Библейские проповеди
«Что Тебе до меня, Иисус, сын Бога Всевышнего?» (Мар. 5:7)
9.08.2014

Ежедневные библейские чтения: 3 Царств 4,5; Иеремия 31; Марк 5.

Мои возлюбленные братья и сестры, возможно большинству из нас доводилось когда-нибудь в своей жизни задавать подобный вопрос. Возможно мы задавали его таким тоном, который подразумевает вызов (как то было с душевнобольным человеком по имени Легион), или, не исключено, мы просто пытались понять больше о характере своих взаимоотношений с Богом и с Иисусом, нашим Спасителем. Чтение пятой главы Евангелия от Марка позволит нам найти ответ на этот вопрос.

Контекст, в котором происходят описываемые в этой главе события, задается в Мар. 4:35: «Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону». Иисус сильно устал после продолжительного научения людей и поэтому быстро заснул на корме рыбацкой лодки. Однако долго ему спать не пришлось, потому что вскоре он был разбужен охваченными страхом учениками. Он успокоил поднявшуюся бурю, а по прошествии еще некоторого времени лодка коснулась берега на восточной стороне Галилейского моря, «в стране Гадаринской» (5:1).

На этой стороне моря было немало известняковых утесов с многочисленными пещерами, в которых местные жители, в основном язычники, хоронили своих умерших. Здесь же устроили себе обитель и несколько умалишенных людей, из которых двое упоминаются в Матф. 8:28, в то время как Лук. 8:27 и Марк 5 повествуют об одном человеке по имени Легион. И Господь Иисус, и авторы евангелий используют для описания этих событий характерный язык своего времени, согласно которому умственное расстройство было результатом вселившегося в человека беса. Один из исследователей Библии выдвинул предположение о том, что, возможно, этот человек в свое время пострадал от жестокости завоевателей Израиля – римских легионеров, пострадал либо он сам, либо его ближайшие родственники и друзья. Какой бы ни была причина его умственного расстройства, описание в стихах с третьего по пятый дает картину безнадежно больного человека.

Слова этого душевнобольного находятся в полном противоречии с мнением многих сограждан Иисуса из числа евреев. Легион знал наверняка кем является Иисус, и мы можем видеть это из заданного им вопроса в седьмом стихе: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?» Этот умалишенный проявил глубокое понимание и веру. «Не мучь меня!» – эти слова говорят о его понимании того, что Иисус обладал властью и силой исцелить его от тяжкого недуга. Лук. 8:30 поясняет, что его звали Легионом по причине многих вселившихся в него бесов. На современном медицинском языке его умственное заболевание можно было бы назвать «раздвоением личности» или «диссоциативным расстройством идентичности». Несмотря на имевшуюся у него веру в целительную силу Иисуса, ему всё-таки требовалось увидеть своими собственными глазами то, как свиньи ринутся с обрыва вниз по склону горы и утонут в море, и только тогда он исполнился убежденностью в том, что болезнь оставила его. Страх, который он испытывал вначале своей встречи с Иисусом, теперь сменился на веру в полученное им исцеление. В пятнадцатом стихе нам сообщается о счастливом конце этой истории: «Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме».

Вера и страх схожи в том, что и то, и другое относится к будущему. Будущего, как известно, никто из людей знать не может, но вера и страх способны влиять на наше поведение по мере развития и наступления тех или иных событий. Все те люди, которые прежде пытались обуздать Легион с помощью цепей, или даже которые просто знали о его прозябании в тех уединенных местах, несомненно исполнились изумлением после того, как услышали о его исцелении. Однако хозяева погибшего стада свиней должны были очень расстроиться в виду такой значительной утраты имущества и понесенных убытков. Вместо того чтобы проявить должную веру и попросить Иисуса остаться для научения их о Боге и для исцеления имевшихся у них больных, они «…начали просить Его, чтобы отошел от пределов их» (ст. 17).

Никто иной как Легион проявил затем еще большую веру. Вместо того чтобы сомневаться и бояться возврата своей болезни после отшествия Иисуса на западную сторону озера, он исполнился верой в то, что его исцеление было окончательным и необратимым. В двадцатом стихе говорится, что он «пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились». Его личное свидетельство о великой спасительной силе Иисуса должно было еще долго приносить свои плоды во всей той области, даже после того как Иисус вознесся на небеса, а его Евангелие подхватили и стали повсеместно проповедовать его последователи.

