Отрывки ежедневных чтений: Бытие11-12, Псалмы 13-15, Матфей 8.
Евангелие от Марка было написано Иоанном Марком, который был сыном Марии, хозяйки дома в Иерусалиме, возможно, ставшего домом для собраний новой экклесии в Деяниях 12:12. Возможно, именно в этом доме, в большой верхней комнате, Иисус разделил последний ужин со Своими учениками перед тем, как Его арестовали и распяли (Марк 14:15).
Для нашего увещевания сегодня я бы хотел поразмышлять над этим Евангелием, показывающим, через что прошел Иисус, покорившись воле Своего Отца. Мы знаем из Послания Колоссянам 4:10, что мать Марка, Мария, была сестрой Варнавы. Варнава сопровождал апостола Павла в его первом миссионерском путешествии, и т.к. Варнава был левитом (Деяния 4:36), мы можем сделать вывод, что у Марка было левитское прошлое, благодаря его матери. Есть несколько признаков того, что Марк написал свое Евангелие, в основном, для язычников, так же как Лука позднее написал свое. Марк постоянно объясняет не только еврейские обычаи, но и арамейские выражения, значений которых язычники могли не понимать, такие как «талифа куми» (Марк 5:41). Также существуют очень веские исторические основания полагать, что он получил большую часть деталей для своего Евангелия от апостола Петра.
Из первой главы становятся очевидными скорость и срочность повествования. Очень поверхностно, но включая определенные детали, уникальные для Марка, нам рассказывается о том, как Иоанн Креститель представил Иисуса (что предсказано у Малахии 3:1 и Исаии 40:3), а также о Его крещении. Затем его записи резко переходят к искушениям Иисуса в пустыне. Лишь в Евангелии от Марка 1:13 нам рассказывается о зверях в пустыне, а также об ангелах, посланных Богом, чтобы поддержать Его. В стихах 14-15 в нескольких словах говорится о том, что Иоанн Креститель был посажен в тюрьму, и сразу после этого – запись о том, как Иисус начал проповедовать, что Царство Божье близко, и что люди должны раскаяться и поверить евангелию.
Без какой-либо дополнительной информации об этих событиях, далее мы перемещаемся к Галилейскому озеру, где Иисус призывает четырех рыбаков, предлагая сделать их ловцами человеков (Евангелие от Луки 5:3 добавляет информацию о том, что Иисус попросил Симона Петра отплыть на его лодке немного дальше от берега). Таким образом, Он мог использовать лодку в качестве платформы для проповедования большой толпе, желающей слышать Его слова. Затем с озера мы переносимся в город, в синагогу Капернаума, вместе с Его четырьмя учениками (Марк 1:21-22). Его учение было настолько чистым и новым, что слушатели были изумлены. Во время того же визита в синагогу, первое чудо, описанное в стихах 23-27, – это исцеление психически больного человека. Исцеленный человек делает интересное заявление в стихе 24: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Толпа в стихе 27 была изумлена, люди спрашивали друг друга, что это было за новое учение и какой властью наделен этот человек Иисус, чтобы совершать такие чудеса. Он говорил со властью и имел силу, как они верили, изгонять злых духов. Конечно, со знаниями медицины, имеющимися в наши дни, мы знаем, что эти «злые духи» не являлись чем-то зловещим, а были просто-напросто болезнями и заболеваниями как тела, так и разума.
Неудивительно, почему Марк затем добавляет, что молва об Иисусе разнеслась по всей Галилее (стих 28). Реакция и слова больного человека были очень типичны для психически больных людей, когда они встречали Господа. Казалось, такие люди обладали особой проницательностью в плане того, Кем являлся Иисус на самом деле – Сыном Божьим. Это прокомментировано в Евангелии от Марка 1:34.
Есть пояснение к Евангелию от Марка, которое делает его очень свежим для чтения. Следуя Спутнику Библии, разработанному братом Робертом Робертсом, мы читаем четыре Евангелия дважды в год. И у нас есть чудесная возможность проходить с нашим Господом через все события, произошедшие во время Его служения, восемь раз в год. Мы наблюдаем за Его тремя с половиной годами беспрерывной работы с четырех ракурсов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Во время чтения Евангелия от Марка возникает ощущение, что он непрерывно торопится куда-то, будто вестник, бегущий долгий путь, чтобы принести важные новости. Одно лишь слово «тотчас» повторяется в его записях 32 раза. Кажется, он говорит об эмоциях Иисуса более, нежели все другие авторы – например, о гневе (Марк 3:5), об усталости (4:38), об изумлении неверию (6:6), а также о глубокой скорби по вине огрубевших, циничных и ожесточенных людских сердец (8:12).
