Библейские проповеди
Второе Послание Петра
16.12.2006

На этом занятии мы проанализируем основную идею 2-го Послания Петра. В 2-м Петра 1:1 сказано, что оно написано Симоном Петром, и является вторым по счету (3:1). В 1:14 он упоминает факт, что Иисус предсказал особую смерть для Себя, который совпадает с тем, что сказал Иисус Петру в Иоан. 21:18-19.

Люди, критикующие Библию, нападают именно на это послание. Они говорят, что документы, написанные первыми христианами, содержат незначительное количество упоминаний (в сравнении с любой другой книгой Нового Завета) о том, что автором этого послания является Пётр. По иронии судьбы в 2-м Петра 2:1 апостол предупреждал своих читателей о еретиках, которые будут отклоняться от учения апостолов и пророков Ветхого Завета, что и делают эти критики.

Вне зависимости от доказательства из других источников, в самом послании есть убедительное свидетельство того, что именно Пётр написал его. Он упоминает, что являлся свидетелем преображения Иисуса (2 Петра 1:16-18), которое было описано в Матф. 17:1-9. Предполагая, что ссылка Петра на его предыдущее письмо относится к 1-ому посланию Петра, создается впечатление, что он отправил свое второе послание той же аудитории. Эти люди были в основном язычниками; некоторые из них, возможно, приняли крещение в день Пятидесятницы, другие были еврейскими христианами, проживающими на севере Малой Асии (см. 1:1). Упоминание Петром о его неизбежном отшествии из этой жизни (2 Петра 1:13-15) указывает на то, что он написал послание как раз перед своей смертью. Другие записи, сделанные первыми христианами, датируют смерть Петра около 67-68 года н.э. в Риме. Гонения христиан императором Нероном начались приблизительно в 64 году н.э.

Пётр побуждает христиан быть уверенными в своем спасении, следуя истинному учению в повседневной жизни и борясь с лжеучением. Послание призывает к росту христианской церкви и сопротивлению лживому учению. Ключевой стих записан в 2-м Петра 3:9: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

Мы рассмотрим основные темы Второго послания Петра, как мы это сделали с первым посланием на прошлой неделе. В 1-м послании апостол был особенно обеспокоен физическим здоровьем братьев и сестер из-за чрезмерных гонений. Во 2-м же послании он обеспокоен духовным здоровьем экклесии из-за внутренней напряженности.

Приветствия (2 Петра 1:1-4) – Пётр говорит в 1:4, что верующего ждут великие и драгоценные обетования, если он остается верным истинному учению. Единственным инструментом в борьбе с лжеучителями является хорошее знание Библии. Адресаты послания Петра получили истинное евангелие, но они должны постоянно обновляться, вспоминая в символах – хлебе и вине – жизнь, смерть и воскрешение нашего Господа так часто, как это возможно. Это будет способствовать их духовной силе и пониманию, и они будут возрастать в вере, читая и размышляя день за днем о Слове Божьем. Как указывает Пётр в 2Пет.1:15-17, они сами не «не хитросплетенным басням следовали», но вместо этого были очевидцами того, что делал Господь Иисус. Тот же самый совет (читать Библию каждый день и регулярно вспоминать нашего Господа через хлеб и вино) очень пригоден для братьев и сестер в наше время.

1. Познание (1:3) – Греческое слово “epignosis”, переведенное как «познание», означает «точное и верное знание». Оно используется в Новом Завете для обозначения знаний о Боге и всём, что с Ним связано. Пётр использует это слово для того, чтобы придать особое значение важности познания Бога (1:3,4).

Другое греческое слово, используемое в этом значении, – “gnosis”, которое означает «знание» или «наука». Это слово используется в контексте «общего понимания», такого как – общие знания о христианской религии, особенно, что позволительно, а что запрещается христианам. Например, духовная и моральная мудрость, которую христиане используют в повседневной жизни.

2. Лжеучителя (2:1) – Пётр предупреждает о ереси и появлении людей, которые будут смеяться над его учением (2:1). Он упоминает тех, кто высмеивает идею возвращения Иисуса Христа (3:3,4). Верующим было сказано запомнить слова пророков Ветхого Завета (3:1). Некоторые люди будут жадными и аморальными (2:2-3,10-22), некоторые будут отвергать Господа Иисуса (2:1). Пётр порицает их деяния и говорит, что они получат возмездие за беззаконие (2:13-22), но также он говорит и о награде, которую мы получим, если наша вера будет тверда (2:9, 3:12-15).

Пётр продолжает предупреждать читателей своего послания о лжеучителях, которые представляют учение, противоречащее учению апостолов. Он просит их укреплять свою духовность, чтобы они были сильны в учении и могли противостоять этим лжепророкам. Он описывает последствия их учений и их окончательное осуждение. Мы можем сравнить это с тем, как Иисус порицал вождей в Матф. 23. Он, также как и Пётр, сурово осуждает лжеучителей.

Пётр призывает своих читателей прислушаться к «святым пророкам», нежели к лжепророкам (3:2). Сравните это со словами Иисуса в Матф. 24:11. Пётр приравнивает учение апостолов к пророкам Ветхого Завета, и ему дается разрешение от самого Иисуса учить при помощи Святого Духа (см. 2 Петра 1:20,21). Пётр говорит, что в «последние дни» явятся наглые ругатели (2 Петра 3:3). Мы знаем, что сегодня многие люди в мире не верят в Иисуса или то, что Он вернется для установления Царства Божьего. Они пытаются осмеять тех, кто верит в Него; то же было и во времена Петра.

3. Суд (3:10) – Тот день, когда Иисус вернется, застигнет мир врасплох – это будет также неожиданно, как вор обкрадывает (от Матфея 24:43). Иисус говорит нам снова и снова ждать Его прихода для того, чтобы мы были готовы к нему. Во 2-м Пет. 3:10 образно говорится, что небеса прейдут и земля сгорит, – под этим подразумеваются политические системы мира и человеческие стремления. Мы четко знаем из Божьих обетований, данных всему человечеству после потопа в Бытии 8:21-22, что Бог никогда опять не уничтожит ничего живого и что сохранит времена года, день и ночь. Его замысел в том, чтобы наполнить землю Своей славой (Числа 14:21), а это требует уничтожения коррумпированных систем современных правительств.

4. Высшая воля Бога (3:9) – Нам говорится, что Бог «не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Он хочет, чтобы с каждым живущим на земле сложились личные взаимоотношения, но печально то, что большинство людей не заинтересовано в этом.

Заключительное наставление

2-е Петра 3:17,18 дает нам заключительные стихи и наставление: «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения. Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь».

Алан Брайли

Книги:  |

Комментарии закрыты.