Отрывки ежедневных чтений: Исход 36, Псалмы 93—94 и 1 Коринфянам 6.
Когда мы видим что-то необычное, мы зачастую используем такие слова как «удивительный» или «поразительный». Подобно нам, Иисус также иногда бывал поражен и «удивлялся» (Матфей 8:10) или «ужасался» (Марк 14:33). В Евангелии от Луки 7:9 Он был поражен тем, что услышал от нееврея и римского солдата. Господь Иисус знал мысли сотника, благодаря силе, дарованной Ему Богом, и он знал, что эти слова шли из самого его сердца. Слуга сотника был очень дорог ему, и мы узнаем из стиха 5, что сотник был очень добрым и щедрым человеком. Он построил иудеям синагогу – место для служения Богу.
Всё это произошло на севере – в месте, называемом Капернаум. И это еще более удивительно, так как жители Капернаума считали, что они лучше других. Мы видим из повествования Луки, что Иисус дошел лишь до дома, в котором умирал слуга. Сотник проявляет качество, которое мы все можем постараться перенять, и, на самом деле, даже должны, если хотим угодить Богу. Он проявляет покорность и милость, ибо здесь он произносит следующие слова: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (стих 6).
Будучи сотником, он обладал властью над своими солдатами, но в то же время осознавал власть Господа Иисуса. Он сказал, что он тоже является человеком с большим авторитетом, со властью контролировать жизни других (стих 8). Как правило, сотники, упомянутые в Библии, были заботливыми людьми, которые были способны видеть силу Божью. Мы можем спросить себя: «Почему они так думали?» Они имели власть над сотней мужчин, способных на жестокость, находящихся вдали от дома, и чьи зарплаты были слишком низкими, по их мнению. Они могли потребовать, чтобы любой человек из тех народов, что они завоевали, нёс их тяжкую ношу 1,5 километра (Матфей 5:41). Сотники знали всё это и контролировали своих людей, но они сами вели себя намного лучше, так как понимали, что над ними стояли те, кто имел больше власти, чем они, и перед которыми они несли ответственность – не только кесарь, но и Бог.
Господь Иисус был так впечатлен тем, как этот сотник вёл себя, что продолжает Свою речь словами в Евангелии от Луки 7:9 – «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». Для слышавших эти слова данное послание было очень резким и обидным, им было тяжело поверить, что Иисус похвалил иностранного солдата, а не их (Матфей 8:11-13). Это было суровое предупреждение для иудейских лидеров, гордившихся своим наследием и предками – Авраамом, Исааком и Иаковом. Иисус дает понять, что наша вера и наши сердца должны быть праведными пред Богом, чтобы угодить Ему, и не нужно полагаться на наше наследие или предков.
Второй сотник, о котором мы поговорим сейчас, тоже не был иудеем, и он был набожным человеком, служившим Богу вместе со всей своей семьей, щедро делившейся деньгами с людьми. Мы можем прочитать о нем в книге Деяний 10:1-2. Его звали Корнилий, и он руководил итальянским полком. Отметим, что Корнилий всегда молился Богу. Мы можем быть уверены, что Бог хочет, чтобы мы благодарили и признавали Его милость в молитве, со смиренным сердцем. Молитвам и дарам Корнилия были настолько рады, что в Деяниях 10:4 нам рассказывается, что они «пришли на память перед Богом». Мы читаем в Ветхом Завете, что это слово «память» подразумевало в буквальном смысле жертву, и именно это значение оно имеет здесь. Корнилий верил, что Бог является Творцом, и воздавал Ему хвалу посредством жертв, однако пока еще не понимал, что через жертву Христа, а не через жертвоприношения животных по Закону Моисееву, он мог получить спасение.
Бог отправил апостола Петра к Корнилию, чтобы показать ему, что требуется нечто большее, чем просто верить в существование Бога, люди должны усердно искать Его (Евреям 11:6). Пётр останавливается неподалеку, и Корнилий посылает к нему слово через трех людей, одного за другим. Они говорят Петру в книге Деяний 10:22 – «Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих».
Когда Пётр встречается с Корнилием, тот ожидает его вместе со всей своей семьей и родственниками. Мы видим смирение и покорное поведение этого человека, обладающего властью. Он падает ниц и служит Петру, проявляя великое уважение Ближнего Востока. Мы помним Иаира, который также был авторитетным человеком, и упал к ногам Иисуса в Евангелии от Луки 8:41. Апостол Пётр четко поясняет Корнилию в Деяниях 10:26, что мы служим лишь Богу, не людям. После своего крещения Корнилий проявил еще больше щедрости, и Пётр остался с ним еще на несколько дней (стих 48). Мы можем представить себе духовные разговоры, которые состоялись между ними в то время.
Наконец, мы хотим взглянуть на третий пример сотника, который, мы надеемся и молимся, был обращен при совершенно иных обстоятельствах. Этот человек стоял во главе солдат, которые распяли Иисуса и двух преступников. Распятие являлось наиболее мучительной смертью; оно было придумано для того, чтобы вытянуть все силы из жертвы перед тем, как она выпустит последний вздох и умрет в агонии. Нам рассказывается о шестом часе, когда тьма покрыла всю землю до часа девятого (Лука 23:44). Завеса в храме была разодрана надвое, как говорится в Евангелии от Матфея 27:51 – «сверху донизу». Произошло землетрясение, расселись камни, могилы верующих отверзлись, и сотник был настолько потрясен этими событиями, что произнес следующие слова: «Воистину Он был Сын Божий» (стих 54). Этот человек, без сомнения, был свидетелем многих распятий, но никогда – подобного этому. Он был шокирован этим новым опытом, наблюдая, как праведный Человек умирал смертью преступника. Возможно, он увидел то, что произошло, и поверил в Бога, когда на третий день Иисус Христос, «Царь Иудейский», вернулся к жизни, чтобы больше уже никогда не умирать.
Размышляя о символах – хлебе и вине – мы вспоминаем страшную смерть Иисуса, и мы знаем, какими качествами нам необходимо обладать, чтобы следовать за Ним. Мы видели, что эти сотники были избраны за их силу ума, их веру и их человечность. Воспоминание жертвы нашего Господа и та великая надежда на воскрешение к жизни вечной были также надеждой учеников Иисуса. Мы поговорили о вере и покорности этих сотников. Пусть наша молитва будет о том, что когда Иисус вернется, Он увидит нашу веру и человечность.
Питер Роджерс (23.02.2014г.)