Отрывки ежедневных чтений: Иов 40, Малахия 2, Откровение 19—20.
2012 год подходит к концу, а с ним и мы заканчиваем наш годичный курс чтения Библии по спутнику. В этот предпоследний день перед началом нового года мы подходим к кульминационному моменту – триумфальной и победной ноте в Иове, Малахии и Откровении.
Давайте начнем с Иова: это сложная, но интересная история о хорошем человеке, который стал еще лучше чрез возросшее познание о Боге, которому он поклонялся со всей верой, но не достаточно ценил. В отчаянии Иов заявляет, что хотел встретиться с Богом лицом к лицу и услышать Его ответы (Иов 23:3-7), но к нему приходит удивительное осознание того, что единственное положение, в котором человек может находиться пред величием Бога, – это на коленях в молитве. В Иове 40:4 можно представить, как Иов потихоньку сползает на колени, говоря: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов 39:34).
К 42 главе он в полном смирении: «Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».
Кажется, что в его понимании Бога не доставало признания величия Творца. Когда он начинает осознавать это, к нему приходит истинное смирение. Путь, который Иов проделал чрез все эти испытания, был подобен «долине смертной тени» (Пс. 22:4), однако он привел его к свету Бога, который поднимает раскаявшихся грешников и благословляет их. Поэтому в Иове 42:12 мы находим, что «благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние».
Здесь стоит обратить внимание на фразу «последние дни» – именно эта фраза встречается в контексте 38-летнего путешествия сынов Израиля по долине смертной тени. Чтобы увидеть эту связь, следует прочитать 8 главу Второзакония, а в особенности 16 стих: «…питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро». Слово «впоследствии» в оригинале выглядит точно так же, как и упомянутые в Иове «последние дни», т.е. это одно и то же слово. Целью всех этих испытаний, которые Бог навел на Израиль, было «сделать добро» им. Господь как будто стоял уже в конце пути и подбадривал их дойти до конца. Такой принцип можно применить и к путешествию Иова чрез его страдания, которые пришли в его жизнь, чтобы сделать его сильнее. В Иак. 5:11 комментируется жизнь Иова: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».
Через испытания Иова и народа Израилева Писания призывают нас перевести наш взор с нынешних проблем и беспокойств на «конец» (т.е. на Царство Божье), подготовленный для нас Богом.
Царство Божье находится и в сердце остальных двух чтений. Пленники, вернувшиеся из Вавилона, с усердием принялись за труд Божий под предводительством Зоровавеля и Иисуса, а позже – Ездры и Неемии. Однако Мал. 1 и 2 являются печальным свидетельством того, что случается, когда нет сильного, духовного руководителя; их поклонение Богу свелось к ритуалам и бессердечию. Дошло даже до того, что они стали «обкрадывать» Бога (Мал. 3:8).
Как они это делали? Прочитайте Мал. 1:7-10. Принося Богу второсортное, они отказывали Богу в том, что принадлежало Ему по праву, а вместо этого предлагали Ему «огонь чуждый» (Лев. 10:1-3). Апостол Павел позже описывает таких людей следующим образом: «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5).
В то время как общественная религия стала бессмысленной, Бог исполнял Свой замысел через нескольких праведников: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:11).
И Мал. 3:16-17: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему».
Процесс восстановления и исцеления у Иова осуществлялся в практическом плане и начался сразу же, так как его «последние дни» были благословлены «более, нежели прежние». Пророк призывал праведников в те времена смотреть далее нынешних проблем, в ожидании Божьего «назначенного конца», когда добро восторжествует над злом, бедствия будут смещены процветанием, а поверхностная бессмысленная религия будет заменена поклонением в истине и правде.
Тема Божьего назначенного конца также очевидна в заключительных главах Откровения, особенно в Откр. 21:3-4: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».
Бог всегда работал и до сих пор работает с праведниками, ведя их к жизни. В Своем замысле Бог стремится к конечному достижению, начав с сада Эдемского, времен патриархов, народа израилева и вплоть до Иисуса, «Слово стало плотью» (Иоан. 1:14). Одним из его титулов является «Эммануил», что означает «С нами Бог» (Матф. 1:23). Две сегодняшние главы Откровения напоминают о том, что будущее состояние всемирного благословения будет достигнуто только тогда, когда всё то, что противостоит Богу и Его справедливости, будет решительно повержено. Это будет окончательной победой над семенем змея. Нет сомнения в том, что суды над блудницей, зверем, лжепророком и драконом символизируют собой окончательное уничтожение греха во всех его проявлениях. Грех будет повержен в «огненное озеро», что будет «второй смертью» (Откр. 20:14). После этой смерти уже нельзя воскреснуть. Только после этого идиллические условия, описанные в Откр. 21:3-4, станут реальностью.
Итак, наш годичный курс чтений подходит к концу, после чего мы начнем его заново. Мы будем с верой ожидать, зная, что Господь уже подготовил славный конец времен, который произойдет в назначенное Им время. Все три сегодняшние порции чтений показывают, как Господь действовал в прошлом, как действует в настоящем и как будет в будущем чрез жизненные обстоятельства самых разных людей из народа Израильского и других народов земли. Он будет исполнять Свой замысел, дабы наконец избавиться от греха и его разрушительных последствий и наполнить землю Своей славой. Мы в очередной раз совершим хлебопреломление; и будет одним хлебопреломлением меньше перед приходом Христа. Этот простой ритуал не просто воспоминание о событии, произошедшем 2000 лет назад, но также и гарантия того, что нашему Господу еще предстоит завершить свой труд.
Как говорится в 1 Кор. 11:26 – «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» и в Откр. 22:20 – «Ей, гряди, Господи Иисусе!»
Стив Уэстон (30.12.2012г.)