Ежедневные порции Библии: Ездра 1,2; Осия 5 и Деяния 21,22.
Имена важны – они определяют, кто мы есть, и информируют других о том, к какой семье мы принадлежим. У некоторых из нас имена, данные при рождении (имеются в виду фамилии – прим. переводчика), могут измениться. Например, большинство женщин, выходящих замуж, меняют свою фамилию на фамилию мужа, чтобы показать, что они теперь являются новым членом его семьи. Однако могут быть и другие причины поменять имя. Подумайте об Авраме, чье имя было изменено на «Авраам», так как изменились его отношения с Богом. В книге Бытие 17:1-14 нам рассказывается, что Бог заключит завет, обещая Авраму, что он станет отцом многих народов. Итак, его имя, означающее «высокий отец», стало означать «отец множества» или «отец многих народов». Это новое имя связывало данного человека с Божьей целью.
В нашем первом чтении из Ездры 2 приведен список семей и народов, вышедших из Вавилона с Ездрой, чтобы вернуться в свою родную землю – Израиль. Почему они перечислены? Должна быть какая-то причина. Мы все сталкивались со списками людей – например, со списком христадельфиан, проживающих в определенной стране. Давайте подумаем о причинах данного списка из книги Ездры 2. Еврейскому народу их название напоминает об их традициях, прародителях и об обетованиях, данных их праотцам: Аврааму, Исааку и Иакову. Эти патриархи являются частью цели Божьей относительно Его народа, и, являясь израильтянами, они носили частичку Божьего имени!
Ездра осознает важность сохранения имени семьи, когда замечает, что даже священники (которые должны были подавать хороший пример) женились на женщинах, которые были не израильтянками. В книге Ездры 10:3 он требует, чтобы израильтяне удалили от себя этих жен, которые не верили в Бога. Для того чтобы получить новое имя или присоединиться к иудейской семье, требовалось принятие их отношений с Богом и обетований, которые Он сделал их праотцам. Данное действие, предпринятое Ездрой, не являлось спонтанным, скорее наоборот, тщательно продуманным в течение более чем трех месяцев! Но почему это настолько важно?
По Закону Моисееву священникам не разрешалось жениться на ком-то, кто был осквернен или распутен (Левит 21:10-14). Подобный брак с женщиной, которая не являлась израильтянкой, подорвал бы их работу и являлся бы плохим примером для других. Апостол Павел пишет в 1 Тимофею 3:11, что жены диаконов должны быть «честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем». Итак, соглашаясь поменять имя, становясь известными как христианин или последователь Христа, человек показывал свое желание вести образ жизни по более высоким моральным стандартам. Это требовало настолько близкое следование примеру Иисуса, насколько было возможно.
В книге Осии, у его жены Гомери было двое детей, которым были даны определенные имена, выбранные Богом. Такие имена родители не выбрали бы, однако они несли в себе очень важное послание для Израиля. Первенца звали Изреель, и имя его говорило о том, что израильское царство скоро подойдет к концу, и его народ будет рассеян среди язычников (Осия 1:4). Второго ребенка звали Лорухама, ее имя означало, что Бог не проявит более милости по отношению к этому народу (стих 6).
Из этого мы узнаем, что по причине недостатка веры Израиля, а также из-за того, что они верили в языческих лжебогов, они будут наказаны. Они предпочитали служить идолам вместо того, чтобы слушаться Бога своих отцов. По этой причине Господь Бог положит конец царству Израиля и рассеет народ. Однако через веру и послушание Авраама, возложившего свою надежду на Бога, все народы будут благословлены!
По этой причине в завтрашней главе книги Осии 6:1 содержится чудесный призыв к народу: «Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны»! Вот он, этот радостный призыв: «Пойдем и возвратимся к Господу!» В стихе 3 становится понятно, какова польза в том, чтобы вернуться к Господу – мы познаем Бога!
