Отрывки для чтения: Левит 19; Псалом 118:81-128; Лука 2.
Даниил был одним из ветхозаветных пророков, который три раза называется ангелами «весьма возлюбленным» (Дан. 9:23, 10:11, 19 – KJV). К сожалению, некоторые иудейские исследователи оспаривают достоверность Книги Даниила, причисляя её к категории «писаний», а не «пророков». Они не желают признавать, что благодаря Божьей силе Даниил мог видеть будущее и пророчествовать о всём том, во что они не верят.
Даниил и впрямь был изгнанником из земли Израилевой, а также от своей семьи и друзей. Он никогда больше так и не возвратился назад в Израиль, но провел остаток своей жизни в Вавилоне – в далекой земле и при чужом царском дворе, изобилующем чужими богами. Как нам говорится о том в Дан. 12:13, в конце своих дней он уснул во прахе земли в ожидании возвращения Иисуса и воскресения мертвых.
Навуходоносор, вавилонский царь, избрал Даниила по причине его знатного происхождения из царской семьи дома Иудина. Это означает, что он состоял в родстве с иудейским царем Иоакимом и относился к генеалогической ветви Иосии, Манассии и Иезекии – трех предыдущих иудейских царей.
В Дан. 1:1 мы читаем, что царь Навуходоносор пришел со своим войском и взял Иерусалим в осаду. Во втором стихе нам говорится, что произойти всему этому позволил Господь Бог, который также допустил, чтобы сосуды храма Божьего были унесены в Вавилон и помещены в капище идолов, которым поклонялся вавилонский царь. В третьем и четвертом стихах рассказывается, что именно тогда в плен были уведены и самые образованные юноши, дабы они могли продолжить обучение и познать язык и культуру халдейского царства. Им надлежало учиться три года, после чего они должны были перейти на службу к пленившему их царю (ст. 5).
Среди этих молодых пленников был и Даниил (ст. 6), который, как вскоре выяснилось, оказался твердым орешком для вавилонского царя. Дело в том, что этот юноша был исполнен невероятной решимости служить только своему Богу, и этим он в корне отличался от оставшихся в Израиле соплеменников, поклонявшихся идолам окружавших их народов. Со временем, однако, Даниил превратился в начальника над всеми мудрецами Вавилона и в правителя всей вавилонской области (Дан. 2:48). Сам царь Навуходоносор часто отлучался из своего царства для ведения завоевательных походов, и во время его отсутствия Даниил исполнял роль «верного и мудрого слуги», подавая нам пример, которому в жизни должны следовать и мы (Мат. 24:45). Если мы имеем над собой начальника, то мы должны верно и точно исполнять свои обязанности перед ним, причем вне зависимости от того, наблюдает он за нами, или нет (Еф. 6:5-8). Мы должны так исполнять свои ежедневные задачи, как будто мы делаем это для Христа, стремясь угодить ему.
Будучи одним из царских отпрысков, Даниил, возможно, имел доступ к писаниям пророков и летописи царя Иезекии, который к его времени уже давно почил. В Четвертой книге Царств, 20:12-18, мы читаем, что после того как Иезекия заболел, он получил дары и послание (в котором, возможно, выражалось пожелание скорейшего выздоровления) от Беродах Баладана, приходившегося сыном предыдущему вавилонскому царю. Иезекия очень обрадовался этим дарам и письму, и принял послов при дворе, с гордостью показав им все свои сокровища и имущество. Этот его поступок был весьма опрометчивым. Весьма важно при чтении этого отрывка обратить внимание на следующее (и, одновременно, держать в голове разъяснения, которые даются нам во Второзаконии 16:19): дар или подарок способен нарушить непредвзятое отношение человека, так что он перестанет отличать правильное от ошибочного и начнет извращать суд.
В случае Иезекии, он, как царь Иудейский, должен был стоять на страже своего народа и государства, и не допускать вавилонян к своему двору даже несмотря на то, что они прислали ему дары! Понятное дело, что вавилоняне были более чем заинтересованы в богатствах иудейского царства и намеревались позднее присвоить их себе. В итоге, Иезекия получил наказание за свой неблагоразумный поступок: ему было послано от Бога через пророка Исайю пророчество о том, что придет день, когда все его богатства будут похищены иноземцами, а его сыновья будут уведены ими в плен. Весьма возможно, что Даниил, живший через много лет после Иезекии, читал предсказание в 4Цар. 20:18: «Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского». И вот, по прошествии времени, это исполнилось в точности: Даниил и его друзья стали евнухами в далеком Вавилоне, навсегда оторванными от своей земли и от нормальной семейной жизни.
Судя по всему, Даниил был подростком, когда его увели в плен в Вавилон. В Иеремии 25:11,12 Бог сказал:
«Народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет». Затем пророк продолжает: «…когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие». Всю свою жизнь Даниил терпеливо ожидал возвращения домой и всегда молился в направлении Иерусалима, делая это три раза в день. Это замечательный пример для всякого верующего! Даже несмотря на то, что он находился в далеком плену и в чужой земле, он верил, что Бог продолжал заботиться о нем. Подобно Даниилу, мы тоже не должны роптать на свое положение и всегда молиться Богу о наступлении Его Царства, и знать, что «царство мира сего соделается царством Господа нашего и Христа Его» (Отк. 11:15).
