Библейские проповеди
Очи Господа
17.12.2005

Библейские чтения: Псалом 138.

Псалом 138 дает нам хорошее описание всевидящей силы и власти Бога. Однако в этом исследовании мы рассмотрим более широко понятие о глазах Господа, эта тема повторяется во всем Писании. Глаза, пожалуй, самый ценный из наших органов чувств. Они сложны, чувствительны, деликатны и нуждаются в защите. Бог дал нам глаза не только для того, чтобы видеть, но и для того, чтобы понимать. Исаия выразил духовную нищету Израиля такими знакомыми словами: «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:10) Эти слова были повторены Иисусом, когда он упрекал своих современников.

Первое упоминание об «очах Господних» содержится в Книге Бытия 6:8: «Ной же обрел благодать пред очами Господа». Бог знал, что творилось в душе Ноя, и вверил ему будущее человечества. Ной имел великую веру, и Бог вознаградил его за это. В Послании Евреям говорится, что он был движим благочестивым страхом и своими действиями стал наследником праведности, которая есть по вере, доказывая, что: «…без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

Ветхий Завет содержит много ссылок на «очи Господни», мы поговорим только о некоторых из них. Два основных примера – это просьба о том, чтобы Бог ответил на молитву, и, во-вторых, когда Бог выносит вердикт в отношении жизни царей, в частности, которые поступали правильно или плохо в Его глазах. К первой категории мы относим молитву Соломона при освящении храма:

«Боже мой! да будут очи Твои отверсты и уши Твои внимательны к молитве на месте сем» (2Пар.6:40). Вторым примером является комментарий Бога о царе Иосии, который: «…делал то, что было правильно в глазах Господа» (34:1,2). Третье использование – показать, как Бог наблюдает за Своим народом, например, когда Бог позволил храму быть восстановленным перед лицом сильного сопротивления во времена Аггея и Захарии (Ездр.5:1-5).

Последнее упоминание в Ветхом Завете о глазах Бога содержится в пророчестве Захарии о Конце времен: «В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою» (Зах.12:4). Бог спасет свой народ от врагов. Глаза Его должны быть открыты, ибо мы знаем, что Бог, хранящий Израиль, не дремлет и не спит (Псалом 120:3,4). Возникает вопрос о том, имеет ли Бог буквальное тело с глазами и ушами? Поскольку мы созданы по образу Божьему (Бытие 1:26), означает ли это, что Бог имеет те же физические черты, что и мы? Или это другой способ выражения его знания?

Бог, как Творец, тесно связан с человечеством и в особенности с теми, кто откликнулся на Его призыв. Он наблюдает за нашими путями и выбором, который мы делаем: «Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (Прит.5:21). Каждое наше действие отмечено, и никто не может скрыться от Его взора: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Прит.15:3). Бог не только видит наши действия, но и знает наши мысли еще до того, как мы что-то задумали! Давид признавал всеведение Бога, хотя и не мог постичь его: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение [Твое], – высоко, не могу постигнуть его!» (Пс.138:1-6). Через это полное ведение людей Бог способен судить праведно. Яркой иллюстрацией этого является упрек пророка Анания иудейскому царю Асе, когда тот обратился за военной помощью к Сирии, вместо того чтобы полагаться на Бога, как он делал это раньше: «В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою, ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны» (2Пар.16:7-9). Бог вел учет успехов царя Асы, точно так же, как это делает сейчас Иисус (Откр.2:1).

