Библейские проповеди
Многократное исполнение пророчества
15.08.2004

Библейское чтение: Деяния Апостолов, гл. 4.

Порой, когда мы читаем пророчества в Священных Писаниях, может быть трудно понять, о чем конкретно и когда говорит пророк. Подобно эфиопскому евнуху в Деяниях 8:34, который спросил: «О ком пророк говорит это? О себе ли, или о ком другом?» Данное пророчество исполнилось немедленно, или его исполнение еще в будущем? И порой кажется, что стихи скачут между краткосрочным и долгосрочным исполнением, оставляя неразбериху в наших умах.

Нам нужно ценить то, что Бог дал нам пророчества таким образом, что почти во всех (если не во всех) случаях они могут иметь более одного исполнения: пророчества имеют как краткосрочные, так и долгосрочные исполнения, а не только одно или другое.

С самых первых дней появления пророчеств в Израиле Бог установил закон для Своего народа, чтобы помочь им определить, кто был истинным пророком Господа. Во Второзаконии 18:21,22 в ответ на вопрос: «Как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Бог отвечает: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово».

То есть каждый истинный пророк должен был изрекать пророчества с кратковременным исполнением, чтобы показать, что они были Словом Божьим, и таким образом утвердить полномочия пророка. Поэтому, где бы мы ни читали пророчество, будь оно дано через Моисея или одного из главных пророков, Иисуса или Апостола Павла, мы всегда должны искать его немедленного исполнения – сперва при жизни самого пророка.

Тем не менее, многие пророчества также касаются событий, которые очень далеки от даты их провозглашения – например, пророчества о Христе или Божьем Царстве. Более внимательный взгляд на такие отрывки покажет, что у них действительно есть краткосрочная цель – возможно, неполное исполнение или в небольшом масштабе, но их последующее исполнение в жизни и делах Христа – приводит к гораздо более полному их осуществлению.

Деяния 4 является хорошим примером. После оправдания синедрионом, апостолы Пётр и Иоанн цитируют Псалом 2, как пророчество о своих временах. В Деяниях 4:24-26 приводится цитата: «Боже… Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его».

Стихи 27,28 объясняют его первое исполнение тогда, в первом веке: «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».

«Язычники» – это римляне, «люди» – это евреи, «цари земли» – это Пилат и Ирод, а «правители, собравшиеся вместе», – это книжники и фарисеи – все они объединились в оппозицию против помазанного Господом.

Но это был не первый раз, когда исполнился Псалом 2. В начале царствования царя Давида, как Божьего помазанника на Сионе, ему пришлось сражаться со многими врагами внутри и за пределами Земли обетованной, чтобы установить свою власть. Во всем этом помогал ему Бог, и Псалом 2, в своем первоначальном исполнении, рассказывает об этих событиях, как мы читаем во 2 Царств 8. Но есть отрывки в этом псалме (как например, стих 7: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя»), которые никак не могли исполниться в Давиде, но в более долгосрочной перспективе Господь Иисус через свою смерть и воскресение снова исполнил пророчества этого псалма. И даже в будущем ему еще раз предстоит окончательно завершить исполнение Псалма 2, когда Господь Иисус установит свой престол на Сионе и устранит всякое человеческое правление, силу и власть, управляя народами «железным жезлом» (стих 9). До тех пор, пока все народы не покорятся и будут служить ему.

Существует три исполнения одного пророческого псалма, и мы можем выполнить это упражнение с любым другим пророчеством на выбор. Например, как Исаия гл. 2, так и гл. 35 часто используются нами для того, чтобы поговорить о Царстве Божьем – народы, поклоняющиеся в Иерусалиме и прекращающие войну (Исаия 2), цветение пустыни, исцеление больных и искупление приходящих на Сион (Исаия 35). Тем не менее, когда эти пророчества были впервые даны Исаией, они имели отношение к его собственному времени и его поколению!

Во времена доброго царя Езекии эти изумительные пророчества действительно исполнились (хотя и не так ярко). После того как Бог победил ассирийскую армию Сеннахирима, многие народы пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Богу Израиля и принести дары. Об этом нам сказано во 2-й Паралипоменон 32:23: «Тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов».

Вот исполнение Исаии 2:3: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима».

А что за пустыня расцветает как роза? Исаия 37:30 говорит нам, что после поражения ассирийцев Бог собирался вернуть к жизни опустошенную землю Иудейскую так быстро, что даже не посеяв и семени в течение двух лет, всей нации хватило бы пропитания: «И вот, тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год – самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их».

Иоиль, говоря об этих же временах, рисует картину Бога, заставляющего землю обильно приносить пищу после ужасного разрушения, нанесенного ей ассирийцами: «…пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем… И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки» (Иоиль 2:22-26).

2-я Паралипоменон 32:27,28 свидетельствует о том, как обильно расцвели пустыни: «И было у Езекии богатства и славы весьма много, и хранилище он сделал у себя… и кладовые для произведений земли, для хлеба, вина и масла, и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад».

А что касается «выкупленных Господом», возвращающихся на Сион? В других местах пророчества Исаии есть много свидетельств того, что после поражения ассирийцев все пленники, которых они взяли из Иудеи, были освобождены, и им разрешено было вернуться. Неудивительно, что они: «…пришли на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их» (Исаия 35:10). В таких известных пророчествах о Царстве, подобных этим, мы видим, как их краткосрочное исполнение, так и полное окончательное исполнение в будущем. То же самое везде, какое бы пророчество мы ни посмотрели – два или три варианта его исполнения – не редкость.

Всё сказанное не должно нас удивлять. Наш Бог знает конец с самого начала и в Его руке все народы. Он точно знает, что и как сказать, чтобы Его слова исполнялись не один раз, но два или более. Таковы чудеса Писаний и свидетельство глубины Божьей мудрости, и мы можем видеть эти чудеса во многих пророчествах, которые оно содержит!

Марк Виттакер (15.08.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.