Библейские проповеди
Жертвоприношения, неугодные Богу
4.11.2006

Может показаться странным разговор о том, что Богу неугодны некоторые жертвоприношения, однако, как мы увидим дальше, Богу действительно одни жертвы приятны, а другие нет. Но сначала, давайте вспомним, какие жертвоприношения по закону Моисееву были установлены Богом.

Во-первых, всесожжение (Левит 1), это жертвоприношение было очень важной жертвой в поклонении, хвале и благодарении. Во-вторых, приношение хлебное (Левит 2), которое приносилось Богу добровольно. В-третьих, жертва мирная (Левит 3), которая также приносилась Богу добровольно человеком, желающего примирения с Богом. В-четвертых, жертвоприношение за грех (Левит 4), когда человек приносил жертву, чтобы очиститься от греха, совершенного «по ошибке». И наконец, жертвоприношение повинности, которое приносилось за нанесенный вред, или же за явное преступление. Все эти жертвы, как и другие жертвоприношения, назначенные Богом по особым случаям, например, как пасхальный агнец, были неотъемлемой частью жизни Иудея по закону Моисееву.

Жертвы приносились задолго до появления закона Моисеева, ибо Бог установил их с самого начала. В саду Едемском необходимо было умертвить животное, чтобы Бог мог облечь Адама и Еву в одежды кожаные. Каин и Авель должны были заранее знать, как приносить угодные Богу жертвы, ибо Бог одну жертву принял, а другую нет (Бытие 4:2-7). И тут же просматривается образ мыслей человеческих: «Если я выращиваю плоды и овощи, почему Бог не принимает такие дары от меня? Пастырь Авель принес лучшее, первородное из стад своих, так почему я не могу даровать лучшего из своего?» Но это – мысли человека. Бог думает иначе. Ему угодно послушание.

Царь Саул так и не смог усвоить урока послушания. В 1 Царств 15 записана история о Сауле и Амалике. В стихе 3 Бог вполне явственно заповедует: «Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». Другими словами, всё живое, что было у Амалика, должно было умереть. Чего яснее? Саул же только частично исполнил заповеданное ему, весь народ был истреблен, кроме одного человека – царя Агага. Плохой скот также был истреблен, лучший же оставлен (стих 9). И опять можно понять мысли человеческие: «Наверняка Бог не хотел, чтобы мы истребляли лучших животных. Лучше сохраним им жизнь, сказав, что собираемся принести их Ему в жертву».

Саул заявлял, что повиновался Богу (стих 13) – как же часто мы думаем или говорим, что исполняем слово Божие, пытаясь оправдать себя? Ответ Саула на обвинение Самуила был подобен ответу Адама и Евы, когда они были обвинены в саду Едемском – попытаться переложить вину на кого-нибудь еще. Так в стихе 15 он говорит: «Народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему». Заметьте, что он уже не говорит, «Богу нашему», он уже говорит о Боге Самуила! Саул никак не мог понять, что не так он сделал, ибо в разговоре с Самуилом, он продолжает утверждать, что «послушал гласа Господа», как и продолжает обвинять народ (стихи 20 и 21). После чего, в стихах 22 и 23, Самуил яснее ясного высказывает отношение Бога к жертвоприношениям Саула. Богу приятно послушание, а не жертва! Бог отвергает тех, кто отвергает и не исполняет Его слов. Понятно, что одно само по себе жертвоприношение угодить Богу не может.

В пророчестве Амоса 5:18 с вызовом провозглашается: «Горе желающим дня Господня!». Христадельфиане ожидают дня пришествия Иисуса на землю. А потому нам необходимо прислушаться к словам Амоса, ибо он говорит, что и день пришествия Иисуса может стать совсем не тем днем, которого мы ожидаем, ибо и для нас он может обернуться из дня света в день тьмы кромешной. Дальше, в стихах 21-27, Бог говорит о Своем отношении к их поклонению. Он ненавидит и отвергает их праздники, Ему неприятны их торжественные собрания, Он не принимает всесожжений и их хлебных приношений, не призирает на мирные, благодарственные жертвы, и не слушает их псалмов и гимнов. Он вообще не приемлет их поклонения Ему, отвергает многое из того, что Им же Самим было заповедано им. Богу угодны лишь суд и правда, качества, присущие Ему. В предыдущей главе пророк очень саркастически говорит об их жертвоприношениях и десятинах, ибо они совершали все это не для Бога, а всего лишь потому, что им нравилось это (Амос 4:5). Это согревало их, Богу же от этого было «ни тепло, ни холодно». И здесь нам необходимо спросить себя: служим ли мы на самом деле Христу, а не себе?

Ко временам Малахии положение стало еще хуже. Он говорит о священниках, бесславящих имя Божие (Малахия 1:6), и совсем не понимавших, как они бесславят Его. Объяснения пророка яснее ясного – они приносят в жертву нечистый хлеб, слепое, хромое и больное. Это было настолько мерзко, что Бог предпочел бы, чтобы двери храма были заперты (стих 10), ибо Он не благоволил к неблагоугодным Ему приношениям. И опять стоит задать себе вопрос, что мы приносим Богу? Только несколько минут в день? В неделю, а может в месяц? Даем ли мы Ему лишь самую малость от своих доходов? Как сказано у Малахии 1:14: «Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное».

Веками раньше Исаия привел отвратительный образ поклонения Израиля, совершавшегося без души. Он говорил в Исаии 66:3,4, что «заколающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — то же, что молящийся идолу». Этот народ предпочел идти своим собственным путем, находя удовольствие в своих мерзостях. Само собой, это говорит об отсутствии того, чего больше всего хотелось бы Богу в человеке – смиренного и сокрушенного духа и трепета перед словом Его (стих 2). Любое бездушное, бездумное, любое поклонение Богу «не по рассуждению», не угодно Ему, ибо такое поклонение превращается всего лишь во внешний обряд, не затрагивающий самого человека, не отражающий того, что у него сердце.

Давид, сознавая свой грех, умоляет о прощении в Псалме 50. В стихе 18 он говорит, что принес бы Богу жертвы и всесожжение, если бы Бог благоволил к ним. В положении Давида, в положении прелюбодея и убийцы, не было такого жертвоприношения, которое он мог принести для своего прощения – по закону Моисееву его нужно было побить камнями. И все-таки Давид понял, что самой лучшей жертвой Богу является человек, готовый смириться перед Ним, признающий себя грешником, у которого дух сокрушен и сердце смиренно.

Апостол Павел в Послании к Римлянам 12 подробно рассуждает о смысле богословия. Он говорит о том, что верующие, потому что они верят, должны и поступать соответственно. Например, нам нужно представлять тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, что и является нашим духовным поклонением (Римлянам 12:1). И дальше в том же Послании, он рассказывает, что на самом деле значит быть в жизни учеником Христовым. Он говорит о дарах, полученных нами, не для нас самих, а для служения Богу, а также как следует вести себя истинному верующему с окружающими его людьми. Если мы действительно усвоили наставление из 1 Царств 15:22-23, то будем полностью повиноваться слову Божию.

Только Господь Иисус явил нам совершенное жертвоприношение, угодное Богу. В Послании к Евреям 10:5-7 говорится: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». Нам нужно следовать Его примеру, не приносить Богу того, что неугодно Ему, а приносит то, что Ему приятно – сокрушенный дух и смиренное сердце.

Марк Баклер

Книги:  |

Комментарии закрыты.