Библейские проповеди
Храмы
27.09.2014

Ежедневные библейские чтения: 1Паралипоменон 11, Иезекииль 24 и Лука 21.

В точности, как скиния была центральным местом для поклонения Богу во время путешествия евреев через пустыню, так Бог постановил, чтобы и в Обетованной земле было место, куда израильтяне могли прийти и поклониться Творцу. Во Второзаконии 12:10,11 сказано: «Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих [вас], и будете жить безопасно, тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там…».

Так и произошло: Бог выбрал место, и Скиния собрания была установлена в Силоме, чтобы дети Израилевы могли собираться там. Само название «Силом» в переводе значит «спокойствие» или «отдых», и для всего народа отныне действительно настало время отдыха, так и для Скинии пришло время обрести постоянное место. К сожалению, эта гармония между Богом и Его людьми длилась недолго. Они оставили Господа, и Он в свою очередь покинул Силом, как говорится в Псалме 77:60. Помимо прочего, псалом напоминает слушателям еще одну историю, когда был потерян Ковчег Завета. В стихе 61 говорится: «И отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага».

Эта поразительная история описана для нас в 1 Царств, главе 4. Проиграв одну из битв с филистимлянами, Израильтяне решили в следующий раз взять с собой Ковчег Завета, думая, что он поможет им победить. Тем самым они превратили святыню в амулет или талисман. Печально, но тем самым люди поставили рукотворный предмет выше самого Бога, к Которому они забыли обратиться, вот и пострадали за свое неверие. Они проиграли и следующую битву, более того – Ковчег Завета был захвачен врагами. Очень тяжелым выдался тот день для всех Израильтян.

Позже Ковчег всё-таки вернулся обратно к Израильтянам, и эта история описана в главах 5 и 6. Впоследствии царь Давид возжелал построить Храм для постоянного пребывания в нем Ковчега, но осуществить эту идею выпало на долю его сына – Соломона.

Через какое-то время люди снова обратились в идолопоклонство, и утратили почтение к Храму. Иеремия 7:3,4 описывает ужасное отношение религиозных лидеров того времени. Они были уверены в том, что пока в Иерусалиме стоит Храм – вавилоняне не смогут одолеть и захватить город. И мы снова видим их отношение к Дому Божьему, как к некоему охранному талисману. Но как же сильно они ошибались! Навуходоносор захватил Иерусалим, а народ лишился сразу и города и Храма.

Следующий храм, о котором все мы слышали – был храм Ирода. Его строительство началось примерно в 19 году до Н.Э. и основное здание было завершено через 10 лет, хотя рабочие всё еще занимались внутренней отделкой вплоть до времени служения Христа. Полностью храм был закончен лишь в 64 году Н.Э. – незадолго до уничтожения римлянами в 70 году. Иудеи в те времена не поклонялись лжебогам, но всё равно были неверными Богу и идолопоклонниками, как их описывают Иоанн Креститель и сам Иисус.

В ранние годы своего служения Иисус очистил Храм в первый раз, как записано в Иоанна 2:16 – «…возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Ближе к концу земной жизни, незадолго до отвержения Израиля, несмотря на всё что Иисус говорил и делал для очищения народа, ему пришлось заявить следующее: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:38). Иисус называет здесь Храм – «дом ваш» – как будто отныне он уже не был «Дом Божий», ибо они осквернили его.

Однако сам Иисус по-прежнему находился среди народа Божьего! Иоанн в 1:14 пишет: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Отныне сам Иисус стал Божьим домом для них. Он сам заявляет об этом в следующей главе после еще одного очищения Храма: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его”. На это сказали Иудеи: “Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?” А Он говорил о храме тела Своего» (Иоанна 2:19-21).

Всё это было совершенно новой концепцией относительно храмов в истории. Иисус продолжает мысль в главе 4, когда разговаривает с самарянкой у колодца Иакова. Она доказывала Иисусу, что по мнению самарян, Богу следует поклоняться на горе Гаризим, в то время как евреи убеждены, что Богу следует поклоняться в Иерусалиме. Ответ Иисуса Христа в стихах 21-24 очень важен: «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:21-24).