Но как же Бог это делает? «Его глаза бегают туда-сюда». Что это значит? Рассматривая другие случаи употребления этой фразы, мы, возможно, сможем увидеть картину в целом. В книге Пророка Захарии 4 пророк видит в видении подсвечник (или светильник) с семью лампадами и двумя маслинами. На вопрос о том, что они означают, ему отвечают, что эти семь «…очи Господа, которые объемлют взором всю землю…» (Зах.4:10). Они кажутся Ангелами, так как радуются, что храм будет восстановлен. Дальнейшее подтверждение этому можно найти в главе 1, где всадники, посланные Богом, патрулируют землю и сообщают о том, что они видят (стихи 8-11). И в главе 6 лошади теперь тянут колесницы, и это объясняется так: «…это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли» (Зах.6:5). Теперь мы смотрим в глаза Господа по отношению к народу Израилеву – во-первых, как Бог смотрел на землю, в которую они должны были войти. Моисей объяснил народу, насколько Ханаан отличается от Египта (Втор.11:10-12). У Бога были особые отношения с этой землей, и он заботился о ней каждый день. Должно быть, это было душераздирающе для Бога, который должен был принести суды на Землю из-за неверности Израиля в последующие годы. Но он не оставил свой народ, и когда Соломон построил храм, он пообещал навечно поместить там свое имя, и его глаза и сердце будут там вечно (3 Цар.9:3). Однако, зная, как всё обернется, он также предупредил Соломона о последствиях идолопоклонства, одним из которых было: «…храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю его притчею и посмешищем у всех народов» (2 Пар.7:20). Иеремия подтвердил это суждение, сказав, что Бог прогонит и храм, и Иуду с глаз своих (Иер.7:13-15), точно так же, как он сделал это с Северным царством (4 Цар.17:22,23).

Однако Божий замысел в отношении Израиля не был остановлен их своенравием. Они были любимы ради отцов и так же драгоценны для него, как самая чувствительная часть глаза. В песне Моисея Бог изображается как орел, заботящийся о своих детенышах: «…смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор.32:10). Это выражение встречается пять раз в Ветхом Завете, но не в Новом Завете. Для обозначения «глаза» используются три разных слова: во Второзаконии это слово означает «маленький человек», имея в виду черный зрачок и то, как он отражает ваш образ обратно на вас. На самом деле – это отверстие, или апертура, через которую свет попадает в глаз. Соломон использовал то же самое слово по отношению к закону, который нуждался в поддержании и защите (Прит.7:1,2).

В Книге Пророка Захарии 2:8 говорится: «…ибо касающийся вас касается зеницы ока Его», имея в виду иудейских пленников, которые должны были бежать из Вавилона. Еврейское слово означает «что-то выдолбленное», таким образом «отверстие» (или зрачок), хотя оно может относиться к глазному яблоку в целом. В Псалме 17:8 Давид молится, чтобы Бог заботился о нем «как о зенице ока», с ясным отголоском Второзакония 32: «Укрой меня тенью крыльев твоих». Слово «яблоко – зеница» здесь на самом деле означает «дочь», связано с описанием чего-то действительно ценного. Иеремия также использует это слово, произнося молитву народа иудейского, когда Иерусалим был разграблен (Плач Иеремии 2:18).

Давайте теперь снова обратимся к Псалму 138, чтобы увидеть, насколько хорошо Давид понимал всеведение Бога. Он приписывает это духу Божьему, который безграничен в своем охвате (стихи 7-12): «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря… Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня [сделается] ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс.138:7-12). Это не просто констатация факта, но действительно мощное восприятие близости Бога к своим детям: «…и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (стих 10). Это не противоречит тому, что мы уже открыли, что Ангелы Божьи заняты по всему миру, ибо они наделены Духом Божьим как бессмертные существа. Эта привилегия быть носителями такого знания должна быть распространена на святых: «Теперь мы видим, как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). Давид удивляется не только такому знанию, но и тому, что Бог избрал его и спланировал его жизнь еще до того, как он родился: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16).

То же самое относится и к братьям и сестрам во Христе. Павел радуется знанию Бога в том виде, в каком оно относится к верующим во Христа: «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1:4,5). Связывая это с тем, что сказал Давид, последствия для нас ясны. Бог повсюду окружает нас Своим Духом, Ангелы активно участвуют в нашей жизни, а Христос наблюдает за нами, поэтому мы должны жить с максимально чистой совестью (Ефес.6:5-9). Как Бог видит и знает нас, так и Господь Иисус. «Я знаю ваши дела» – таково было его послание всем семи церквам Азии. В один прекрасный день каждый из нас предстанет перед ним, чтобы дать отчет о своей жизни. Пусть Его глаза не видят в нас ничего оскорбительного, но даруют нам желанный вход в Царство.

Крис Тарри (18.12.2005г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.