Библейские проповеди
Прокаженный
7.03.2004

Однажды Иисус пришел в деревню в Галилее, где десять человек ожидали Его. Лука сказал, что они «остановились вдали» (Лука 17:12). Что они хотели сказать Ему и почему остановились на расстоянии? Ответ заключается в том, что они все были прокаженными.

Проказа была распространена на востоке в Библейские времена – ужасная кожная болезнь медленно расползалась по телу человека, разъедая лицо и конечности и, в конце концов, приводя страдальца к смерти. Именно потому, что эта болезнь может передаваться другим людям при близком контакте, прокаженные должны были жить вне города, предупреждая других людей о том, что к ним нельзя подходить. Прокаженный человек должен был носить оборванную одежду и отращивать усы, его голова должна была быть непокрытой, как на похоронах (Левит 13:45). Он как бы горевал – горевал о своей необратимой гибели. Чтобы удержать людей на расстоянии, он кричал: «Нечистый, нечистый!»

Как часто происходило, в Законе Моисея Бог использовал состояние этих несчастных мужчин и женщин, чтобы преподать драматичный урок. Проказа, распространяясь, представляет собой грех – болезнь плоти, которая всех приводит к смерти. Мы все смертны. Омерзительный вид ужасного заболевания показывает, как отвратителен грех в глазах Бога. Он делает нас нечистыми, не позволяет приближаться к Нему. Нам приходится стоять вдалеке. Закон Моисея был бессилен излечить такое заболевание как грех. Он мог лишь высветить наше уродливое состояние. Страдальцам ничего не оставалось кроме смерти вне стана.

Но в случае, когда Иисус встретил десять человек, произошло нечто примечательное. Он смог излечить то заболевание, которое оказалось не под силу всем докторам мира. Он отправил их от Себя совершенно здоровыми. В этом заключается урок. Ему одному под силу было удалить грех, излечив нечистоту. Вот почему Он велел этим людям показаться священникам (стих 14). В законе Моисея была специальная церемония, которая производилась в крайне редких случаях, когда больному проказой становилось лучше. Иисус хотел, чтобы они прошли через этот ритуал, доказав священникам, что Он имеет силу избавить человечество от грехов. Что они делали, когда пришли в Иерусалим и просились поговорить со священниками? Ответ мы найдем в сегодняшнем чтении: Левит, глава 14.

Когда прокаженный обнаруживал, что болезнь отступает, он должен был отправить послание одному из священников, который в свою очередь должен был выйти из города, чтобы обследовать больного (стих 3). Если он проходил испытание, то должен был отправиться в Храм, чтобы принять участие в очищающей церемонии, детально описанной в стихах с 4 по 8. Сначала священник брал двух чистых птиц. Нечистые птицы, такие как совы и грифы, связаны со смертью и развратом, поэтому не использовались для этой цели. Одну птицу убивали внутри глиняного горшка, в котором было немного воды. Вода должна быть «живою», только что взятою из родника. Вторую птицу окунали в кровь мертвой птицы, а затем отпускали в небо.

В этом действии мы видим связь с Господом Иисусом. Он имел человеческую природу, был потомком Евы, как и все мы. Именно в этом плотском теле Он умер. Как кровь мертвой птицы, Его кровь смешалась с водой, когда копье пронзило Его бок. Иоанн очень подробно описывает это, рассказывая о распятии (Иоанн 19:34; 1 Иоанна 5:6). Иисус в Храме провозглашал, что из Него потекут реки «живой» воды. Вода и кровь представляют собой жизнь, так как без воды и крови жизнь невозможна, а «живая» вода, не застоявшаяся, а свежая, из источника, представляет собой жизнь вечную, как Он сказал самарянке у колодца (Иоанн 4:10,14). В мертвой птице мы явно видим отданную жизнь Христа и грех, очищенный Его смертью.

Почему же вторую птицу отпускали? Итак, жертва Иисуса была полной и совершенной. Но Иисус не остался мертвым. Если бы это произошло, сила греха, удерживающая человека в могиле, не была бы повержена. На третий день Он освободился от земного тела, грешной плоти. Как птица поднялась ввысь, так и Иисус был наделен божественной природой и предстал пред Богом. Очевидно, Закон не мог использовать одну птицу, чтобы представить последовательность событий, ибо мертвая птица так и останется мертвой! Вот почему вторую птицу окунули в кровь первой – символически они олицетворяли одну и ту же птицу. Она умерла и вновь вернулась к жизни. Мы можем видеть, что Закон направлен на того, кто ушел от греха, принеся себя в жертву. Со смертью Иисуса связаны и другие события.

