Библейские проповеди
Израиль в пустыне
20.04.2019

Библейские чтения: Второзаконие 4; Притчи 31; Иоанна 15,16.

Во Второзаконии гл.4 описано пребывание детей Израиля в пустыне. После 40-ка лет странствий они собирались войти в Обетованную землю. Моисей дал наставление и ободрение этому новому поколению: «Итак, Израиль, слушай постановления и законы» Господа Бога (Второзаконие 4:1). Моисей провел сорок лет, пытаясь водить израильтян путями Божьими, но старшее поколение (которым было 20 лет и старше, когда они вышли из Египта) много раз провоцировало Бога своим ропотом и неверием. Книга Второзаконие – это запись того, как Моисей пытался руководить этим молодым поколением. Он пытался помешать им совершить те же ошибки, что совершили их отцы. Моисей был их пастырем, и сильно желал, чтобы они вошли в Землю обетованную. Он знал, что если они не будут верны Богу, то не смогут: «…войти и овладеть землей» (стих 1).

Моисей понимал природу человека. Он знал, как легко мы можем поддаться искушению и согрешить против Бога. Он упомянул одно конкретное время испытания в стихе 3: «Глаза ваши видели всё, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя». В это время (Числа 25:1-3 и 9) многие прелюбодействовали с дочерями Моава. Они также приносили жертвы и поклонялись богам моавитским. Поэтому Бог уничтожил всех тех, кто «…последовал за Ваал-Феором». Моисей напомнил тем, кто слышал его в тот день в стихе 4: «…а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне». Все те, кто в то время прилепился к Богу, чудесным образом спаслись от чумы, тогда как остальные, оставившие и разозлившие Господа Бога, – все погибли. Было важно, чтобы оставшиеся в живых, продолжали (стих 5) помнить Божьи законы и Его суды. Как и сказал Моисей в стихе 6: «Итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов».

Мы увидим, почему Моисей так беспокоился о них, когда вспомним, что в стихах 21,22 он не собирался идти с ними в землю. Он сказал им в стихе 9: «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы… они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей». Они оказались в положении, в котором не был еще никто другой, потому что, как говорится в стихе 20: «А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно».

Бог также вступил с ними в завет (стих 23), где Он обещал благословить их как Свой народ. Их часть завета заключалась в том, что они будут соблюдать Божьи законы и заповеди так же, как дети должны любить и повиноваться своему отцу. Моисей предупредил их «внимать» самим себе, «чтобы они не забыли завета», потому что «Господь, Бог твой, есть огонь поядающий, Бог ревнитель» (стихи 23,24).

Но знал ли Моисей, что сделает Израиль после его смерти? Его следующие слова в стихе 25 были такими: «Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его».

Интересно заметить, что Моисей не сказал им: «если развратитесь», или «если сделаете зло»! Он четко сказал им, что они «развратятся» и «сделают зло» в глазах Бога. Таким образом, Моисей прекрасно знал, по какому пути, в конечном итоге, пойдет народ. Такое ощущение, что Бог уже наперед сказал Моисею, что Израиль оставит Его, и за это Он собирается наказать их. Пожалуйста, посмотрите на стихи 26,27: «…свидетельствую вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете; и рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь».

Конечно, Бог знал наперед, что Израиль оставит Его. Он знает конец с самого начала. Затем в стихах 29-31 Бог показывает, как Он будет милостив и простит Израиль, если они покаются. Мы замечаем слова: «…в последствии времени». Да, Бог действительно знает всё. Он знал, что Израиль покается в последние дни. Бог дал понять Моисею об этом. Во Второзаконии 31:29 Моисей сказал: «Ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути… и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих», и Бог предупредил Моисея об этом. В конце концов, мы помним, что Он говорил с Моисеем: «…лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход 33:11).