В Дан. 2:1 говорится о том, что царю Навуходоносору приснился сон, который он, по пробуждении, никак не мог вспомнить. Он опросил всех магов, астрологов, гадателей и мудрецов, какие только нашлись в его царстве, и повелел им рассказать не только о том, какой именно сон ему привиделся, но и затем разъяснить значение этого сна (ст. 2-4)! Разумеется, ни один из этих вавилонских волхвов не мог и надеяться на то, чтобы в точности угадать, какой именно сон приснился царю. С толкованием же сна у них, как мы понимаем, не возникло бы ни малейших проблем: они легко придумали бы то или иное объяснение чему угодно увиденному царем (ст. 7). В этот раз, однако, царь оказался весьма настойчивым и постановил, чтобы ему открыли и сам его сон, и его значение, а если не так, то согласно его повелению всех вавилонских мудрецов ждала лютая смерть (ст. 5). Опасаясь за свою жизнь, Даниил вместе с его тремя друзьями решают молиться Богу Небесному о милости (ст. 12-18). Так и мы, испытывая какие-либо жизненные трудности и проблемы, должны всегда молиться Богу, подражая примеру Даниила и его верных друзей. Бог ответил на их молитву тем, что открыл Даниилу не только сон Навуходоносора, но и ниспослал ему значение этого сна (ст. 19). Обратите внимание на то, что Даниил исполнился хвалой и благодарностью Богу за Его ответ, и мы можем видеть это в стихах 19-23. Иными словами, Даниил не просто попросил Бога о помощи, но и не забыл поблагодарить Его после того как получил её. Давайте и мы тоже всегда будем стараться благодарить Бога за Его ответы на наши молитвы!
Важно не упустить из виду то обстоятельство, что Даниил не преминул объяснить Навуходоносору, что ни описание сна царя, ни его толкование не происходило от него самого, от Даниила (ст. 27-30). Царь, однако, пропустил это пояснение мимо своих ушей и выражает всё возможное почтение и хвалу именно ему, Даниилу, кланяясь и вознося ему курение (ст. 46). Царь не осознает, что и он сам тоже несет ответственность перед Небесным Богом и полностью зависит от Него. Позднее в Дан. 4 ему пришлось познать на собственном опыте, что Бог силён смирить всех, ходящих в гордости. Тем не менее, после возвращения ему разума и престола, царь Навуходоносор возносит хвалу именно Богу Небес (ст. 36).
Со времени этих событий прошло еще шестьдесят лет перед тем как Бог вновь напрямую обращается к Даниилу, гл. 7. Навуходоносор к этому времени уже умер, а на престоле царства восседает его сын Валтасар. Даниилу от Бога дается видение четырех ветров и четырех животных. Эти четыре ветра призваны развеять и рассеять Израиля (Иез. 37:9). Данные видения были посланы Даниилу во время сна, а записал он их немедленно по пробуждении (ст. 1). По сути, это было дополнение ко сну Навуходоносора, который тот видел шестьдесят лет назад, и эти новые видения еще более подробно говорили о том, чему надлежало произойти в мире. Сон Даниила был настолько впечатляющим и пугающим, что пророка охватило волнение от всего увиденного (ст. 15). Обозначенные животными человеческие империи, начиная с Вавилона, должны были противостать Богу, однако конечная их участь состояла в том, чтобы погибнуть. Начиная с пятнадцатого стиха Даниилу дается толкование этого ночного видения, и оно стало еще более душераздирающим для пророка, ибо вся эта звероподобная человеческая система должна была попирать и изводить Божьих святых, т. е. верующих (ст. 21). Однако после этого, согласно ст. 22, святые спасаются Богом и получают от Него Царство.
Все эти видения глубоко тронули Даниила и заставили его сильно волноваться, так что спустя некоторое время он ослаб и заболел (Дан. 8:27). Он сам говорит в Дан. 7:28: «Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем». Мы можем спросить: «Почему он записал это свое видение, если собирался сохранить его в своем сердце?» Дело в том, что в то время рядом с Даниилом не было никого, с кем он мог бы поделиться увиденным и узнанным, поэтому он записал видение с тем, чтобы донести его до нас, будущих поколений верующих в Бога людей.
К этому времени Даниилу было уже порядка восьмидесяти или даже девяноста лет, и он хорошо понимал, что семьдесят лет, предсказанных Иеремией, подходили к концу (Дан. 9:2). Он умоляет Господа Бога о прощении Израиля за совершенные народом грехи и просит помиловать Иерусалим – святыню, пребывавшую в то время в запустении (ст. 4-19). Еще не успела закончиться эта его молитва, как Бог послал ангела Гавриила сообщить Даниилу о семидесяти седминах, т.е. о 490 годах, которые должны были пройти перед тем как Мессия «загладит беззакония» народа (ст. 21-27). Жертва и приношение прекратятся и восторжествует праведность (ст. 27). Даниилу было показано, что Мессия Владыка (Иисус Христос) устранит беззаконие. И теперь когда мы вспоминаем Иисуса символами хлеба и вина, мы вспоминаем и то как Бог отдал за нас Своего единственного Сына, веруя в которого мы не погибнем, но получим жизнь вечную (Иоан. 3:16,17). Посему, будем ожидать вместе с Даниилом своего будущего наследия.
Ричард Черрри (11.03.2012г.)