Отрывки ежедневных чтений: Второзаконие 3, Притчи 30 и Иоанн 13—14.
Сорок лет прошло с того времени, как Израиль вышел из Египта. Они получили Закон Моисеев. Они построили скинию, и священникам были назначены определенные обязанности. Им даровались еда и вода посредством великой силы Божьей. Они захватили землю к востоку от Иордана. И теперь следующее поколение Израиля стояло, готовое войти в землю обетованную на западе от Иордана.
Их великий лидер Моисей, которому было уже 120 лет, напоминает им все произошедшие события. Во Второзаконии 3:24-25 он просит Бога позволить ему войти в землю. Но в его просьбе было отказано по вине его проступка, совершённого, когда им была дарована вода из скалы (Числа 20:7-12) – ему было позволено лишь увидеть обетованную землю издалека. Бог повелел ему ободрить Иисуса Навина к тому, чтобы он ввел детей Израилевых в землю вместо него. Думая о своих жизненных обстоятельствах, можете ли вы себе представить, что вам отказали войти в Царство Божие? Представьте, что Бог сказал вам подбодрить других людей, которые войдут в Царство, в то время как вы знаете, что вам туда войти нельзя. Именно такое повеление и было дано Моисею во Второзаконии 3:28 – «Дай наставление Иисусу, и укрепи его, и утверди его; ибо он будет предшествовать народу сему и он разделит им на уделы землю, на которую ты посмотришь». Моисей смиренно покорился суду Божьему.
Слова Агура в 30 главе книги Притчи отражают неспособность человека постичь Божью безграничную силу. Он утверждает, что каждое слово Бога чисто, Он защищает тех, кто ищет у Него убежища (стих 5). Желание Агура – не быть ни богатым, ни бедным, потому что каждое из этих состояний по-своему может привести к искушению (стихи 8-9). В общих словах, нам необходимо радоваться тому, что мы имеем, и всегда доверять Богу.
Характерной особенностью учения Агура является использование четырех групп примеров, чтобы передать свою идею. Первая группа относится к вещам, которые никак не могут насытиться. В стихе 16 он упоминает могилу; утробу бесплодную; землю, жадно впитывающую воду; и огонь, уничтожающий всё на своем пути. Далее он рассказывает о второй группе в стихе 19, состоящей из четырех вещей, которые слишком удивительны для его понимания – полёт орла, движение змеи на скале, ход корабля по морю и отношения между мужчиной и женщиной. Конечно, Бог знает все мельчайшие детали каждого из этих процессов.
Агур затем ссылается в стихах 22-23 на четыре вещи, которые могут стать невыносимыми, если их не контролировать – слуга, ставший хозяином; глупец, когда он сыт; позорная женщина, когда выйдет замуж; служанка, занимающая место своей госпожи. Его четвертая группа в стихах 24-28 включает в себя четыре вида маленьких творений (муравьи, горные мыши, саранча и паук), которые используют свои способности, чтобы выжить. Наконец, Агур рассказывает о четырех, двигающихся с достоинством и гордостью.
Если задуматься о Моисее, он продемонстрировал мудрость, о которой говорит Агур, на практике в своей жизни. Он научился доверять силе и слову Божьему. В контексте вещей, которые никогда не насыщаются (стих 16), он видел горящий куст, который не сгорал, и то, как сохнущей земле постоянно требовалась вода. В контексте вещей, чересчур замечательных для понимания (стих 19), без сомнения, он видел орлов, парящих высоко над пустыней. В книге Исаии 40:31 описывается сила орла следующим образом: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся». Народ Израилев знал о змеях после их нашествия, когда они исцелялись от укусов, взглянув на медную змею на шесте (Числа 21:5-9). Евангелие от Иоанна 3:14-15 рассказывает нам, что этот случай являлся живой притчей работы Иисуса: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Моисей был свидетелем роста Израиля – они были подобны отдельным муравьям, которые сильны, когда собираются вместе, как те муравьи, о которых упоминает Агур в Притчах 30:25. Моисей вёл Израиль через пустыню с мудростью, достоинством и состраданием, обращался с ними, как обращался бы царь со своей армией. Но даже если и так, он был готов с покорностью принять Божье решение о том, что ему самому не разрешено будет войти в обетованную землю. Неудивительно, что с таким покорным поведением Моисей был включен в список верных в Послании Евреям 11, которые были «свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (стих 39).
Теперь давайте задумаемся об Иисусе. В Евангелии от Иоанна 13 и 14 мы читаем о следующих человеческих эмоциях: смирение, гордость, принятие, служение, предательство, любовь, отрицание, обещание, убеждение, утешение и возвращение. Все эти аспекты жизни подчеркнуты ученикам словами и действиями Иисуса. Иисус – наш Спаситель, наш Учитель и наш Пастырь. Превыше всего этого, Он является Сыном Божьим. Так же, как Бог подготовил Моисея к его роли лидера, ведущего Израиль по пустыне, так и Иисус договорился встретиться со Своими учениками в горнице, чтобы подготовить их к Своей смерти и их будущей работе. Уроки, которым Он научил их, имеют равное значение и для нас сегодня. Подобно детям Израилевым и ученикам Иисуса, мы готовим себя к Царству Божьему. Иисус, зная, что Отец отдал всё в руки Его, и о том, что Он пришел от Бога и уйдет к Богу, показал истинный дух смирения, когда омыл ноги Своих учеников (Иоанн 13:3-5).
Сказав Петру в главе 13:38, что он предаст Иисуса трижды, и тем самым ранив его гордость, Иисус позднее говорит: «Да не смущается сердце ваше» (14:27), чтобы подбодрить Петра. Евангелие от Луки 22:32 добавляет, что Иисус молился за Петра, чтобы его вера не оскудела, и чтобы он продолжал укреплять своих братьев. Иисус также заверил учеников в Евангелии от Иоанна 14:2-4, что им приготовлено место в грядущем Царстве Божьем – обещание, которое говорит нам о Его возвращении и об окончательном исполнении цели Божьей – наполнить землю Его славой.
В отличие от Моисея, который знал, что он не войдет в обетованную землю, Иисус знал, что после смерти и воскрешения Бог прославит Его. Обе эти великие личности пожертвовали своими жизнями по-разному, чтобы привести людей к обещанному Царству. И сейчас, вспоминая жертву Иисуса в символах – хлебе и вине – мы должны благодарить Бога за великие примеры, данные нам в Библии. И мы также должны постараться любыми путями подбадривать наших братьев и сестер.
Джон Хадсон (20.04.2014г.)