Великое Божье заветное имя «Яхве», означающее «Он – Тот, Кто будет», открыто Моисею в книге Исход 3:13,14 в горящем кусте, когда он спросил Бога о Его имени. Это имя не похоже ни на одно другое в Писании – это заявление о Божьей цели относительно бессмертных верующих. Когда все связующие стихи объединены вместе, Его цель весьма ясна – те, кому дарована жизнь вечная, обретут также Божью природу. Когда Иисус говорил Иоанну в книге Откровение 2:17 об экклесии в Пергаме, Он обещал преданным верующим новое имя! Из этого мы уже увидели, что новое имя означает особенные отношения с Богом. Замечательная вещь, которую хочется ждать с нетерпением!
Когда ангел Гавриил сообщил Марии, что она была выбрана для того, чтобы стать матерью Сына Божьего, он сказал, что назвать ребенка необходимо будет Иисус, потому что Он спасет Свой народ от их грехов (Матфей 1:21). Это имя выбрал Бог, у Марии и Иосифа не было права голоса. Это еще один пример того, как Бог выбрал имя, соответствующее индивидуальной роли в плане Божьем – Он должен был стать Спасителем не только Израиля, но всего человечества. Это Человек, потомок Авраама, через Которого весь мир будет благословлен. Но поведение Иисуса разительно отличалось от людей в Израиле, которыми Он был окружен, многие из которых желали Его смерти. Причиной тому была Его непорочная жизнь, которой мы будем радоваться сегодня посредством хлеба и вина.
В Евангелии от Иоанна 1:41, когда Иисус выбирает Своих учеников, Андрей говорит своему брату Симону Петру: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос». Ссылаясь на Иисуса, Матфей, Марк, Лука и Иоанн в своих Евангелиях соединяют оба этих имени – Иисус Христос. Таким образом они характеризуют этого Человека и провозглашают Его цель. Также в Евангелии от Матфея 1:1 четко названо происхождение Иисуса – Он произошел из семьи Давида и Авраама.
В книге Деяния 22 описано, как Павел защищался перед властями, а также детали этого разговора. Он был ослеплен ярким светом (стих 6), затем отведен в древний город Дамаск (стих 11), где встретил благочестивого человека по имени Анания. Увидев Павла впервые в своей жизни, он обращается к нему: «Брат Савл!» (стихи 12,13). Итак, этот человек, ранее гнавший последователей Иисуса, присоединялся теперь к своей новой семье верующих во Христа.
Какое поразительное изменение. Савл был иудеем из колена Вениаминова, фарисеем, законником и экспертом касательно Закона Моисеева. Он также являлся внушающим страх преследователем ранних верующих (Филиппийцам 3:5,6). Здесь описан важный момент: даже несмотря на его опыт и образованность, ему все равно необходимо было принять крещение, чтобы присоединиться к семье верующих, стремящихся жить свои жизни достойно Иисуса.
Позднее в жизни Павла ему пришлось объяснять братьям и сестрам в Галатии, почему крещение было столь необходимо (Галатам 3:27-29). В этой главе Павел напоминает нам о том, что Бог сделал удивительные обетования Аврааму (стих 16) и его Потомку, Иисусу Христу. Мы в точности знаем, что было обещано – вечное владение землей Израильской, границы которой были установлены Давидом и Соломоном. Также Аврааму было обещано воскрешение к жизни вечной, благодаря которому он сможет владеть этой землей. Но здесь намного больше, чем всё вышеперечисленное! Данное обетование доступно также и другим, желающим верить и быть частью семьи Божьей.
Через крещение во имя Иисуса мы становимся членами семьи, основанной Авраамом. Наша семья – особенная, состоящая из мужчин и женщин, независимо от их национальности, статуса или пола, которые равны между собой и разделят новое имя. Давайте сейчас вспомним Иисуса посредством символов, хлеба и вина. Через свою жизнь, смерть и воскрешение Он дал нам возможность получить это новое имя по Его возвращении!
Кен Майлз (08.11.2015г.)