Библейские чтения: И.Навин 8, Исаия 12 и 1-е Тимофею 1-3.
Победа Израиля над Иерихоном стала чудесным событием. Священники, воины и весь народ прошли маршем вокруг города, чтобы напугать его жителей. В последний день, когда затрубили трубы и сыновья Израилевы громко закричали, стены города рухнули, и только дом Раав устоял. Народ Иерихона был полностью истреблен. Дети Израилевы знали, что это Господь сражался и победил в битве за них. Поскольку это был первый захваченный город и Господня победа, все трофеи должны были быть посвящены Господу. В книге Иисуса Навина 6:17,18 говорится: «Но вы берегитесь заклятого… И всё серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню».
Это простой, но важный принцип. Израиль должен был отдать все трофеи из Иерихона Господу. В этой победе, которую совершил Господь, всё должно было быть посвящено Ему. Этот принцип был изложен в Законе Моисея, где всё первородное отдавалось Богу. Это относится и к нынешнему времени. То, что принадлежит нам, в первую очередь должно предназначаться Богу. Будь это наша собственность, наше время, наша работа – прежде всего посвящайте это Богу. Иисус подчеркнул важность этого принципа в Матфее 6:33: «Ищите же прежде Царства Божия». Если мы будем так поступать, нам будут даны великие благословения. Израиль должен был отдать Богу все трофеи битвы за Иерихон, и тогда им было бы разрешено оставить себе всю добычу из других захваченных городов. В Иисусе Навине 8:2 говорится: «Сделай с Гаем и царем его то же, что сделал ты с Иерихоном и царем его, только добычу его и скот его разделите себе».
Посвящая всю добычу в первую очередь Богу, люди получили великое благословение разделить между собой трофеи из Гая. Это действует только в случае, если будут исполнены заповеди. К сожалению, Израиль не выполнил этого.
Весь Израиль пострадал
Книга Иисуса Навина 7 описывает поражение при захвате города Гай. Главной причиной этого стал корыстный поступок Ахана. Он не захотел в первую очередь отдать захваченное Богу и присвоил часть заклятого. Прежде чем воздать посвящение Богу, он исполнил свои желания, и это имело последствия не только для него самого, но и для других. Далее в этой главе мы читаем о способе, который использовал Бог, чтобы обнаружить грех Ахана. Сначала было отобрано колено, потом – племя, потом – семейство для постепенного выявления виновного. Поскольку отбор шаг за шагом приближался к его семье, Ахан понял, что совершенное тайно, скоро должно было стать для всех явным. Можно не сомневаться, что всё, что мы делаем, хорошо известно Богу! Возможно, подобно Ахану, мы думаем, что наши поступки неизвестны другим, но Бог видит всё – и хорошее, и дурное. Поэтому ежедневно, в любую минуту нам следует вести себя так, чтобы угодить Богу.
Хотя только один Ахан был виновен в том, что присвоил одежду, серебро и золото, это имело далекоидущие последствия. Не только он был убит, но и вся его семья. Нам прямо не сказано, почему случилось именно так, но Бог справедлив, и члены семьи могли поддержать Ахана в этом акте неповиновения, возможно, помогая ему сделать и спрятать тайник в своем семейном шатре. Чтобы остановить распространение греха среди народа, Бог уничтожил всю семью. Весь Израиль также пострадал от поступка Ахана, включая тех 36 человек, которые были убиты во время первой попытки поразить город (Иисус Навин 7:5). Захват Гая должен был стать легкой победой, но закончился безуспешно, по крайней мере, с первого раза. Бог не благословил их на победу, ибо между ними был совершен греховный поступок. Пока эта проблема не разрешилась, народ не мог успешно двигаться дальше. Это интересный принцип духовной жизни. Мы можем считать, что наши собственные дела никак не влияют на других, но это неверно. Мы можем думать, что наши дела никому неизвестны, но они имеют последствия для других. Даже в самые личные моменты жизни мы должны служить и угождать Господу, чтобы этого не произошло.
Весь Израиль сражается
Итак, поскольку весь Израиль пострадал от последствий греха Ахана, все израильтяне должны были принять участие в его устранении. Когда это было сделано, весь народ, способный воевать, был призван сражаться за Гай (Иисус Навин 8:1) в отличие от той битвы, когда две или три тысячи человек пытались поразить город, но безуспешно (Иисус Навин 7:3). Израиль должен был понять, что работу Божью следует делать всем вместе. Все должны участвовать в битве. Всегда легче переложить работу Господню на чужие плечи, позволив другим сделать ее. Однако участвовать в ней должны все братья и сестры. Как только Израиль понял это, битва за Гай была выиграна.
Кроме того, Бог дал им четкие инструкции, как сражаться в этой битве. Часть войска должна была выманить жителей Гая из города, сделав вид, что бежит от них. Когда жители Гая кинулись преследовать их, Гай остался незащищенным. Тогда 30000 израильтян, которые спрятались в засаде, вошли в город и разрушили его. Когда жители Гая поняли, что случилось, было уже поздно, и Израиль одержал победу. Бог разработал этот план. Он дал четкие указания Иисусу Навину, как сражаться в этой битве. Выполняя инструкции, Израиль победил. Это очень простое правило. Если мы исполняем заветы Бога, наша жизнь будет лучше для нас. Жизнь не всегда становится спокойной или легкой (мы знаем это, потому что видим, как многие верные Богу герои Библии сталкиваются с испытаниями), но именно она формирует наш характер. Жизнь по человеческим стандартам, а не по Божьим законам, в конце концов, приведет к катастрофе.
Благословения и проклятия
Когда Гай был захвачен, народ сразу направился на север в Сихем. Они исполняли наставления Моисея из Второзакония 11:29-32 и 27:11-14. Двенадцать колен разделились и встали на двух горах – Гаризим и Гевал – по шесть колен на каждой. Тогда левиты огласили 12 проклятий, которые народ должен был подтвердить, воскликнув «Аминь». Проклятия из Второзакония 27:15-26 вступят в силу, если народ будет вести себя нечестиво. Бог решил сказать об этом, потому что именно с таким образом жизни Израиль столкнется, когда войдет в землю Ханаанскую. Конечно, Бог не хотел, чтобы Его народ жил так же, как хананеи.
На вершине горы Гевал, горы проклятия, Иисус Навин построил жертвенник для всесожжений. На горе Гаризим, горе благословения, такой жертвенник был не нужен. Таким образом Бог предлагал покрыть проклятия. Чтобы подчеркнуть этот момент, Иисус Навин написал на обмазанных известью камнях слова закона (Второзаконие 27:4), которые были тоже установлены на горе Гевал. По-видимому, со временем известь сотрется, и буквы закона исчезнут, обнажая неровные камни под ней. Из Даниила 2:34 и 44 мы знаем, что камень, которого не касалась рука человека, есть символ Господа Иисуса и Царства, которое он воздвигнет.
Поэтому на вершине горы Гевал, горы проклятия, закон постепенно исчезнет, чтобы открыть Спасителя, Иисуса, который предоставил путь искупления от греха и смерти. Иисус становится источником великих благословений и немеркнущей радости. Павел подразумевал эти стихи, когда писал в Галатам 3:10-14: «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере… Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников».
Пока мы готовимся войти в нашу Землю Обетованную (Царство), будем помнить заповеди Бога и исполнять их каждый день. В первую же очередь, давайте вспомним сейчас Господа Иисуса в символах хлеба и вина. Он дал нам путь обретения вечной жизни, если мы решили принять его.
Эндрю Брамхилл (22.05.2016г.)
Скачать проповедь «Израильтяне захватывают Гай» в формате PDF: