Библейские проповеди
Амос, пастух фекойский
21.11.2020

Библейские чтения: Неемия 10; Амос 2; 1 Тимофею 4,5.

Наше библейское чтение из Книги Пророка Амоса посвящено событиям, происходившим в бедственное для народа Божьего время. Амос предупреждал жителей Северного царства Израилева, состоявшего из десяти колен, о том, что Бог отправит их «…в плен дальше Дамаска», потому что они не слушались Его (Ам. 5:27, KJV). Несмотря на предупреждение пророка, народ Израилев не раскаялся, а потому в скором времени он был угнан в Ассирию. Помимо этого Амос предупреждал и жителей Иудеи – Южного царства Израилева, – говоря, что и их тоже постигнет бедствие. По его словам, Бог должен был послать «…огонь на Иуду, и пожрет чертоги Иерусалима» (Ам. 2:5). Именно это и произошло с Южным царством Иуды по прошествии ста сорока лет, когда его жители были уведены в вавилонский плен.

Такое начало нашей проповеди может показаться мрачным, однако оно убедительно свидетельствует о том, что всё сказанное в Библии является истиной. Её посланию можно доверять целиком и полностью. Точно так же как пророк Амос предсказывал разрушение и сожжение Иерусалима, другой пророк – Иеремия – возвещал, что «вся земля эта будет пустынею и ужасом; и… будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иер. 25:11). Это предсказание тоже сбылось. Во дни персидского царя Кира, евреям было позволено возвратиться на свою родину в великой радости и приступить к восстановлению разрушенного.

Когда окружающие нас люди испытывают страдания, то чрезвычайно важно будет говорить и делать то, что поддержит их и поможет им. Иногда причинами людских страданий являются ошибки, совершаемые ими по жизни. К сожалению, бывает и так, что обнаружение недостатков у других людей может вызывать у нас ощущение собственного превосходства. Наши размышления при этом могут строиться по известному принципу: «Я, по крайней мере, не такой плохой, как он!» Таким образом, за необходимым желанием помочь скрывается поджидающая всех нас опасность. Мы можем решить, что по причине своей способности замечать изъяны и пороки в других людях, и видеть их дела, мы сами в значительной степени должны быть лишены всех подобных недостатков. К большому сожалению, такое восприятие ведет к появлению гордости, которая ненавистна Господу (см. Пс. 100:5). Кроме того, мы можем поддаться лицемерию, столь свойственному фарисеям, к которым обращался Павел: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь?… Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2:21,23).

Итак, мы пришли сюда сегодня с тем, чтобы честно взглянуть на самих себя. У каждого из нас есть свои собственные изъяны, и как говорил Иисус, имея бревно в собственном глазу, не оченьто уместно будет кивать на соринку в глазах своего брата. Великий апостол Павел признавал свои недостатки и был вынужден сказать: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» К счастью, он дает и ответ на поставленный им же вопрос, и мы тоже по этой самой причине собрались сегодня, чтобы помянуть Господа: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 7:24,25).

Израильтяне во дни Амоса испытывали удовольствие от порицания других людей. С точки зрения многих из них, грехами были те ужасные вещи, которые совершали окружающие! Сам Амос был пастухом (Ам. 1:1), которого Бог послал из Иудеи в Израиль с особым поручением (Ам. 7:10-17). Нетрудно вспомнить, что Израиль откололся от Иуды ста шестьюдесятью годами ранее. В Ам. 1:2,3 Бог сказал, что Он «возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима». Затем следует целый перечень тех судов и наказаний, которые Бог намеревался навести на народы, окружавшие Северное царство. Первым в этом списке шел Дамаск, престольный город Сирии, подвергшийся осуждению за проявленную им жестокость (Ам. 1:3-5). Далее шел черед Газы, располагавшейся вдоль морского побережья, ибо она вырвалась из рук Иуды (ст. 6-8). Потом говорится о Тире, игравшем роль важного союзника Давида и Соломона, но позднее переметнувшемся на сторону врагов Иудеи (ст. 9,10). Затем Едом – земля Исава, потомки которого так и не отказались от древнего соперничества со своими братьями-евреями, произошедшими от Иакова (ст. 11-12). И, наконец, завершали этот список Аммон (ст. 13-15) и Моав (Ам. 2:1-3) – два потомка Лота, племянника Авраама, отношение которых к евреям отличалось крайней жестокостью.

