Отрывки для чтения: 2 Паралипоменон 3-4, Иезекииль 40 и Иоанн 6.
В Евангелии от Иоанна 6, сразу после чуда с насыщением пяти тысяч, иудеи нашли учение Господа Иисуса очень сложным для принятия. Даже многие из его учеников не понимали его слов, как говорится в стихе 66: «С этого времени… отошли от Него и уже не ходили с Ним». Затем в стихе 67 Иисус спрашивает двенадцать учеников, ближайших к нему: «Не хотите ли и вы отойти?» Пётр отвечает в стихах 68-69 с изумительным выражением своей веры. Он задает очень хороший вопрос – если бы они оставили Иисуса, к какому другому человеку они могли бы реально пойти? Иисус был единственным, у кого были слова жизни вечной! Поистине, Он был Христос, Сын Бога Живого.
Но следующее замечание Иисуса в стихе 70, должно быть, поразило его учеников: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол». Иуда Искариот был «диаволом», т. е. ложным обвинителем – в том, что предал невинного Иисуса.
Иоанн возвращается к этой мысли позже в своем Евангелии, описывая последнюю вечерю, которую Иисус разделил со своими учениками в Евангелии от Иоанна 13:2 – «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его…». Это не было влияние сверхъестественного существа извне, но его собственные желания, подтолкнувшие Иуду совершить этот ужасный поступок. Его решение, без сомнения, было принято после долгих размышлений, но Господь, Который «знал, что в человеке» (Иоанн 2:25), был полностью осведомлен о выборе, сделанном Иудой.
Позже Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 13:18 – «Я знаю, которых избрал». Конечно, Иуда никогда не обманывал Иисуса! За этим заявлением в Евангелии от Иоанна 13:18 следует цитата из Псалма 40:10 – «Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою». Псалом 40 был написан во времена жизни Давида, когда он переживал серьезное восстание своего сына Авессалома, и ему пришлось бежать из Иерусалима. Затем он узнал, что его доверенный друг и советник, Ахитофел, предал его и также присоединился к восстанию. В стихе 10 Давид восклицает: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту». Предательство Ахитофела было менее страшным по сравнению с предательством Иуды, однако, в то время как Давид был полностью захвачен врасплох произошедшим, само собой разумеется, Иисус не был. Заметьте, что, цитируя слова из псалма 40, Господь многозначительно опускает начало фразы: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался». Давид доверял Ахитофелу, но Иисус никогда не доверял Иуде. В этом заключается важный урок для нас. Господь, знающий «что в человеке», знает всё о нас – наши глубочайшие мысли и намерения – так же, как он знал Иуду. Мы можем скрывать многое от окружающих нас людей, но мы ничего не можем скрыть от него!
Описание таких событий напоминает нам, что в определенных обстоятельствах злые люди используются Богом, как мудрый царь Соломон говорит в Притчах 16:4 – «Всё сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия». Иуда Искариот являлся одним из этих злых людей. У него была свободная воля, чтобы выбрать свой путь – как и у всех нас – но Господь знал дорогу, которую выбрал Иуда. Но Он не сделал ничего для того, чтобы ожесточить сердце Иуды еще больше на этом пути, выбранном им. Иисус не открыл ничего из того, что знал об Иуде, до самого конца. Господь даже обращался с Иудой, как с близким другом. Обратите внимание, в Евангелии от Иоанна 13:26 Иисус предлагает ему «кусок хлеба» – в оригинале используется слово, означающее особую еду, употребляемую во время принятия пищи. Иисус предлагал ее Иуде в знак дружбы. Но, к сожалению, это ничего не изменило, так как его разум всё еще был нацелен на предательство. Иоанн записывает в стихе 30, что Иуда, «приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь». Мы находим несколько случаев в Евангелии от Иоанна, где идет контраст между ночью и днем, светом и тьмой. Оставив горницу, Иуда вышел, когда была «ночь» – это мир тьмы, которому он принадлежал. Позже он отправился и совершил свой последний грех, повесившись на дереве (Матфей 27:5), так же как сделал и Ахитофел в прошлом (2 Царств 17:23).
Прежде чем Иуда покинул горницу, Господь сказал ему в Евангелии от Иоанна 13:27 – «Что делаешь, делай скорее». Другие ученики не поняли значения этого указания, но, зная, что случилось позднее, мы понимаем, что Иисус имел ввиду, и можем видеть, что Иисус контролировал ситуацию. Цепочку событий, ведущих к его смерти, начал он, а не его враги. Иисус знал, что конкретно должно было произойти – знал, что в течение следующего дня произойдет его распятие, что он будет находиться мертвый в могиле всего три дня, а затем его ждет воскрешение и бессмертие. Но ученики не знали этого, и, читая далее, мы видим, в каком замешательстве они пребывали, их удивление словам Иисуса и их неспособность уловить их значение.
