Отрывки ежедневных чтений: 2 Паралипоменон 33, Осия 1 и Деяния 14-15.
Манассии, сыну Езекии, одному из великих царей Иудеи, было за что благодарить Бога. Бог прислушался к его отцу и продлил годы его жизни на 15 лет (4Царств 20:1-6). Именно в эти годы и родился Манассия. Про детство Манассии ничего не сказано, однако можно предположить, что ему дали самое лучшее образование и он был подготовлен наилучшим образом для будущей роли царя. В его программу обучения входило и изучение закона Моисеева, в котором перечислены удивительные благословения за повиновение Богу и наказания за неповиновение. Несмотря на всё это, он решил проигнорировать всё то, чему был обучен, и избрал порочное учение окружающих его народов со всеми злыми делами.
Манассия был решителен в своем намерении держаться подальше от хорошего примера, который показал ему отец. Он стал отходить от всего того, чего добился Езекия своими реформами. Высоты были вновь восстановлены, в рощах посажены деревья, жертвенники Ваалу установлены на прежнее место и поклонение языческим лжебогам вновь приветствовалось (2Пар. 33:3). Они дошли даже до того, что ввели человеческие жертвоприношения и стали приносить в жертву своих детей (6 ст.)! Манассия сделал всё, что было в его силах, чтобы увести Иудею от единственного истинного Бога. Он совершал это зло, несмотря на то, что Господь обращался к нему и народу, но никто не стал Его слушать (стих 10). Благодаря всем своим злым делам он стал самым порочным царем из всех царей Иудеи, когда-либо существовавших.
Хотя было бы интересно изучить его поведение и причины, по которым он полностью отверг Бога, но более важно постараться выяснить причины, по которым Бог простил и вернул Манассии престол. В этой истории заключается важный урок и для нас с вами!
На протяжении истории всегда были ученые, академики и лидеры, которых высоко ценили за их знания, но которые зачастую были высокомерны. Они довольствуются своим личным мнением и ни во что не ставят мнения других людей. Хорошим примером сегодня может быть ученый, который всецело верит в теорию эволюции и высмеивает людей, верующих в Бога, как Создателя вселенной. Возможно, то же было и с Манассией – его предки были великими людьми, одним из которых был сам царь Давид. Его отцу Езекии была оказана величайшая привилегия – прямо перед его смертью ему были дарованы еще 15 лет жизни, на протяжении которых родился Манассия. Возможно, благодаря этим факторам он считал себя особенным, особенным настолько, что перестал верить в Бога. К сожалению, он стал высокомерен и самонадеян.
Конечно, Богу предстояло наказать такого человека; Бог давно говорил о наказании всякого человека, не желающего повиноваться воле Бога. В конце концов, ассирийцы захватили Манассию в плен, что было не самым приятным зрелищем (стих 11). У ассирийцев была особая репутация из- за их жестокости и пыток, которые они изобрели, вплоть до казни своих пленников.
В стихе 11 говорится, что его заключили в железные оковы и увели в Вавилон. И там, находясь в ужасной скорби, он начал размышлять над тем, что же произошло с ним. Возможно, он задавался таким вопросом: «Ну почему же именно меня, чем я заслужил такое наказание?» В Библии не описывается его весь мыслительный процесс, а просто сказано «он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих» (стих 12). В стихе 13 говорится, что он помолился Богу, и Бог его услышал, простил и возвратил в Иерусалим. Не сказано, как именно это происходило и на протяжении какого времени, но мы видим, что это наказание было эффективным – оно обратило грешника к Богу!
Библия крайне ясна и недвусмысленна. И в Притчах 22:6, и в Евр. 12:5-11 объясняется, для чего нужна дисциплина детям и взрослым. Когда родители воспитывают своего ребенка, это является явным признаком того, что они любят его. Родители корректируют поведение ребенка для его пользы в будущем. Таким же образом наш небесный Отец воспитывает своих детей ради их же блага – дабы они могли унаследовать вечную жизнь. Жизнь непроста. Иногда мы проявляем больший интерес в кратковременных вещах, а Бог более заботится о нас в долгосрочной перспективе. Хотя Отец воспитывает нас до того, как мы получим вечную жизнь, но Он это делает на том уровне, который мы сможем выдержать (1Кор. 10:13).
Возвращаясь к истории Манассии, мы не находим информации о том, сколько времени прошло перед тем, как он смирился пред Богом. Однако Бог ждал и был готов простить и спасти его из сложившейся ситуации. Эта история похожа на ту, которая произошла с блудным сыном (Лук. 15:11-32). Истратив всё свое наследство и закрыв глаза на мудрое наставление отца, блудный сын вскоре начинает осознавать свое отчаянное положение, питаясь едой для свиней. И вновь наказание сработало! Сын начинает понимать свою ошибку и решает возвратиться домой в надежде на то, что его возьмут хотя бы к себе на работу. Как и Манассия, живший до него, он продемонстрировал смирение, признавая свою никчемность. Его отец долго ждал этого момента, день ото дня выглядывая из окна – не идет ли там сын. И какой великодушный и радостный прием оказали сыну по его возвращении!
Для любого последователя Иисуса, сошедшего с пути истины, этот пример очень важен. Мы должны осознать наши ошибки, признать Божью дисциплину и со смирением попросить прощения. Мы знаем, что Господь всегда ждет нас!
Теперь мы видим, что Манассия вспомнил наставления его отца Езекии. Он вспомнил, что Бог – Господь Воинств; что Он силен и могуч; что Он поразил военную мощь Ассирии. Бог, который поразил 185000 воинов за одну ночь (Ис. 37:32-36)! Это был Бог его праотцов, который пришел на помощь во время беды; Бог, на которого можно положиться, если обратиться к Нему с верой и смирением.
Счастливым результатом покаяния Манассии стало то, что он превратился в другого человека. Это видно из того, что он очистил Иудею от тех вещей, которые же сам ввел после смерти своего отца (2Пар. 33:15-16). Он установил новый режим с ревностью и энергией, избавляясь от языческого богослужения и возвращая истинное служение Господу Богу.
Итак, какой же урок из этого мы можем извлечь?
Читая эту проповедь, мы стараемся подготовиться к воспоминанию о жизни, смерти и воскрешении Иисуса. Символы, хлеб и вино, объединяют нас с Отцом чрез Господа Иисуса. Но прежде принятия хлеба и вина апостол Павел призывает нас в 1Кор. 11:26-28 исследовать себя. Вкушаем ли мы хлеб и вино в достойном состоянии? В этот момент у нас есть возможность серьезно подумать – мы всё еще на пути Господнем или уже свернули с него? Твердо ли мы держимся учения нашего Господа?
Маловероятно то, что мы могли совершить такие же тягчайшие грехи, какие совершил царь Манассия, уведя целый народ от Бога. Тем не менее, в нас может быть частичка от Манассии – в нас может сидеть гордость и высокомерие. Исследуя себя и свою жизнь в Господе, мы можем найти великое утешение в Его обильной любви к нам. Он милосерд к нам; если мы смирим себя перед Ним и выразим нашу нужду в прощении, Он дарует нам его. В этом и заключается урок из жизни Манассии.
Итак, давайте сейчас вспомним о Господе Иисусе, приблизившись к престолу Божьей благодати, будучи уверенными в Его любви.
Филипп Лоренс (04.11.2012г.)