Библейские проповеди
Еммануил
19.05.2018

Библейские чтения: И.Навин 5,6; Исаия 10 и 2-е Фессалоникийцам 1,2.

Приуроченное к этому дню чтение главы 10 Исаии является частью так называемых «еммануиловых глав» в книге Исаии. Этот раздел начинается с главы 7 и переносит нас во дни иудейского царя Ахаза. Раздел заканчивается концом главы 12 и утверждает воцарение Святейшего в Сионе. Читая этот раздел, мы видим, что слова пророчеств, обращенных к современникам, переплетаются с пророчествами о будущем и касаются усилий Еммануила. Имя «Еммануил» означает «Бог с нами» и указывает на Иисуса, который еще не пришел, но обязательно придет. В главе 7:14, например, утверждается, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Глава 9:6-7 указывает: «владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века».

Читая от Исаии 10:5-7 и дальше, мы вспоминаем, что ассирийское нашествие на Божью Землю было деянием Господним: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце — разорить и истребить немало народов».

У Ассирии были свои амбиции, но одновременно она неосознанно играла роль наказания Господня народу Израиля. По Господнему усмотрению возвышение ассирийцев и позже халдеев позволило Богу наказать непослушный народ и отправить его в изгнание. Позже возвышение Кира позволило народу вернуться в Иерусалим. Всё происходило естественным образом, как происходит и ныне. Но верящим в Библию во всех этих событиях видна рука Господа! Это дает нам поддержку в долгом ожидании Господнего возвращения.

Ассирийцы тоже будут наказаны, но лишь после того как послужат Божьим планам (стих 12). Как и Навуходоносор после него, царь ассирийский страдал от гордыни, хотя ни одному смертному не дано гордиться перед Богом. Ярмо ассирийское конечно будет снято с плеч Израиля, «и распадется ярмо от тука» (стих 27). Это касается Божьих трудов по наказанию врагов Израиля и утверждению помазанного Царя в Сионе. Ранее Давиду было обещано, что его сын (потомок) «утвердится» (2 Царств 7:12) на его престоле, а Бог установит Свое Царство навечно. Псалом 2:6 дает предвидение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Поэтому, когда Исаия 10:27 говорит: «и распадется ярмо от тука (жира или масла)» – это означает: благодаря Христу. Это и есть причина уничтожения ассирийцев в прошлом и навсегда. Как эта северная нация была использована Богом в ветхозаветные времена, так же пророки указывают и на другую северную нацию, которая пойдет войной на Израиль в конце времен и также будет низвергнута Божьим вмешательством. И наблюдая ныне за упорной борьбой на Ближнем Востоке, приходит на ум, что драматическое время возвращения Христа приближается.

Мы вновь обращаемся к разрушению Ассирийской империи в стихах 33-34: «Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие – повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего».

Различные народы показаны как «деревья», которые рубят. Иезекииль 31:3 и 5 описывает Ассирию как «кедр ливанский», чья «высота взметнулась выше всех иных деревьев». Но он падет и не восстанет снова. Кедр – это хвойное растение, когда срубают – снова не вырастает. У Исаии 11:1 дан контраст с другим деревом, которое возрождается после каждой рубки. В главе 6:13 Исаия тоже использует аналогию с деревом, на этот раз с дубом, сравнив с ним Израиль. Дуб дает новые побеги даже когда упал. Исаия 11:1 пишет: «…произойдет отрасль от корня Иессеева» – от корня, который остался от срубленого дерева. Старая сила ассирийская будет уничтожена раз и навсегда, а вот потомство Давида будет давать новые побеги. Это значит, что семейное древо Давида вечно. А почему Иессей упомянут, а не сам Давид? Династия Давида прославилась в правлении. Упоминание Иессея относит к трудным временам, когда Давид еще не был царем. Возможно Исаия намекает на росток, который пойдет ввысь, когда уже наступит упадок династии Давида. Именно так и случилось, ибо Господь Иисус Христос родился, когда евреи потеряли независимость и были под правлением Рима. Иисус был человеком с непревзойденными качествами правителя. Читаем у Исаии 11:2-3: «…и почиет на нем Дух Господень». Будет у нас мудрость и понимание, суждение, сила, знания и страх перед Господом.

Вот человек, богатый духовно. Заметьте: «сила» включена. И это понадобится во времена Царства, чтобы смирять непослушных. К тому же, пророк говорит, что его усилия коснутся и искоренения «грешников». В еврейском тексте написано в единственном числе – «грешника». Апостол Павел цитирует этот пассаж в нашем Новом Завете в сегодняшнем библейском чтении 2 Фессалоникийцам 2:8: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего».

Во-первых, речь идет о религиозном лжеучении от Человека Греха, но несомненно это включит в себя и всех, кто отвергнет Бога в будущем. Как сказано у Исаии 11:5, И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдер Его – истина. Какие удивительные изменения произойдут в мире!

Следующие стихи рисуют картину совместной жизни диких животных и «…малое дитя будет водить их» (стих 6) – причем дитя не пострадает. Это описание мира и гармонии, которые могут быть только когда Царство Божие будет установлено. Исаия говорит об истинных диких зверях, а в других частях Библии звери иногда символизируют разные народы (как звери в 7-й главе у Даниила, например). В аллегорическом смысле, в Царстве агрессивные нации уживутся с мирными. «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей» (стих 9). Это касается не только холма в Сионе, или даже всей Земли Израиля. Это касается распространения Божьей власти на всю землю, как видно из продолжения: «…ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». Смотри об этом также в Числах 14:21 и у Аввакума 2:14.

Это состояние благословления можно достичь лишь усилиями Господа Иисуса Христа, которого мы вспоминаем еженедельно через символы хлеба и вина. Как сказал апостол Павел во 2-м Коринфянам 4:6: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».

Побуждения Господни всецело сфокусированы на Иисусе. Настанет время, когда Земля наполнится людьми подобными ему, все в отблесках Божьей славы. Да войдем мы в их число, по Его милости.

Роджер Лонг (20.05.2018г.)

Комментарии закрыты.