Евангелие от Марка 1:35-36 показывает нам, какому давлению подвергался Иисус в те дни. Даже уединенные моменты с Его Отцом прерывались Его учениками, и в главе 3:20-21 Он настолько окружен людьми, что у Него даже нет возможности поесть. В главе 6:31-33 Он вместе со Своими учениками не может укрыться от множества людей, даже на минутку.
В Евангелии от Марка 1:32-33 мы вновь читаем о толпе, собравшейся к Нему из целого города. Само собой, в новозаветные времена в городах не жили миллионы людей, как в наши дни. И все же из записей складывается ощущение, что очень многие люди пришли, чтобы послушать евангелие. В Евангелии от Марка 2:1-12 говорится о Его доме в Капернауме и о громадной толпе людей как внутри, так и снаружи. Здесь описываются преданные друзья, которые сделали отверстие в крыше, через которое спустили больного человека на маленький свободный клочок земли перед Иисусом. Возникает ощущение, что, книжники, как обычно, заняли самые лучшие места (Марк 12:38-39)!
Евангелие от Марка 12:14-17 дает нам интересное пояснение на тему, почему Иисус выбрал Матфея, римского сборщика налогов, в Свои ученики, а в Евангелии от Луки 5:29-32 рассказывается, что произошло, когда Матфей устроил великий пир для Иисуса. Гостями были ученики, многие сборщики налогов и ГРЕШНИКИ. Среди них были те, кто собрались, чтобы попробовать облить грязью учение Иисуса. Причина, по которой Марк включил эту запись в свое Евангелие, проста – он хотел подчеркнуть некоторые значимые элементы учения Иисуса. В Евангелии от Марка 2:17 сказано: «Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». И затем в главе 2:19-20: «И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни».
Здесь дается представление о том, через что именно прошел наш Спаситель, проповедуя евангелие. Он аккуратно выбирал верных людей, чтобы они позже обеспечили существование Его экклесии. Людей, которые бы достоверно записали Его учение, Его притчи и чудеса, которые Он совершил. Это было сделано для того, чтобы Его последователи (в том числе вы и я!) обладали чистыми библейскими записями о том, какими Он хотел бы видеть Своих учеников.
Финальная часть первой главы Евангелия от Марка (стихи 40-45) рассказывает об исцелении прокаженного. Помимо записей о сириянине Неемане, исцеленном от проказы в 4-м Царств 5:6-14, нет других детальных описаний исцеления проказы. В первом случае пророк Елисей не касался Неемана. Чудо было совершено на расстоянии, после того как Нееман, наконец, последовал всем инструкциям Елисея и омылся в реке Иордане. Здесь существенная разница по сравнению с исцелением, совершенным Иисусом. В Евангелии от Марка 1:41 говорится, что Иисус исполнился сострадания к этому человеку – Он протянул руку и дотронулся до него, что было запрещено по Закону Моисееву (Левит 13). Иисус отреагировал на проявление веры этого человека в стихе 40: «Если хочешь, можешь меня очистить». Взгляните на ответ Иисуса: «Хочу, очистись». В основе того, что мы сейчас рассмотрели в этом поверхностном занятии по Евангелию от Марка, скрыто наставление, и здесь оно, наконец, раскрывается в полной мере.
В Послании Римлянам 3:23-25 Павел был осторожен, сообщая жизненно важную информацию о том, что «все согрешили и лишены славы Божией». Это означает, что мы никогда не сможем спокойно откинуться на спинку кресла, осознав, что нам более не нужно ничего исправлять в своих жизнях. Напротив, нам необходимо неустанно напоминать себе, насколько сильно мы нуждаемся в спасении, и о том, что совершил Господь, чтобы даровать его нам. Возвращаясь к исцелению прокаженного в Евангелии от Марка 1:40-45, мы можем, подобно ему, обратиться к Господу: «Если хочешь, можешь меня очистить». И, мы можем быть уверены, Господь ответит: «Хочу, очистись». Путь нашего очищения лежит через смерть нашего Господа и пролитие Его крови (см. Откровение 1:5-6). Это чудесным образом пересекается со словами Павла в 1 Послании Коринфянам 10:16 и истинным значением кусочка хлеба и глотка вина, что мы вкушаем и пригубляем каждую неделю.
Начиная новый год, давайте постараемся помнить о той цене, которую Иисус заплатил за наше искупление от вечной смерти. У нас есть чудесная надежда на воскрешение и жизнь вечную с нашим Господом в Его Царствии на земле.
Боб Беннет (06.01.2012г.)