На следующем этапе Амос обращает свое внимание на Иудею – Южное царство (Ам. 2:4,5). Жители Иудеи получили от Господа гораздо большие блага, чем их соседи, но при этом остались неблагодарными Богу, а потому и им надлежало увидеть гибель своей столицы, города Иерусалима. Однако это произошло лишь по прошествии почти двухсот лет. Бог, по долготерпению Своему, намеревался послать им Исайю и Иеремию, чтобы эти два пророка в последний раз попытались воззвать к разуму народа Иудеи (сам Амос являлся его представителем) и обратить его с гибельных путей, прежде чем на него обрушилось бедствие в виде пришедших вавилонян. Но как раз в тот момент когда некоторые самодовольные жители Северного царства Израилева ликовали от того, как пророк Божий распекал докучавших им южных соседей, Дух Божий обращается и против них самих тоже. По сути, вся оставшаяся часть пророческой книги Амоса, начиная с Ам. 2:6 и далее, направлена против Северного царства и являет собой призыв к его жителям, чтобы те покаялись.

Язык, который используется Амосом при обращении к непокорному народу Божьему, в одинаковой мере применим и к нам, живущим в последние дни. Мы должны приближаться ко Всемогущему Богу «с благоговением и страхом», как призывает нас к тому автор Послания Евреям 12:28. Чуть позже, в Ам. 4:13 мы прочтем такие слова: «Ибо вот Он, который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф – имя Ему». Наш Бог всемогущ. И вновь мы читаем в следующей главе: «Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? – Господь имя Ему!» (Ам. 5:8).

К огромному сожалению, усилия Амоса оказались напрасными, и они не привели к покаянию. Он умолял Бога отложить наказание народа Израилева и дать им больше возможностей для изменения своих путей (Ам. 7:1-9). Бог дважды соглашался на эти просьбы пророка, но раскаяния со стороны народа так и не последовало.

В нашей собственной, сильно отличающейся современной жизни, каждому из нас предоставляется огромное количество возможностей покаяться в своих собственных ошибках и недостатках. И мы должны быть чрезвычайно благодарными за то, что наш Посредник и Ходатай перед лицом Бога не является пророком смертным, подобным Амосу, который тоже терпел неудачи и нуждался в прощении. Наш Ходатай – это никто иной как бессмертный, вечно живущий Господь Иисус. И сколь велика эта почесть, оказанная нам! Постараемся же приложить все усилия для того, чтобы не разочаровать и не подвести его!

Говоря о втором сегодняшнем чтении из Библии, следует отметить, что по прошествии трех веков со времени служения Амоса, другой сын еврейского народа по имени Неемия состоял на службе у персов, покоривших Вавилонскую империю. Его семья осталась в Вавилоне после того как евреям было разрешено возвратиться в свою родную землю, однако многие другие его родственники воспользовались этой возможностью и отправились назад в Израиль. В Неем. 1:2,3 мы читаем: «И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем».

Было ясно, что евреям, вернувшимся в Иерусалим со столь великой радостью, нужна была помощь и поддержка, и Неемия испросил разрешения у царя Персии отправиться в Иудею с целью оказания такой помощи. Книга Неемии как раз и повествует о его усилиях в этом направлении и о том, как он трудился бок о бок со священником Ездрой, возвратившимся в Иерусалим из Вавилона годами ранее.

Читая Книгу Неемии, можно видеть, что ему довелось испытать как победы, так и разочарования. Тем не менее, он никогда не сдавался. Этого не было даже в тех случаях, когда его подводили близкие ему люди. Он крепко стоял в своей вере, а заключительные слова его книги являют собой ничто иное как краткую, замечательную молитву: «Помяни меня, Боже мой, во благо мне!» (Неем. 13:31).

Подобно Амосу и Неемии, мы должны иметь желание делать то возможное и доступное нам, что способно помочь окружающим в решении их трудностей и проблем. Нет ничего лучше, если мы посредством доброго примера собственной жизни станем указывать людям путь, ведущий в Божье Царство. В чтениях из Послания Тимофею мы видим, что Павел призывает его укреплять братьев и сестер в тех испытующих обстоятельствах, которые должны были наступить после смерти апостола. Постараемся и мы тоже иметь перед собой такую цель. Если окажемся достойными милости Божьей, то и нам будет дарован тот замечательный «венец правды», что был обещан Павлу: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:8).

Помянем же теперь жертву Господа хлебом и вином, и да возрадуемся в удивительном обетовании, ниспосланном всякому человеку, возлюбившему явление Иисуса Христа:

«Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь» (2Тим. 4:22).

Джон Вудл (22.11.2020г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.