Отрывки ежедневных чтений: Числа 24,25; Притчи 17; Ефесянам 5,6.
Великая честь для каждого из нас – возможность вкушать от хлеба и вина за столом нашего Господа Иисуса Христа и вспоминать его страдания и жертву, избавляющую нас от греха и смерти. Эту оказанную нам честь мы никогда не должны воспринимать как нечто само собой разумеющееся и принадлежащее нам по праву. Мир вокруг нас всё больше и больше удаляется от Бога и от соблюдения Его заповедей, и для нас это служит одним из многих знамений, указывающих на то, что приход Иисуса близок как никогда. Посему, необходимость в наших регулярных встречах, во время которых мы вспоминаем его, становится еще более настоятельной, ибо это помогает нам укрепляться в вере и решительно продолжать свое служение перед лицом возрастающей враждебности по отношению ко всем, кто следует за Христом. Размышления о всем том, что мы ежедневно читаем в Библии, о нашем Господе Иисусе Христе и о его победе, помогут нам утверждаться в вере и побеждать грех.
Всеоружие Божие
В сегодняшнем чтении в Ефес. 6:10-13 апостол Павел наставляет нас к тому, чтобы мы были готовы встретить жизненные испытания, выпадающие на долю каждого человека: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских… Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять». Греческое слово «panoplia», переведенное как «всеоружие», означает полное снаряжение воина, окончательно приготовившегося к сражению.
Многие исследователи Библии делают предположение о том, что во время написания этих слов апостол Павел обратил свой взгляд на боевое снаряжение охранявшего его римского стражника. Весьма вероятно, что это послание Ефесянам как раз и было написано во время первого ареста апостола в Риме, где, по словам Луки в Деян. 28:16, «Павлу позволено [было] жить особо с воином, стерегущим его». Однако отмечая духовные параллели с разными частями воинского снаряжения, он не забывает и об одном из мессианских пророчеств, запечатленных в Ис. 59:17: «И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом». В своем послании Павел в точности использует эти же самые указания на броню и шлем спасения, когда обращается со своим наставлением к последователям Христа, призывая нас стремиться к достижению всех тех качеств, что были проявлены и выказаны Иисусом в деле достижения им победы над грехом.
Щит веры
Примечательно, что из шести предметов, составляющих вооружение воина и упомянутых апостолом Павлом в Ефес. 6:13-18, только один предмет служит для нападения: «Меч духовный, который есть Слово Божие» (ст. 17). Все остальные предметы служат для личного развития и для защиты. Главным же инструментом для обороны выступает «щит веры», причем Павел говорит в этом отрывке об особом виде такого оборонительного снаряжения, и употребляет слово «thureos», которое встречается в Писании лишь однажды. Согласно одному из библейских словарей, это название изначально подразумевало камень, использовавшийся для закрытия входа в пещеру, подобно тому камню, который преграждал путь в гробницу с телом Иисуса. Позднее это слово стало означать большой щит овальной формы из дерева и кожи, назначением которого было прикрывать и защищать сразу все части тела воина. Римский вариант такого щита был четырехугольным и имел по краям специальные крючки, благодаря которым он мог крепко соединяться с такими же щитами соседних воинов, в результате чего образовывался один прочный оборонительный барьер.
Этот щит-thureos, таким образом, служит замечательным символом нашей веры. Он представляет собой нашу полную убежденность и веру в жертву Иисуса, дарующую нам прощение грехов, и веру в Божьи обетования, которые исполняют нас надеждой. Сия спасительная вера, происходящая от Божьего Слова, выступает в роли нашего главного оборонительного снаряжения против «раскаленных стрел лукавого» (Ефес. 6:16), то есть против помыслов и учений окружающего нас мира, неизменно направляющих ко греху и к смерти. И мы ведем это сражение с грехом не в одиночку, но скрепляем свои щиты веры в единый оборонительный рубеж с такими же как мы братьями и сестрами, с которыми мы крепко связаны единым общением во Христе.
