Отрывки ежедневных чтений: 2Парал. 12-13, Иезекииль 46, Иоанна 13-14.
В наших сегодняшних чтениях во Второй книге Паралиппоменон, гл. 13, рассказывается о битве, которая разразилась между израильским царем Иеровоамом и иудейским царем Авией. Авия обосновал свою позицию тем (ст. 5), что обетование царства было дано Давиду согласно записям во 2Цар. 7:12-16. Далее рассказывается о том, как Бог вмешался в конфликт между северным и южным царством и «поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды» (ст. 15). Поистине ужасающим последствием этого противостояния стала гибель пятисот тысяч отборных мужей израилевых. До чего же страшным всё это выглядит! Из-за прихотей или алчности одного человека враз погибло полмиллиона человек. Таковы, к сожалению, пути плоти, и мы не раз видели повторение подобных событий на протяжении всей человеческой истории. Насколько легко возникать всякого рода распрям, и насколько легко для них же разрастаться до поистине губительных размеров!
Обратившись к Новому Завету, мы вновь видим еще один пример точно такого же расхождения во мнениях. И если бы этому различию было позволено закрепиться и получить дальнейшее развитие, то оно привело бы к расколу среди учеников. Они, эти ученики, представляли собой избранных последователей, которых Иисус взращивал и подготавливал на протяжении трех с половиной лет для того, чтобы продолжить его дело после окончания его земного служения.
Кульминационный момент всей жизни Иисуса (а именно – распятие) неумолимо приближался. Предшествующие ему обстоятельства описываются Иоанном в его евангелии, 13:1 – «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Если посмотреть на Лук. 22:24, то можно увидеть, что Лука ничего не говорит об омовении Иисусом ног своих учеников, как то описывается у Иоанна. Однако Лука включает в свое повествование следующую характерную деталь: «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». Несмотря на то, что это случилось уже после вечери, о которой говорилось в стихах с седьмого по двадцать третий, когда мы переходим к чтению четырнадцатой главы в Евангелии от Иоанна, нам кажется вполне естественным воспринимать описываемые в ней события как имевшие место до вечери, а не после нее. В самом деле, не могли же ученики спорить о том кому из них быть большим сразу после того как Иисус омыл им ноги?! И разве могли они исполниться ощущением собственного превосходства, если бы знали всё то, что уготовано для них в последующие несколько часов? Вспомним кроткие слова великого царя Давида в Пс. 83:11 – «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». Всё выглядит так, будто ученики были озабочены своим собственным будущим положением в Царстве. Но вели бы себя как-то по-другому мы, если бы нам довелось в то время оказаться на их месте?
Нам может показаться странным то, что когда Иисус говорил своим ученикам об ожидавшем его распятии в Иерусалиме, они не понимали его вплоть до того момента, когда всё это, наконец, исполнилось. Однако Лука в своем евангелии сообщает нам, что это было сокрыто от них:
«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лук. 18:31-34).
И вот они все вместе находились в горнице и сообща вкушали пасху, но уже очень скоро должны были наступить те самые ужасные события, которые, в итоге, закончились распятием Господа. Иисус прекрасно понимал, что споры между учениками могли привести к весьма трагическим последствиям. Иоанн говорит в 13:1 – «Иисус… возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Неважно насколько сильно они могли не понимать своего учителя, но именно они были теми, кого он избрал и кто сопровождал его в служении все эти годы. Вскоре все они разбежались бы от него, но настоящим предателем среди них был только один – Иуда, – но даже он получил возможность участвовать в том деянии любви, что совершил над учениками Иисус. Будучи полностью осведомленным о разногласиях среди них, Иисус, как мы читаем о том в четвертом стихе, взял полотенце и начал омывать им ноги. Зачем ему понадобилось делать это в тот момент? Нет никакого сомнения, что им пришлось идти по пыльной дороге прежде чем достичь дома с горницей, но по приходу никто из них не совершил этого поступка, исполненного величайшего смирения. Ни один из учеников не предложил свои услуги. Только Иисус, уразумев их спор о том, кому быть главным, и не сказав ученикам ни слова, преподал им со свойственной ему любовью такой урок, которого им уже невозможно было забыть на протяжении всей своей оставшейся жизни. Переходя от одного ученика к другому, он каждому из них сделал то, о чем они должны были догадаться сделать как ему, своему учителю, так и друг другу. Какой же урок скрывается во всем этом для нас? Сколько раз мы кротко оказывали нашим братьям и сестрам ту или иную услугу? Даже если кто-то из нас живет далеко от остальных своих братьев и сестер по вере, то и в этом случае мы вполне имеем возможность написать им письмо, или позвонить, или послать будь то электронное письмо, будь то текстовое сообщение по телефону, и сделать это просто для того, чтобы напомнить им о своей любви и о том, что мы помним о них.
В том как Иисус омыл ноги своим ученикам есть нечто большее, на что мы тоже должны обратить внимание, особенно сейчас, перед тем как нам принять хлеб и вино. Мы вполне можем задаться вопросом о том, что проносилось в голове Иуды, когда он наблюдал за Иисусом, переходящим от одного своего ученика к другому. Испытывал ли он хоть какие-то сомнения в отношении своего замысла предать Господа? Если он имел такие сомнения, то весь этот случай должен был стать для него последней возможностью раскаяться и отказаться от намерения осуществить задуманное. К сожалению, однако, он своего намерения не изменил. Преодолеть желание заработать денег и заручиться расположением иудейских правителей ему оказалось не под силу.
Наконец, Иисус подошел к Петру с тем, чтобы омыть и его ноги. Как всегда горячий и импульсивный Петр заявляет о том, что он не допустит этого (ст. 6). Брат Мелва Перкис хорошо пишет об этом моменте в своей книге «Жизнь Иисуса»: «Со всей присущей ему мягкостью Иисус показывает своему неуёмному ученику, что прежде чем тот будет готов сделать что-либо для своего Учителя, он должен позволить Господу послужить ему самому, и очистить его горячее, но при этом плотское сердце от имевшейся в нем нечистоты».
То же самое касается и нас: прежде чем мы сможем послужить Господу, мы вначале должны позволить ему коснуться нас с тем, чтобы изменить к лучшему. Слова апостола Павла в Послании Галатам, 3:27, помогают лучше понять те обстоятельства, в которых мы находимся: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Посему, после надлежащего принятия крещения, мы облекаемся в праведность Господа Иисуса. Сам Иисус сказал Петру в Иоан. 13:10 следующее:
«Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». Заботы и трудности повседневной жизни и необходимость постоянно сражаться со своей человеческой природой подразумевает то, что иногда мы будем согрешать, а в этом случае для нас совершенно необходимо будет прощение. Мы должны раскаиваться в своих проступках и просить о таком прощении, и именно символы хлеба и вина способны дать нам то необходимое обновление, которое позволит продолжить наш путь. Апостол Павел призывает нас вспоминать Иисуса хлебом и вином «всякий раз» (1Кор. 11:26), и делать это на протяжении всего времени ожидания грядущего Царства. Исполним эту заповедь и сейчас!
Милостью нашего Небесного Отца и любовью нашего Спасителя, да исполнятся над нами слова из гимна 161 (Русский Сборник Гимнов): «Христу подобны будем в Царстве Божьем, что лучше и прекрасней может быть?»
Майкл Баклер (20.10.2013г.)