Мы понимаем из этого отрывка, что для Бога географические координаты и даже сами здания из камней – не так важны, как люди!

В сегодняшней порции чтения из Луки 21, мы снова читаем о Господе Иисусе в Храме. Он осматривает происходящее и замечает вокруг себя каждую деталь: как например, поведение одной бедной вдовы в стихе 2. Среди всех толпящихся людей Иисус заметил именно эту женщину – бедную и несчастную, лишенную мужа. Интересно отметить, что в самом конце предыдущей главы (20:46,47) Иисус обращается с довольно резкими словами по отношению к фарисеям. Он описывает их как людей, «которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают дома вдов» (Лука  20:46,47). Возможно, она была как раз такой вдовой, у которой фарисеи отобрали дом за долги. Казалось, что в тот день каждый из находившихся в Храме занимался своими обычными делами, однако, Иисус обращает внимание своих учеников на очень важный момент: не на сумму подаяния, сделанного вдовой, а на его дух! Богатые клали в ящик для подаяний от своего богатства щедрые пожертвования, а она положила всё, что имела на тот момент.

Некто однажды сказал мудрые слова о том, что истинное подаяние измеряется не тем, сколько мы пожертвовали, а тем – сколько мы оставили себе. Она не оставила себе ничего, потому что отдала всё что имела! И её пожертвование даже не было заметно в той общей сумме, которую люди пожертвовали на развитие Храма в тот день. Но вне всяких сомнений, она почувствовала удовлетворение от того, что жертвует на великое дело, как и многие другие люди. Сделанное пожертвование пережило её саму и даже Храм, потому что она была упомянута на страницах Священного Писания и многие поколения людей смогли прочитать о её удивительном примере. Не само великолепие Храма побудило её пожертвовать последнее, но Тот, чьим именем был наречен Храм. Он была тем типом людей, о которых говорил пророк Исаия в 57:15 – «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом…».

Лука в 21:5,6 говорит: «И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он (Иисус) сказал: “Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; всё будет разрушено”». Какой духовный храм или характер мы собой представляем? Подобны ли мы красивым, разукрашенным снаружи, но пустым и заброшенным внутри зданиям, лишенным божественного духа, так что Он никогда уже не сможет обитать внутри нас?

И речь сейчас не только о нас самих. Есть еще один храм, в строительство которого мы все вовлечены. В Ефесянам 2:19-22 мы названы членами тела Его, экклесией Самого Бога. Все принадлежащие Богу, мы составляем сообщество верующих, целое тело, или храм. В 1 Петра 2:5 говорится о нас, как о «духовном храме», построенном из «живых камней», составленных вместе, чтобы «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».

Итак, каково наше пожертвование на строительство этого храма? Это не поверхностный вопрос – он действительно важен, потому что ответу на него посвящена вся двадцать первая глава Евангелия от Луки! В стихах 34-36 мы читаем: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно… бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого». Позаботьтесь о строительстве своего храма! Храм, на который смотрели Иисус и ученики в Луке 21:5, был уничтожен римлянами спустя несколько лет, потому что народ Израильский не смог бодрствовать перед Богом. Сделайте всё возможное, чтобы окружающий мир не смог ослепить наши умы и довести нас до того же состояния.

Нам было обещано место в прекрасном Царстве Божьем, благодаря пролитой крови Агнца. Сейчас мы собрались, чтобы вспомнить Господа Иисуса, в символах – хлебе и вине. В Откровении 21:3 описана драматическая картина – Новый Иерусалим и громкий голос, взывающий: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». И в самом конце, в стихе 22, уже не будет надобности в физическом храме, потому что Бог и Иисус будут обитать среди бессмертных верующих во веки веков.

Найджел Патерсон (28.09.2014г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.