Библейские проповеди
Смирение
13.09.2014

Отрывки ежедневных чтений: 4 Царств 20, Иезекииль 10 и Лука 6.

«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Притчи 15:33). «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом…» (Исаия 57:15).

У слова «смирение» есть два различных значения, которые легко спутать. Например, мы можем рассказывать об очень скромном доме или о незамысловатой работе, подразумевая простой по обстановке дом или работу, которая не требует каких-либо специальных навыков. Но эти значения существенно отличаются от того, что имеется в виду в стихах, процитированных выше. Здесь при использовании слов «смирение» и «смиренный» говорится о «кротости» или «раскаянии». Вполне возможно, что человек, занимающий низкое положение в жизни, чрезвычайно горд, или даже гордится своей скромностью. Как сказано в книге Иеремии 17:9, сердце человеческое может быть весьма лукавым! С другой стороны, есть люди, занимающие высокое положение на своей работе или являющиеся финансово успешными, которые в то же время остаются кроткими сердцем.

Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих библейское использование данного слова. Первый пример – это царь Манассия. Он был одним из худших царей Иудеи и совершил очень много зла, вплоть до того, что даже приносил человеческие жертвоприношения идолам (4 Царств 21:1-9). Он уничтожил всё хорошее, сделанное его отцом, царем Езекией. В конце концов, ассирийцы увели его в плен в Вавилон. Вторая книга Паралипоменон 33:12 рассказывает о его раскаянии: «И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих». Он стал смиренным, с сокрушенным духом признал свои грехи и попросил у Бога прощения в молитве. Его молитва была услышана, и он провел остаток дней своих в поисках Бога. Однако последствия зла, сотворенного им, невозможно было устранить. Ему пришлось жить с результатами того, что он натворил, несмотря на то, что он уже был прощен.

Второй пример – царь Езекия, который являлся одним из величайших царей Иудеи. Он вернул народ Израилев к Богу после пагубного правления своего отца, царя Ахаза. Однако после того как Езекия оправился от тяжелой болезни, царь вавилонский отправил к нему своих послов с дарами. Визит столь важных людей впечатлил Езекию. Он с гордостью показал гостям все сокровища дома Божьего (4 Царств 20:12,13). И после этого пророк Исаия был отправлен к Езекии, чтобы сообщить ему, что все богатства, которыми он хвалился, будут унесены, и что его собственные сыновья будут уведены в плен (ст.14-18). Езекия раскаялся в том, что проявил подобную гордость, и «смирил» себя.

В притче, описанной в Евангелии от Луки 15:11-32, гордый молодой человек попросил своего отца заранее отдать ему часть его наследства, а затем пошел своим путем. Он вел разгульную жизнь, и через некоторое время его жизнь изменилась настолько основательно, что он начал испытывать невыносимый голод. Это заставило его задуматься о своем прошлом – в стихе 17 сказано, что он «пришел в себя», или признался сам себе, что согрешил. И он решил вернуться к своему отцу с сокрушенным духом и покаяться.

Вот три примера людей, которые согрешили. Они осознали свой грех (что зачастую является наисложнейшим шагом!), а затем раскаялись перед Богом и перед окружающими людьми, не пытаясь оправдать себя. В Евангелии от Луки 7:1-10 мы знакомимся с выдающимся человеком. Этот римский сотник был очень богатым человеком, построившим синагогу в качестве подарка своим еврейским друзьям. Будучи сотником, он являлся человеком власти и стоял во главе гарнизона солдат. Несмотря на столь большую ответственность, он выкраивал время для заботы о своем больном слуге, который был дорог ему. Он слышал об Иисусе и, возможно, даже знал царедворца из Капернаума, преодолевшего большое расстояние, чтобы найти Иисуса, потому что его сын тоже был болен. Этот царедворец нашел Иисуса, и Тот сказал ему: «Пойди, сын твой здоров» (Иоанн 4:50). Его сын был исцелен, и вера царедворца была вознаграждена. Сотник был убежден, что Иисус сможет исцелить его слугу, и что Ему даже нет необходимости приходить к сотнику в дом. Не считая себя достойным обратиться напрямую к Иисусу (Лука 7:7), он отправил иудейских старейшин, чтобы они поговорили с Иисусом вместо него. Старейшины попросили Иисуса прийти в дом к сотнику, но когда сотник увидел Иисуса приближающимся, он отправил своих друзей сказать Ему в стихе 6: «Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Сколь великое проявление смирения! Подумайте о разнице между римским сотником главной мировой державы того времени, и Иисусе, Который был скромным евреем из Галилеи. Сотник был чрезвычайно богатым человеком, в то время как у Иисуса даже не было регулярного источника дохода. Сотник являлся властным человеком, тогда как у Иисуса вообще не было власти над людьми. Сотник посчитал себя недостойным встретиться с Иисусом лицом к лицу. Неудивительно, что Иисус провозгласил в стихе 9: «…не нашел Я такой веры». Он увидел человека преуспевающего по человеческим меркам и в то же время столь смиренного.

В конце той же главы в стихах 36-50 перед нашим взором предстают два других человека – фарисей Симон и женщина, омывшая ноги Иисуса. Симон пригласил Иисуса в свой дом, но не оказал почестей, которые в то время было принято оказывать гостю. Иисус сравнил смиренное поведение этой женщины с поведением Симона. В Евангелии от Матфея 11:28-30 содержится замечательный призыв Иисуса: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Иисус знал, что происходило в сердце этой женщины. Она поистине раскаялась и смирилась, что имеет большое значение в глазах Господа.

Обратимся, наконец, к Иисусу – величайшему Человеку, Который когда-либо жил, и в то же время Человеку поистине смиренному. В Послании Филиппийцам 2:7-8 мы узнаем, что Он «…уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Возможно, именно во время последней вечери Иисус показал ученикам Свое подлинное величие и покорность. По обыкновению, самый низкопоставленный слуга встречал гостей и снимал с их ног обувь, чтобы затем омыть их ноги. Но на той вечере не было слуги, поэтому все ученики сели за стол, и никто из них добровольно не взял на себя обязанностей слуги. Возможно, некоторые из них подумали о том, что это должен был сделать самый молодой ученик, основываясь на том, что сказал Иисус в Евангелии от Луки 22:26. В конце концов, Иисус Сам поднялся и исполнил обязанности слуги. Он омыл ноги Иоанна – ученика, которого любил; Петра, с его порывистым характером, который был очень открытым и искренним человеком. Когда очередь дошла до Иуды Искариота, вероятно, у Иуды в кармане лежала часть украденных им денег. Но Иисус учил их в Евангелии от Матфея 5:44 – «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…». Омывая ноги Иуды, Иисус полностью выполнил Свое собственное учение.

Сложно быть по-настоящему смиренными, но Иисус просит нас быть таковыми, следуя Его примеру. Вкушая от этих символов тела и крови Иисуса, давайте поразмышляем о том, как Он стал слугой для нас. Он отказался от всех мыслей о гордости, статуса и репутации, и нам необходимо сделать то же самое.

Дэвид Бадден (14.09.2014г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.