Возвращение Иисуса на другую сторону озера привело к тому, что он совершил еще два чуда, которые вновь демонстрируют различие между верой и страхом. Многие из тех самых людей, которые накануне слушали его притчи, собрались на берегу озера, чтобы вновь приветствовать его. В Мар. 5:21 и 24 говорится: «Собралось к Нему множество народа» и «за Ним следовало множество народа, и теснили Его». В окружавшей Господа толпе людей находились двое – Иаир и женщина, имя которой не называется. Согласно двадцать второму стиху, Иаир был «один из начальников синагоги», а значит он занимал весьма важное положение. Вместе с другими начальниками он отвечал за должное управление всеми делами в синагоге, которая занимала центральное место в поклонении Богу тех израильтян, что жили за пределами Иерусалима в деревнях и городах. О той беде, с которой он пришел к Господу, говорится в стихе 23: «Дочь моя при смерти». Иаир, будучи предводителем своей общины, простерся у ног Иисуса и стал умолять его о помощи: «Приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». Иисус наградил его веру тем, что отправился за ним в его дом.

Однако путь их неожиданно был прерван. Женщина, страдавшая на протяжении двенадцати лет внутренним кровотечением, возымела веру, как говорится о том в двадцать восьмом стихе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». Её болезнь не только изнуряла ее, но и делала нечистой по Закону Моисееву (Лев. 15:19,25). Несмотря на имевшуюся у нее веру, она испытывала еще и страх: не от того, что ее излечение могло по какой-то причине не состояться, но боязнь открыть свою болезнь перед всеми и, возможно, встретить насмешки со стороны людей, которым она стала бы известна. «Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним…» (ст. 33). В тридцать четвертом стихе Иисус обращается к ней со словами утешения: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Однако вся эта заминка привела к потере драгоценного времени, так что к приходу Иисуса дочь Иаира уже умерла. Слова, которых начальник синагоги боялся больше всего, были произнесены в его адрес в стихе 35: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» Какую же боль должно было доставить Иаиру это известие! Мы можем лишь попытаться представить себе чувство горести и вины, объявшее его. Он наверняка задавал себе самые разные вопросы, такие как «Отчего я не пошел к нему днем раньше, до того как стало слишком поздно?» Или «Ну почему я не воспользовался своим положением и не настоял на том, чтобы люди расступились и не задерживали нас, и тогда Иисус пришел бы к нам вовремя?» И вновь мы можем видеть в этой истории различие между верой и страхом. Иисус недаром добавил в стихе тридцать шестом: «Не бойся, только веруй».

Ритуальное оплакивание умершей молодой женщины усилило ощущение трагедии, постигшей дом Иаира. Согласно иудейской традиции, девочка становилась женщиной, когда ей исполнялось двенадцать лет и один день от роду. По смерти взрослого человека его оплакивание уже не носило характера тихого и молчаливого страдания семьи, переживающей у одра покойного, но горечь понесенной утраты выказывалась публично. Собралось уже очень много людей, среди которых громко стенали и горевали специально нанимаемые в таких случаях плакальщицы. Именно в такую трагичную и тягостную атмосферу, заполонившую собой весь дом Иаира, попал Иисус, Князь покоя и мира (Ис. 9:6), и Господин жизни (Римл. 6:23). В Мар. 5:40,41 нам говорится о том, как Иисус спокойно и без лишней суеты взял в свои руки контроль над сложившейся ситуацией: «Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: талифа куми, что значит: девица, тебе говорю, встань». Слова «талифа куми» относятся к арамейскому языку, который был родным для семьи девочки.

И вновь мы возвращаемся к размышлению над всё тем же вопросом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?» Испытываем ли мы страх, задавая себе этот вопрос, или мы готовы к тому, чтобы задать его с верой, ничуть не боясь? Пятая глава Евангелия от Марка со всей наглядностью показала нам, что Иисус владеет силой Божьего Святого Духа не только для того, чтобы успокоить бурю, но и чтобы исцелить умственное расстройство Легиона. Он имеет всю необходимую силу для излечения больных, но что еще более важно, благодаря своей смерти и воскресению он также получил власть и силу дать нам вечную жизнь. Всей имеющейся у нас верой мы можем верить и быть уверенными в том, что Воскресивший дочь Иаира из мертвых сможет воскресить и всех тех, кто упокоился в нём, в Иисусе, в день, когда он возвратится в наш мир (1Фес. 4:14-16). Теперь же давайте вспомним его жизнь и смерть, и его воскресение, посредством завещанных нам символов хлеба и вина.

Колин Уэллард (10.08.2014г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.