Библейские проповеди
Слушать и внимать
4.05.2019

Библейские чтения: Второзаконие 22, П.Песней 2 и Деяния 14,15.

Во второй части сегодняшних библейских чтений у нас есть прекрасное стихотворение, которое описывает любовные отношения между женихом и девушкой, на которой он собирается жениться. В П.Песней Соломона 2:14 невеста говорит о своем возлюбленном: «Покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой; потому что голос твой сладок, и лице твое прекрасно».

Слово «слышать» в этом стихе – это еврейское слово, которое звучит примерно как «ш’ма». Обычное слово и довольно часто встречается в Ветхом Завете. Оно же дает название очень важной еврейской утренней и вечерней молитве, называемой «Шема Израиль», или, проще говоря, «Шема». Слова этой молитвы были впервые произнесены Моисеем и находятся во Второзаконии 6:4,5: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть! И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими».

Эти стихи важны для евреев, в первую очередь, как способ выразить свою преданность Богу. Они одинаково важны для нас как учеников Господа Иисуса Христа. Действительно, Иисус однажды сказал, что Шема была первой и величайшей заповедью закона, а в другой раз он сказал: «…так поступай, и будешь жить» (Луки 10:28).

В книге Притч 20:12 мы читаем: «Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь». Эти слова направляют наше внимание на физические возможности глаза и уха. Современная наука позволила нам понять, что световые и звуковые волны, которые мы улавливаем нашими глазами и ушами, преобразуются в электрические сигналы и передаются в наш мозг, где их можно распознать и понять.

Однако Шема означает больше, чем просто услышать сказанные слова. Оно значит “обратить внимание” и “сосредоточиться” на данной Богом заповеди! Например, когда Лия родила Иакову второго сына, она назвала его Симеон (на иврите «Шимон»), потому что она сказала: «…Господь услышал [Шма], что я нелюбима» (Бытие 29:33).

Иногда кажется, что мы слушаем, но на самом деле наш ум сосредоточен на чем-то другом! Часто мы думаем о том, что будем делать в ближайшие часы или дни, и не особо понимаем, что говорится нам прямо сейчас! «Шема» подразумевает ответную реакцию на то, что вы слышите. Многие из Псалмов начинаются со слов: «Слушай, Господь…», и просьбой Бога услышать крик о помощи. Например, Псалом 26:7: «Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне».

Точно так же Бог просит Своих людей слушать и отвечать Ему: «Итак, итак, если вы будете слушаться [Шма] гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исход 19:5).

Бог ожидал, что Израиль будет слушать Его голос и соблюдать Его завет. На иврите нет отдельного слова, означающего “повиноваться”. Одно слово «Ш’ма» означает как слушать, так и повиноваться. Вот почему, когда Израиль позже в своей истории нарушил свой завет с Богом, пророки сказали: «Есть у них уши, но не слышат» (Псалом 113:4; 134:17).

Царь Израильский по имени Саул думал, что поступил правильно в глазах Бога, пощадив лучшее из добычи после битвы с амаликитянами. Но на самом деле он не слушал внимательно Божье повеление. Самуил сказал ему: «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов…» (1-я Царств 15:22).

У израильтян были уши. Они могли прекрасно слышать. Но на самом деле они не слушали Бога, иначе они бы поступили иначе. Истинное слушание – это уважение к говорящему и выполнение того, что сказано. Настоящее слушание требует усилий и действий. Это истинное значение еврейского слова «ш’ма».

Мы должны прислушиваться к Слову Божьему и действовать в соответствии с ним в нашей жизни. Как сказано в Послании Иакова 1:22: «…будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя». Мы живем верой, но мы должны демонстрировать нашу веру тем, что мы делаем, и тем, что мы говорим. Во всех наших отношениях мы должны стремиться следовать примеру Господа Иисуса Христа.

Интересно обнаружить, что в нашем новозаветном чтении из Деяний мы встречаем эквивалентное греческое слово для слуха, которое называется «akouo». Это значит слышать, заботиться, обдумывать и понимать. Мы находим это слово в Деяниях 15:7, где Пётр встает в присутствии апостолов и старейшин в Иерусалиме и заявляет, что на то была воля Бога, «…чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали». Здесь выражена идея команды и ответа на нее. Язычники услышат послание и будут действовать соответственно ему. Так и произошло во время проповеди Павла и Силы. В Деяниях 13:42 евреи отвергли евангельское послание, а язычники стремились его постичь. Воля Бога заключалась в том, чтобы свет евангельского послания был явлен язычникам (Деяния 13:46,47), и когда язычники услышали, их ответ был очень обнадеживающим: «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деяния 13:48).

В Деяниях 14 Павел и Варнава начали свое Первое миссионерское путешествие. По приезду в новый город, сперва они всегда проповедовали евреям, но обычно евреи закрывали уши Евангелию, и в Иконии они даже пытались побить их камнями. Мы вспоминаем слова, которые Иисус сказал ученикам в Евангелии от Луки 8:10: «…вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют».

Порой кажется, что такое простое и понятное евангельское послание, произнесенное апостолами, было слишком неприятным для некоторых евреев, чтобы понять и повиноваться, демонстрируя тем самым свою неспособность действительно слушать Слово Божье. Однако в Деяниях 14:8 в Листре был человек, который действительно внимал словам Павла. Нам сказано, что он был хромым с рождения. Павел внимательно наблюдал за ним и увидел, что он верит в исцеление. Мы видим здесь еще один пример слушания и действия. В тот момент, когда Павел произнес слова: «Стань на ноги твои прямо!» (стих 10), мужчина отреагировал. Не задавая вопросов и не умев ходить, он отреагировал на слово и мгновенно «вскочил и стал ходить» (стих 10), не поколебавшись.

Итак, имея в виду такие слова увещевания, каждый из нас должен подумать о своем собственном призвании. Ибо мы также услышали Слово, прислушались к нему и действовали в соответствии с ним. Мы продемонстрировали, что поверили в имя Господа Иисуса Христа, когда были крещены в Его спасительное имя. Наш «ветхий человек» был похоронен, а наш «новый человек» поднялся к новой жизни во Христе. Теперь мы делаем всё возможное, чтобы служить и повиноваться ему. Хотя из-за слабости мы часто терпим неудачу, Божьей благодати достаточно для нас, и мы искуплены жертвой нашего Господа. Поэтому давайте будем стойкими в нашей вере и никогда не отвернемся от Бога. Давайте никогда не переставать читать и слушать Слово Божье каждый день, терпеливо ожидая, когда Иисус вернется с небес.

Мы собрались сейчас (как мы должны стараться делать это каждую неделю), чтобы повиноваться повелению нашего Господа. Мы встречаемся, чтобы вспомнить великую жертву Господа Иисуса. От ребенка до последних дней на земле Иисус всегда разговаривал со своим Отцом в молитве. Он слушал Его и повиновался воле своего Отца. Несмотря на то, что Иисус пережил великие страдания, приведшие к его смерти, он согласился стать жертвенным агнцем, который забирает наши грехи. Молитва Иисуса в Евангелии от Иоанна 17:20,21 за всех тех, кого дал ему Отец: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».

Отец слушал молитву своего сына и удовлетворил его просьбу. Мы те, о ком говорит Иисус. Мы поверили в него и стараемся быть едиными с Иисусом и Отцом, слушая и действуя в соответствии с его словами.

Юлиан Хардинг (05.05.2019г.)

Комментарии закрыты.