Библейские проповеди
Радуйтесь и благодарите, найдя потерянное
23.03.2003

Это должно было походить на чудо – сидеть и слушать поучения Господа Иисуса. Евангелие доносит до нас, насколько популярным Учителем Он был, и к тому же Его учение сильно отличалось от того, что привыкли слушать люди. Иисус учил, как власть имеющий, но всегда с чувством сострадания к простым людям. «И множество народа слушало Его с услаждением», – пишет Марк (12:37).

Конечно, это множество не могло не вызвать зависти у фарисеев и других религиозных вождей, что в свою очередь порождало неудержимую ревность к тому успеху, который имел Иисус.

Иисус не мог выбирать Себе аудиторию, но повсюду присутствуют указания на то, что Он подстраивал Свою речь под уровень тех людей, которые приходили Его слушать. Пример этому мы находим в сегодняшнем чтении Евангелия от Луки, глава 15.

Как уже случалось не раз, большое множество мытарей и грешников пришли послушать Его. Привлеченные такой массой людей, фарисеи и книжники тоже пришли посмотреть и послушать, о чем расскажет Иисус. Мы можем представить их, отделившихся от всех в небольшую группу и бормочущих в пол голоса нечто вроде: «Если бы Иисус был подобен пророку, Он был бы способен различить, что окружающая Его толпа состояла почти из одних грешников. Он не пожелал бы оскверниться через прикосновение к ним».

Эта ситуация дала Иисусу хорошую возможность для того, чтобы рассказать три притчи о потерянном и найденном, особо подчеркивая радость, которую испытывают от вновь обретенного.

Почему три притчи? Может, хватило бы и одной? Вне всякого сомнения, простые люди были рады услышать эти три маленькие истории, которые, с одной стороны, довольно незамысловаты и легко понимаемы и, с другой стороны, многое могут поведать нам, если мы разберем их чуть подробнее.

Притчи о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне хорошо знакомы всем нам. Эти истории были взяты из обыденной жизни большинства людей, слушающих Иисуса. Даже если среди Его слушателей не было человека, напрямую знакомого с уходом за овцами, он видел работу пастуха на близлежащих холмах. Люди хорошо знали и понимали всё, о чем говорил им Иисус.

Притча о потерянной овце

Эта притча рассказывает о пастухе, который пас свое стадо, перегоняя его с одного пастбища на другое. Возможно, лишь только под вечер, устраивая свое стадо на ночлег, он заметил, что одной овцы не хватает. Оставив девяносто девять овец наслаждаться сочной травой, он пустился на поиски недостающей и, найдя ее, вернулся с большой радостью. Потерянное было найдено, что явилось источником неописуемой радости!

Интересно, вспомнили ли фарисеи и книжники, слушавшие Иисуса, об Исаии, повествовавшем о том, как пастырь заботится о своем стаде: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (40:11), или «говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный» (Иезекииль 34:11,12).

Им полагалось знать эти отрывки. И они должны были знать о заботе Отца о любом заблудшем сыне или дочери. Фарисеи охотнее критиковали «заблудших», чем желали пошевелить хоть одним пальцем, чтобы помочь им «быть найденными». Иисус красочно прокомментировал Свою притчу: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лука 15:7). Мы также должны проявлять заботу о любом брате или сестре, которые, «заблудившись», вышли из нашего сообщества. Мы должны молиться за них, должны думать о путях, которые могли бы помочь им вернуться, и, более всего, мы должны быть готовы к той искренней радости, когда они вновь будут обретены. Именно этому учит нас Добрый Пастырь.

Притча о потерянной драхме

Многие из нас знакомы с угнетающим чувством, когда, заглянув в укромное местечко, куда мы положили деньги на «черный день», вдруг обнаруживаем их отсутствие. Нечто похожее пережила женщина из второй притчи. Имея десять драхм, она вдруг обнаруживает, что одной монеты не хватает. Возможно, деньги были отложены на покупку дорогого браслета или головного украшения. Теперь об этом надо забыть: не хватает одной монеты! Оставалось только одно: отодвинуть мебель и подвергнуть пол тщательному исследованию. И какая радость, при тщательном осмотре потерянная драхма находится. Очищенная и отполированная, она торжественно возвращается на свое место. «Так… бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся», – говорит Иисус. Он учил фарисеев не осуждать запутавшихся в проступках и грехах людей, но прийти им на помощь и радоваться вместе с Ангелами, когда хотя бы один из них вернется к Богу. Конечно, возвращение заблудших требует определенных усилий, но они того стоят.

Притча о блудном сыне

Третья притча из этой серии самая длинная. Иисус в деталях описывает историю о младшем сыне, который пожелал воспользоваться своей долей наследства задолго до смерти своего отца. Доля его наследства – одна треть всего имущества семьи, в то время как старшему брату причиталось две трети. Всё это, конечно, было в согласии с Моисеевым законом, согласно которому первенец получает двойную часть отцовского имущества. Мы не будем вдаваться вновь во все детали, ибо притча эта всем хорошо известна, но отметим лишь несколько основных моментов:

— Отец соглашается отпустить младшего сына с его долей наследства;

— Отец с тревогой ждет возвращения сына, с самого дня его ухода;

— Отец слушает только первые несколько слов отрепетированной речи сына и не дает ему закончить. Он энергично начинает приготовления, чтобы отпраздновать возвращение младшего сына целым и невредимым;

— Отношение старшего сына и его ревность напоминают нам о сопротивлении иудеев, не желавших принять язычников в семью Божию.

Почему три притчи?

Мы всё еще не дали ответ на этот ранее поставленный вопрос. Все три отличаются друг от друга. Почему заблудилась овца? Да она просто не слушала голоса пастыря! Это может произойти и с нами! Если мы не будем осторожны, то можем легко отойти от истины, в виду нашей собственной лени и небрежения. По истине, нужен хороший пастырь, который не пожалеет сил, чтобы найти и вернуть заблудшее.

А что можно сказать о драхме? Монета находится всё еще в доме, но уже не блестит подобно другим. Она отделилась, потускнела и уже не отражает славы своего владельца. Женщине, потерявшей монету, не пришлось тратить много сил, чтобы обнаружить ее. Она жила в небольшом доме, с простой и только необходимой мебелью, и поэтому ей не пришлось долго искать пропавшую монету. Вполне вероятно, что мы подчас слишком озабочены приобретением имущества и, отсюда, легко можем потеряться в нем вместо того, чтобы отражать славу Господа, искупившего нас. Мы остаемся «в доме», но уже не вовлечены в активную работу по распространению истины. Если это и в самом деле так, нам необходимо провести тщательную уборку, чтобы мы могли «найтись» вновь и вернуться назад к другим, которые все вместе составляют «сокровище».

У блудного сына своя история. Он сознательно покинул отцовский дом, и отец позволил ему это. Не было никого, кто мог бы найти его. Его путь домой начался с того момента, когда он «пришел в себя» и решил от безысходности вернуться к отцу. Какая была радость в доме! Для отца сын «был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Приступая к символам, хлебу и вину, давайте вспомним о той великой цене, которая была уплачена за наше освобождение, и возрадуемся о спасении, которое предоставлено нам. Давайте примем решение, что будем помогать отыскивать пропавшее и радоваться с Ангелами, когда «пропавшее» будет возвращено обратно.

Фрэнк Гиллард (23.03.2003г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.