Священник брал живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, окунал живую птицу в кровь птицы, заколотой над живою водою (Левит 14:6). Для чего это делалось? Кедровое дерево – необычный строительный материал. Оно содержит ароматное масло, которое предохраняет его от гниения. В Англии стекольные заводы строили из кедрового дерева до того, как появился алюминий, так как этот строительный материал позволяет зданию стоять в течение долгих лет без покраски и дополнительного ухода. Вечное качество этого благоухающего дерева напоминает постоянство и свежесть милости Бога, которые приходят с очищением и прощением.

Шерсть дает агнец, а червленая шерсть имеет цвет крови – и снова мы видим указание на Агнца Божия, кровь Которого омывает наши грехи, оставляя нас белыми как снег. И, наконец, иссоп – ветвистый, травяной, идеальный для опрыскивания материал – олицетворяет собой Пасхальную ночь, когда кровь агнца с помощью иссопа наносилась на косяки дверей. Иссоп использовали при распятии, стебель иссопа протягивали умирающему Иисусу, когда потребовалось омочить Его губы, в то время как Он с усилием произнес: «Свершилось», – завершив Свою миссию.

И более того. Кедровое дерево, червленая шерсть и иссоп использовались, чтобы окропить водой и кровью мертвой птицы прокаженного для очищения (Левит 14:7). Что этот обряд вызывает в нашей памяти? Именно таким образом Бог заключил завет с народом Израиля на горе Синай. Странно, но информация об этом пришла к нам не из книги Исход, а из Нового Завета, из Послания Евреям 9:19: «Ибо Моисей… взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ». Так и излеченные от проказы становились в один ряд с народом, заключившим обет с Богом. С момента излечения они больше не являлись изгнанниками, могли находиться в присутствии Бога. Кровь Иисуса позволяет нам приблизиться к Богу. Павел в Послании Колоссянам, главе 1 говорит, что мы были врагами Богу, запятнанные нашими грехами, но сейчас Он в мире с нами через кровь креста Иисуса (стих 20). Теперь мы – «святые и незапятнанные» пред лицом Его.

Что происходило далее? Прокаженный теперь мог побриться, омыть свои одежды и тело, уничтожая следы инфекции. После семи дней он возвращался к последнему этапу церемонии. Он снова брился, его кожа становилась как у новорожденного. На этот раз он брал трех агнцев (или одного агнца и двух голубей, если он был бедным) и предоставлял это с лучшей мукой как жертву за грех, жертву повинности и жертву во всесожжение. Все грехи, которые совершал человек, находясь за станом, были прощены. Здесь прослеживается аналогия с жертвой за очищение после родов, описанной в Левит 12:6-8. Очистившийся прокаженный становился подобным новорожденному младенцу, начинающему жизнь заново, – ужасная проказа ушла навсегда. Здесь мы можем увидеть связь и с нашей жизнью: во время своего крещения мы были омыты от грехов, нам дана была новая жизнь. Мы «родились заново».

Оставалась последняя церемония: кровью жертвы за грех мазали правое ухо, правую руку и правую ногу излечившегося человека. Именно это произошло, когда Моисей принимал Аарона и его сынов на служение Богу (Левит 8:24). Как священники, вновь рожденные члены дома Израилева немедленно посвящали себя служению Богу на всю оставшуюся жизнь. Он должен использовать свою голову (думать, слушать и говорить), руки (действовать), ноги (куда ходить), работая для Бога. И снова урок для нас, выходящих очистившимися из вод крещения: мы не должны посвящать свое время делам плоти, но исполнять волю Божию. Павел ясно говорит об этом в Послании Римлянам 6:22: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец, – жизнь вечная».

Один из десяти прокаженных вернулся. Он упал на колени и благодарил Иисуса за помощь. Именно для того мы едим сегодня хлеб и пьем вино, чтобы поблагодарить Агнца Божия, Который взял на Себя грехи мира, обновил наш завет служения Ему всеми силами.

Дэвид Пирс (7.03.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.