особые слова, имеющие особое значение.
Так, к примеру, слово “жительство” в 3:20 имеет значение “гражданство”. Большинство жителей этого города не являлись греками, но были римлянами, имевшими все права и привилегии римского гражданина. Можно видеть, как Павел противопоставляет их положение с положением верующего. Его начальные слова в этом послании выглядят следующим образом: “Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами”. Весьма небезынтересен тот факт, что и к верующим в Риме он обращается тем же способом: “Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию” (Римл. 1:1). Также и в Послании к Колоссянам 4:12 он пишет: “Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа”. В первом Послании Коринфянам 7:22 Павел говорит: “Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов”.
Все эти отрывки объединяет присутствующее в них слово “раб”. Только поразмышляйте над значением этого слова, употребленного в данных стихах! В Флп. 1:1 Павел сообщает филиппийцам, что он является рабом Господа Иисуса Христа чрез Евангелие милости, полученное им на пути в Дамаск. И к филиппийцам, и ко всем прочим своим последователям он обращается с призывом стать рабами – рабами Господу Иисусу Христу и друг другу! Это довольно трудный урок для нашего усвоения и, тем более, для применения в своей каждодневной жизни. Чтобы быть настолько смиренным, нам необходимо постоянно бороться со своей плотской природой. Павел призывает братьев и сестер в Послании (4:2) помогать Еводию и Синтихию быть смиренными и пребывать в мире друг с другом.
Насколько же всё это должно было отличаться от тех отношений, что имели между собой прочие люди, проживавшие в римской колонии в Филиппах! Они чрезвычайно гордились своим гражданством и правами, которыми оно наделяло их. Всё это наводит Павла на еще одну мысль. Он пишет в 1:27: “Живите достойно благовествования Христова”. И затем опять в 3:20: “Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя…”. Как мы уже видели, слово, переведенное как “жительство” происходит от греческого термина, имеющего значение “гражданство”. В одной из современных версий перевода Нового Завета в этом месте так и говорится: “Наше гражданство на небесах”. Иными словами, наше жительство или гражданство не находит своего воплощения в нынешнем мире. У нас есть выбор: либо принадлежать этому миру, либо ожидать будущего Царства. Мы избрали для себя второе, а именно, принадлежать к Царству Божьему. Посему, мы, отныне, рабы Иисуса.
Павел смирил себя и сделался рабом Господа Иисуса даже несмотря на то, что его несбывшаяся карьера могла бы привести его к весьма высокому положению в иудейском обществе тех дней. Он, по его собственным словам, был “из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей… по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою” (Фил. 3:5-7). С мгновения его призвания на пути в Дамаск он всегда видел и понимал необходимость ставить Господа Иисуса Христа превыше всего остального в своей жизни. Он был ослеплен сияющим светом видения Господа, и это привело его к осознанию того, что Господь Иисус должен был стать для него “светом мира”. С того самого дня Иисус и Его Небесный Отец занимали весь его разум и не сходили с его уст. “Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Флп. 2:10,11).
Почему Апостол Павел выбрал и принял для себя нелегкую участь раба Господа Иисуса? Для чего вообще занимать столь низкое положение в жизни, отказываясь от прав, которыми в обществе располагают другие?
Дело в том, что собираясь в очередной раз вспоминать Господа Иисуса Христа посредством хлеба и вина, мы вновь и вновь размышляем над его совершенной жизнью. То была жизнь самоотвержения и самоотречения, и основывалась она на смирении и послушании Божьей воле. Эта жизнь была полностью посвящена другим.
Павел призывает филиппийцев, а вместе с ними и нас тоже, стать рабами Иисуса, ибо Иисус сам стал служителем для нас. “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп. 2:5-8). Иисус добровольно стал рабом для своего Отца и для нас, дабы мы со всеми остальными верными могли стать семенем Авраама и наследниками по обетованию.
Десмонд Мур (26.06.2016г.)
Скачать проповедь «Слуги и рабы» в формате PDF: