Библейские проповеди
Вера и благодарность
23.09.2017

Ежедневные чтения: 1 Паралипоменон 7; Иезекииль 20 и Ев. от Луки 17.

В Евангелии от Луки 17:12,13 говорится: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас».

Лука – единственный евангелист, который описывает этот случай об исцелении десяти прокаженных. Но когда мы размышляем о том, что он был врачом, это обретает смысл. Он хотел записать информацию о чудесных исцелениях с большими подробностями, чем в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна. Это второй случай того, как Иисус излечил проказу. Предыдущий случай записан в Евангелии от Матфея 8:1-4, Марка 1:40-45 и Луки 5:12-16.

Проказа – заболевание нервной системы с повреждением нервов, вызывает различные деформации и, в тяжелых случаях, слепоту. В древнем мире проказа считалась самой страшной болезнью, способной уменьшить период жизни человека, превратив его в развалину за период от 10 до 30 лет. Ее физические симптомы – изъязвление кожи, сопровождающееся зловонием. При поражении голосовых связок голос становится хриплым, при потере пальцев рук и ног человек становится похожим на живой скелет. Несмотря на имеющиеся лекарства, доступные в наши дни, считается, что существует еще три миллиона прокаженных в мире, большинство из них проживают в Индии, Бразилии и Индонезии. Проказа – заразная болезнь, распространяется как посредством прикосновения, так и воздушно-капельным путём, закон Моисея был очень строг в отношении лечения, подробно описанного в Книге Левит. Священник имел четкие инструкции для обеспечения правильной идентификации: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев.13:45,46).

Дабы защитить государство Израиль и остановить эпидемию, больной человек был обречен на смерть в одиночестве или в лепрозории. В Палестине во времена Иисуса, прокаженные были удалены из Иерусалима и всех укрепленных городов. Из событий, которые оскверняют человека, контакт с прокаженным был самым серьезным после прикосновения к мертвым. Прокаженные были неспособны заработать себе на жизнь и поэтому полностью зависели от благотворительности. Добрые люди оставляли еду там, где они могли забрать её. Для сравнения: один еврейский раввин хвастался, что бросал камнями в прокаженного, чтобы защитить других людей от него! Эти социальные изгои были вынуждены жить в пещерах в пустыне, в любом месте вдали от населенных пунктов.

В Евангелии от Луки 5:12,13 говорится: «Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него».

Каким драматичным является это чудо! В Евангелии от Матфея 8:1 записано, что «большие толпы следовали за ним». Это произошло в самом начале служения Христа, люди изумлялись его чудодейственной силе. Они с ужасом реагировали на этого сильно изуродованного человека, болезнь которого уже сильно развилась. Когда толпа разошлась, он продолжал приближаться к Иисусу, стоя на коленях в смирении перед ним. Голосом, хриплым от проказы, он молил Иисуса, чтобы он его очистил. В Евангелии от Марка 1:41 написано, что Иисус «сжалился». Затем он действовал так, что люди ужаснулись, во всех трёх Евангелиях авторы используют одни и те же слова – «он простер руку и коснулся его». Это был, вероятно, первый человеческий контакт, который испытал этот человек впервые на протяжении многих лет. Формально по закону Моисея он сделал Иисуса нечистым. Но в стихе 42 говорится: «…и проказа тотчас сошла с него, и он стал чистым».

Что можно сказать насчет прокаженного? Он пришел к Иисусу с верой. Не сомневаюсь, что он слышал от тех людей, которые оставляли ему еду, про этого нового учителя, который исцелял больных. Он пришел с мужеством, рискуя быть побитым камнями и палками. Он пришел в смирении, распростёршись перед Иисусом и прося его в стихе 40: «…если хочешь, можешь меня очистить». Его вера была вознаграждена, и он пошел к священнику, чтобы совершить жертвоприношение, требуемое по закону Моисея, чтобы священник признал его чистым.

История десяти прокаженных, описанная в Евангелии от Луки 17, произошла в конце служения Христа. В стихе 11 мы читаем что Иисус: «…проходил между Самариею и Галилеею». Как он вошел в деревню, названия которой мы не знаем, стало ясно, что десять прокаженных слышали, что он придет, и, испытывая великую нужду, считали, что только он может их вылечить. По крайней мере, один из них был самарянин. Было много ненависти между евреями и самаритянами в то время, но общие страдания и нищета прокаженных свели их вместе. Их голосовые связки были повреждены болезнью, они приложили усилия, чтобы кричать: «Иисус наставник, помилуй нас» (стих 13). Это был крик о помощи от людей, которые верили, что Иисус имел силу и желание помочь. Когда у нас возникают проблемы в жизни, имеет ли мы то же самое убеждение, что Бог и Иисус могут помочь нам?

Прокаженный, который вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса, испытывал чувство признательности за то, что Иисус очистил его. Все десять просили о пощаде (стих 13), и здесь содержится ссылка на то, что проказа и грех связаны вместе в Библии. Это касается тех, кто имеет проказу или любые другие проблемы со здоровьем: «…потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19) Для прокаженного это долгий и мучительный процесс. Никто из нас не знает, как мы в конечном счете умрём. В случае проказы жизненный путь недолог. В Книге Левит 13:2 говорится: «…когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников».

Теперь поразмышляем о том, как часто проказа символизирует грех в Библии: мы можем оправдать себя, совершая поступки – делать вещи, в которых мы не совсем честны, убеждая себя в том, что это небольшие прегрешения. Кроме того, свойственно для человеческой природы, совершать «маленькие» грехи, успокаивая себя тем, что «все остальные делают так, и даже поступают хуже этого!” «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?» (1Кор.5:6), «малые» грехи приводят к большим. Проказа привела к изоляции – прокаженных изгоняют из собрания. Грех отчуждает нас от Бога, независимо от того, маленький он или большой. Ответ Иисуса был неожиданным. Иисус дал простые инструкции в Евангелии от Луки 17:14: «…идите и покажитесь священникам». Лечение было успешным, когда их вера в его силы привели их в храм. Они должны были иметь веру в Закон, и «когда они шли, очистились». Это также напоминание нам, что мы должны прийти к нашему первосвященнику Иисусу и смиренно просить милости (Евреям 4:15).

Десять прокаженных пошли к священникам, предложили птиц и ягнят в жертву, как указано в Книге Левит 14, и были признаны чистыми. Но перед этим: «…один из них, когда он увидел, что исцелен, возвратился, прославляя Бога» (Луки 17:15). Эта самарянин признал руку Бога в своем исцелении с помощью Святого Духа от Иисуса. Он не только выразил благодарность, но его духовное понимание было гораздо больше, чем у остальных девяти. Мы можем ощутить разочарование в голосе Иисуса, когда он спрашивает: «Не десять ли очистились?» (стих 17). Когда Иисус сказал ему: «…встань и иди своим путем; вера твоя спасла тебя» (стих 19), мы видим не только чудо его исцеления от проказы, но веру, которая приведет к его спасению. После своего воскресения Иисус явился многим (1 Коринфянам 15:6). Возможно, этот самаритянин был одним из них. Мы знаем, что проповедование после Пятидесятницы распространилось и в Самарию.

Как мы совершаем Хлебопреломление сейчас, мы думаем о нашем спасении в Иисусе Христе. Мы можем повторить слова Псалмопевца Давида в Псалме 102:1-4: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои».

Колин Веллард (24.09.2017г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.