Наш щит и награда
В высшем смысле нашим щитом и защитником является Бог, который есть наш Небесный Отец и в которого мы полагаем всю свою веру. Несмотря на то, что греческое слово, обозначающее «щит», встречается в Новом Завете только один раз, указание на этот предмет обороны много раз используется в Ветхом Завете в виде еврейского слова «magen», часто употребляющегося и для обозначения Самого Бога, выступающего в роли нашего истинного Защитника. Первое его упоминание обнаруживается в словах Всевышнего, сказанных Аврааму после поражения царей в Быт. 15:1: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика». А поскольку Бог был щитом Аврааму, то в этом же самом качестве Он выступает и для всех его потомков, всего избранного народа, как о том говорится во Второзаконии 33:29: «Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя…».
Очень часто о Боге как о щите праведных говорится в Книге Псалмов, ибо на Бога можно полагаться полностью и без малейшего сомнения, на Него мы можем уповать во всех своих жизненных трудностях и испытаниях. Так, Давид, вынужденный убегать от своего сына Авессалома, мог сказать в Пс. 3:3,4: «Многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою». Несколько мессианских псалмов также поясняют, что и Иисус во дни своего служения полностью полагался на Отца и искал у Него защиты:
- «Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего…» (Пс. 17:3).
- «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне…» (Пс. 27:7).
Точно таким же образом все эти заверения распространяются и на остальной народ Божий. Всякий, кто поистине верует в Бога Израилева, попадает под Его любовь и заботу:
- «Душа наша уповает на Господа: Он — помощь наша и защита наша; о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали» (Пс. 32:20,21).
- «Ибо Господь Бог есть солнце и щит… ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс. 83:12).
- «Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него» (Прит. 30:5).
Духи Божии, посылаемые на служение верующим
Оборонительный щит Отца, которым Он покрывает Свой народ, несомненно включает в себя и служение ангелов, ибо в Пс. 33:8 мы имеем следующее обетование: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их». Это не означает, что мы в жизни своей не будем видеть никаких испытаний или трудностей, но суть здесь в том, что ни одно из таких испытаний не приведет к нашему крушению и не закончится для нас полной катастрофой в том случае, если только мы будем крепко стоять в своей вере. Хорошо в этом отношении вспомнить пример Елисея и его слуги, которым угрожало сирийское войско. В 4Цар. 6:17 мы читаем о том, как напуганному слуге пророка были явлено и показано великое Божье воинство и огненные колесницы, окружавшие его и Елисея со всех сторон огненным кольцом с тем, чтобы защитить их. Подобным образом Иисус цитирует обетование в Пс. 90:11,12: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею».
Всё это может служить нам источником неиссякаемого утешения, особенно во времена трудные и беспокойные, ибо мы знаем, что наш ангел всегда рядом с нами с тем, чтобы помогать и защищать. Каждому из нас необходимо развивать в себе такое понимание и такое видение всего происходящего с нами в нашей жизни, о котором говорит нам апостол Павел в Послании Римлянам 8:28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Отнюдь не всегда нам как людям легко понимать и принимать, что абсолютно всё происходящее с нами служит нашему добру, но если мы по-настоящему уповаем на Бога, то мы станем принимать Его волю о нас независимо от возникающих в жизни обстоятельств.
Укрепляйтесь Господом
Если бы какой воин во время битвы взял и положил на землю свой щит, то он сразу же подверг бы себя смертельному риску. Что касается нас в нашем непрекращающемся сражении против греха, то если мы станем позволять дурным мыслям одолевать нас и подчинять себе, или мы перестанем полностью уповать на Бога, то в этом случае мы подвергнем себя риску утратить Его благорасположение и покровительство. Посему, для нас жизненно важно прислушаться к настойчивым словам апостола в Ефес. 6:13 и облечься «во всеоружие Божие». Мы должны так крепко удерживать Истину, как если бы она была препоясанием наших чресл, искать праведности словно брони, повсеместно носить спасительное Евангелие, будто оно есть крепко завязанная на наших ногах обувь, и, конечно же, иметь веру в качестве уберегающего нас щита (ст. 14-16). Высшее проявление всех этих качеств и добродетелей явилось миру в жизни нашего дорогого Господа Иисуса, который стал жертвой за нас ради того, чтобы мы обрели прощение. Мы вспоминаем его ныне хлебом и вином. И если мы на самом деле доверяем Богу всегда и во всем, то нам будет дано участвовать в обетовании, о котором говорится в Послании Ефесянам 2:7: «…дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».
Дэвид Бэргс (07.04.2013г.)