Библейские проповеди
Кто имеет уши слышать, да слышит!
20.09.2014

Отрывки ежедневных чтений: 1-Паралипоменон 4, Иезекииль 17, Лука 13,14.

Когда люди нуждаются в помощи, часто слух помогает им. Но что делать, когда теряется мотивация слышать Слово Божье? К сожалению, это случается со многими людьми на протяжении многих веков, включая и библейские времена. В таких случаях Бог использует различные стратегии, чтоб вернуть нас на путь истины. Он знает, как легко мы отвлекаемся и сосредотачиваем внимание на мирских вещах и теряем духовное восприятие.

Царь Давид однажды так далеко отошёл от веры (после его романа с Вирсавией и совершенного после него злодеяния), что Бог использовал притчу для привлечения его внимания. Во второй книге Царств 12:1-4 описывается история, в которой Бог посылает пророка Нафана к Давиду, чтобы тот рассказал ему притчу. В ней фигурирует богатый человек, который захотел накормить своего гостя, и забрал у соседа-бедняка единственную овечку, поскольку пожалел взять животное из своего стада. Когда Давид услышал про это, то разгневался и воскликнул, что этот злой человек должен умереть. Однако Нафан ошарашил его: «Ты – тот человек!» Это была тактика шока, но она привела мысли царя в порядок, заставила его задуматься и покаяться. Притчи построены так, что могут влиять на человека, если тот находится в состоянии, когда прямое обращение бесполезно. Когда мы читаем притчи, мы должны думать более глубже, чтоб понять скрытую в них весть. Вот почему Господь Иисус сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матфея 11:15).

Во второй порции ежедневных чтений мы разбираем пророчества Иезекииля, адресованные находящимся в вавилонском плену евреям. Пророк пытается убедить своих соотечественников, чтоб те не торопились возвращаться в Иерусалим. У них была огромная уверенность, что плен продолжиться всего несколько лет, они думали, что Навуходоносор никогда не сможет захватить Иерусалим. Чтоб показать людям их неправоту, Иезекииль лежит на боку день за днем на рынке, символически изображая, что вавилонские атаки не прекратятся (Иезекииль 4). Чтоб помочь им понять, что в настоящий момент царство Божье на земле подходит к концу, Иезекииль произносит притчу про большого орла (Иезекииль 17:1-10). Орел (символизирующий Навуходоносора) налетает на Иудею, забирает большое дерево (царя Иоакима) и переносит его в Вавилон. Далее он сравнивает последнего иудейского царя Седекию с «семенем земли», которому была дана возможность процветать, но тот искал помощи у другого народа. Второй «орел с большими крыльями и пушистый» символизирует фараона Египта.

Иезекииль здесь задает несколько вопросов. Будет ли успех от двуличной политики царя Седекии? Отступит ли Навуходоносор под напором Египта? Имело ли значение нарушение Седекией союза с Навуходоносором, когда он поклялся перед Богом? Конечно, это имело значение: «Посему так говорит Господь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня» (Иезекииль 17:19,20).

Но придет время, говорит пророк, когда дерево Иуды снова вырастет. Бог посадит в Иерусалиме молодую ветвь, и она «пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его» (Иезекииль 17:23). Царство Божие будет восстановлено, и город Иерусалим будет прославлен, когда Царь Иисус будет царствовать там. Иезекииль хотел, чтоб его слушатели поняли, что Седекия не может освободить их из плена, но в один прекрасный день это сделает Бог.

У нас есть надежда, что Иисус вернется как отрасль от дерева Иуды, которая будет снова расти в Иерусалиме. (Исайя 11:1-5). Как народ израильский в Ветхом Завете, мы можем видеть мировые события и размышлять над библейскими пророчествам и как они будут исполняться. Но в пророчестве есть много мелких деталей, о которых мы не упомянули, и можно так легко разочароваться, когда наши ожидания не сбудутся. Вместо этого мы должны сосредоточиться на уверенности, что замысел Бога будет исполнен в определенное Им время. Пророк Исайя сказал, что хоть города Иуды и будут разрушены, и земля пустынна, всё равно будет остаток на земле. Однажды этот остаток вновь вернётся к жизни (Исайя 6:13, 11:1). Бог никогда не оставит Себя без свидетелей, и картина процветания Царства Божьего вновь может радовать наши сердца. В книге Откровения 22:2 сказано: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов».

В своих притчах Иисус также говорил о деревьях. Поскольку он знал Писания очень хорошо, то часто ссылался на Ветхий завет. Таким образом, в Евангелии от Луки 13:18,19 он говорил о появлении Царства Божьего как маленького ростка горчичного семени, который затем рос и в конце концов вырос большим деревом: «Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его». Эта причта возвращает нас обратно к Иезекиилю 17, а также другим местам Писаний, как например Иезекииль 31:3-9 и Даниил 4:12, где народы сравниваются с большими деревьями. В двух притчах, изложенных у Луки 13:18-21, о горчичном семени и закваске Иисус заостряет внимание на изменениях. Царство Божье принесет огромные преобразования для нашего мира, и люди также сильно изменятся. Некоторые исследователи Библии считают, что закваска представляет собой разложение этого мира, и Царство Божье не будет связано с преобразованием отдельных людей. На самом деле эта притча также и об индивидуальном изменении. Если Евангелие работает в нашей жизни, то изменения, происходящие в нас, будут очень хорошо видны, главным образом в наших поступках и действиях. Но мы должны быть очень внимательны к тому, что говорит Слово Божье, и быть готовы действовать в соответствии с ним. Как говорил Иисус, мы должны иметь «уши, чтоб слышать», что Бог говорит через Писания.

Народ израильский имел прекрасную возможность изучать цели Бога, когда Иисус жил среди них. Он был живым примером божьего послания, и его жизнь была демонстрацией характера Бога. Но большинство людей закрыло свои уши, чтоб слышать. У некоторых были предубеждения, так как они думали, что Иисус был необразованным плотником. Другие отказывались слушать, потому что он критиковал их (Матфея 21:45). Иисус пытался смягчить сердца людей и сделать их полезными и плодотворными. Он знал, что его время ограничено, и наступают тёмные и опасные времена для израильтян. Поэтому Иисус рассказывает другую притчу о дереве, на этот раз о бесплодной смоковнице, которую должны были срубить. Виноградарь (Иисус) говорит, что он хочет попытаться сделать эту смоковницу плодовитой. Владелец виноградника (Бог) дает ему такую возможность, но если после приложенных усилий она всё равно не принесет плода, то тогда придется её всё-таки срубить.

На протяжении своего служения, Иисус пытался убедить людей услышать благую весть о спасении и ответить на нее. Если бы только они стали снова плодотворны, воздав Богу хвалу и сделав «достойный плод покаяния» (Матфея 3:8), то всё было бы хорошо. Но, увы! Израиль в общей массе не стал слушать, и нация пришла к своему печальному концу от рук римлян.

Теперь настало наше время открыть уши и услышать. Апостол Пётр в своих посланиях призывает принять божьи обетования и жить в соответствии с ними: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2-е Петра 1:8). Это именно та весть, к которой мы должны прислушаться, вспоминая Господа Иисуса в символах хлеба и вина.

Тэквин Морган (21.09.2014г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.