В саду Гефсиманском Господь молился своему Отцу три раза, подготавливаясь таким образом к своему финальному испытанию. В Евангелии от Марка 14:43 говорится, что пришел Иуда «и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин». Он сказал, что подаст им знак, чтобы показать, Кто Иисус – это Тот, к Кому он подойдет и поцелует. Греческий термин, использованный в стихе 45, означает «целовать долго, снова и снова, нежно», затем Иисус был арестован.
Почему Иуда повел себя таким образом? По существу, он не любил Иисуса – он любил самого себя. Нам рассказывается в книге Деяний 1:18, что он «приобрел землю неправедною мздою». Эта земля была куплена не за тридцать сребреников, потому что он отнес их назад и бросил в храме (Матфей 27:3-5). Тогда что это была за «мзда неправедная»? Ключ к разгадке кроется в Евангелии от Иоанна 12:6, где рассказывается, что Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». Он был казначеем учеников, но украл эти деньги, чтобы купить себе землю. Из того, что мы читаем в Евангелии от Матфея 27:4-10, мы можем предположить, что иудейские правители позже использовали тридцать сребреников, возвращенных Иудой, чтобы купить то же самое поле у его семьи.
Однажды Пётр сказал Господу: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Матфей 19:27). Это было правдой о Петре и других десяти учениках, но не об Иуде Искариоте. Несмотря на то, что он являлся одним из учеников Иисуса, Иуда, к сожалению, не порвал своих связей с этим миром. В 1-м Послании Иоанну 2:15 сказано: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей». Иисус возвещает в Евангелии от Луки 9:62 – «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Желание оглянуться назад, вернуться к прежней жизни, что была до нашего крещения, может быть достаточно опасным. Есть ощущение, что в Евангелии от Луки 9:62 дается ссылка на призыв Елисея Илией в 3 Царств 19:19. Илия «бросил на него милоть свою», показывая, что хочет, чтобы тот следовал за ним.
Елисей попрощался со своими родителями (стих 20), заколол и приготовил пару волов, используя огонь, разведенный при помощи основных инструментов, которые он использовал в своей повседневной работе. Он отдал приготовленных волов людям для еды (стих 21), что являлось четко выраженным знаком того, что с его прежней работой в полях было покончено. Затем он последовал за Илией – он уже не оглядывался назад.
Для других это было сложнее. Вспомните жену Лота в книге Бытие 19:26, которая, когда ее выводили из города Содома перед его уничтожением и четко сказали не оборачиваться в стихе 17, «оглянулась позади его (Лота), и стала соляным столпом». Здесь не имеется ввиду, что она мельком оглянулась назад, чтобы увидеть, что происходило, и потому погибла. Выражение «позади его» подразумевает, что она остановилась позади. Мы знаем, что другие члены семьи остались в Содоме, потому что отказались прислушаться к предостережениям Лота о том, что им нужно уйти оттуда. Она не хотела оставлять свою жизнь в Содоме. В словах Господа в Евангелии от Луки 17:31-32 есть намек, что это – верное истолкование того, что произошло. Контекст в стихе 31 является пророчеством великого разрушения города Иерусалима (что сбылось в 70 году н.э.), а за ним последовало напоминание в стихе 32 о том, что произошло с женой Лота. Она не просто оглядывалась, но задержалась позади, желая вернуться в Содом, к безнравственной жизни того города. Нас предостерегают не следовать ее плохому примеру.
Вспоминая Господа в хлебе и вине сейчас, а также вознося благодарность за спасение, дарованное нам через Христа, давайте не будем «оглядываться», желая вернуть свою прежнюю грешную жизнь. Давайте не будем любить нынешний мир, как это делал Иуда Искариот. Вместо этого, как говорит Апостол Пётр в своем первом послании 2:11, давайте будем как «пришельцы и странники». Мы – мужчины и женщины, проживающие эту жизнь, стремясь к нашему окончательному месту назначения – Царству Божьему. Если это то, чего мы действительно хотим сейчас, тогда по милости Своей Бог будет рад даровать нам место в Царстве Своем (Лука 12:32).
Роджер Лонг (14.10.2012г.)