Во Христе Старый завет, заключенный Богом с Израилем, был заменен Новым заветом. Этот новый Завет был подписан кровью Христа. В этот завет могут войти как иудеи, так и язычники. Тем не менее, принципы, которые мы только что рассмотрели во Второзаконии 4, так же актуальны и в Новом завете. Они имеют отношение к нам, потому что мы связаны новым Соглашением. Это видно из нашего третьего ежедневного чтения в Иоанна гл.15, где Иисус сказал: «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец мой – виноградарь» (Иоанна 15:1). Виноградарь всегда очищает и обрезает плодоносную ветвь. Любая ветвь, которая не дает плодов, удаляется. Древесина виноградной лозы не имеет другого применения, кроме производства винограда. Таким образом, бесплодная виноградная ветвь хороша будет только для сжигания (стих 6). Урок этот ясно изложен во втором стихе: мы либо приносим хорошие плоды нашему Небесному Отцу, либо, как те израильтяне, которым это не понравилось, – будем отрезаны и, в конце концов, погибнем.

Подобно тому, как Израиль в пустыне был освящен Богом, мы также стали «чистыми» (стих 3) благодаря словам и учению Христа. Все они были словами Бога, потому что Иисус есть Слово Божье, ставшее плотью. Примечательно, что Иисус сказал своим ученикам: «Вы очищены через слово» (Иоанна 15:3). Один из учеников, который не был чист и больше не находился среди них – Иуда Искариот – уже ушел, чтобы предать Иисуса. Он не повиновался Слову Отца, переданному через Иисуса. Он не принес добрых плодов Творцу, и был удален с лозы. Точно так же мы должны постоянно «пребывать» (стих 4) во Христе, иначе мы не сможем принести плод. Подобно тому, как Моисей сказал Израилю, что Бог – огонь пожирающий, мы также будем брошены в огонь и погибнем в могиле, если станем бесполезными ветвями.

Так что давайте крепко держаться нашего Господа Иисуса Христа. Как сказал Иисус в Иоанна 15:10: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей». Соблюдая заповеди Божьи, мы пребываем в любви Христа; точно так же, как сам Иисус соблюдал заповеди своего Отца и пребывал в Его любви. Ту же самую любовь Бог ожидал от Израиля. Следующие слова Христа в стихах 13,14 напоминают нам о Моисее: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам».

Моисей делал всё повеленное Богом, вот почему Бог говорил с ним как с другом. Они были очень близки, как и мы можем откровенничать только с очень близким человеком. Так же Иисус говорил со своими учениками. Теперь, когда Иуда ушел, он мог откровенно говорить с остальными одиннадцатью. Мы тоже друзья Иисуса, когда выполняем повеленное нам, а Его заповеди принадлежат Его Отцу. Иисус отдал свою жизнь в жертву за друзей, за всех тех, кто любит Его Отца. Фактически, Моисей был предзнаменованием того, как Иисус собирался отдать свою жизнь за друзей, и потому он сказал: «И Господь прогневался на меня за вас, и клялся, что я не перейду за Иордан… я умру в сей земле, не перейдя за Иордан, а вы перейдете и овладеете тою доброю землею» (Второзаконие 4:21,22).

Моисей должен был умереть, прежде чем новое поколение израильтян сможет войти в Землю Обетованную. Таким образом, Моисей был прообразом того, как спасение от греха и смерти не может быть достигнуто без совершенной жизни и жертвы Иисуса на кресте. Мы помним его жизнь, смерть и воскресение сейчас в символах хлеба и вина. Мы тоже идем через пустыню жизни в Землю Обетованную. Давайте не будем ходить неверными путями, по которым ходило поколение в пустыне. Вместо этого давайте будем любить Господа нашего Бога, следуя примеру Господа Иисуса Христа. Давайте пребывать в нем, потому что только во Христе мы можем быть «живы», как и те, кто держался Бога в пустыне. Только во Христе мы можем получить вечную жизнь. Поступая так, мы получим наследство, как было обещано нам в Послании Евреям 9:15, что «…призванные к вечному наследию получили обетованное».

Ричард Синглтон (12.05.2019г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.