Библейские проповеди
Бодрствуй (Откровение 3:1-6)
24.06.2017

Библейские чтения: Бытие 37; Псалмы 38,39 и Ев. от Матфея 24.

Пожалуйста, прочитайте Откровение 3:1-6. В этом послании, предназначенном экклесии в Сардисе, Иисус не высказывает ни малейшей похвалы в её адрес как целостной общины верующих. Он глубоко озабочен их духовным состоянием. Почему это послание изобилует предупреждениями? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо поближе познакомиться как с самим городом, так и с его обитателями.

Сардис представлял собой один из древнейших городов Малой Асии и был важнейшим деловым центром, в котором сходились порядка пяти торговых путей. Город пользовался дурной славой по причине коррупции и вседозволенности. При желании можно было бы провести множество параллелей между жизнью в этом городе и состоянием нашего современного общества. Братья и сестры в этом городе пребывали в состоянии мира и покоя, однако этот мир не был глубоко внутренним и истинным, но в гораздо большей степени напоминал застоявшуюся воду, насыщенную тлением и смертью.

Давным-давно, в 560 г. до н.э. Сардис играл роль столицы Лидийского царства, самым знаменитым царем которого был царь Крез. Город славился своими богатствами. Экклесия, возникшая в нем значительно позже, пребывала в немощном духовном состоянии. Почему же Иисус столь настойчиво призывает составлявших её братьев и сестер к бдительности и бодрствованию? В Откровении 3:2,3 говорится: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя».

Жителям Сардиса как мало кому другому было известно, к чему могло привести пренебрежение бдительностью. Дело в том, что в 546 г. до н.э. персидский царь Кир захватил этот город несмотря на то, что, казалось бы, положение Сардиса превращало его в совершенно неприступную крепость. Позади него возвышалась гора Тмолус, дававшая начало крутому хребту, на котором и был построен акрополь. Кир, взявший город в осаду, обратился к своим воинам с посулом о том, что всякий, кто сможет придумать способ преодоления неприступных склонов и проникновения внутрь Сардиса, получит награду. Один из воинов-мардов, которого звали Хаероид, стал наблюдать за стенами города, не отрывая от них глаз. Его настойчивость была вознаграждена, когда он увидел, что один из находившихся на стене лидийских стражей по неосторожности обронил свой шлем, полетевший вниз в пропасть. Вначале этот шлем ударился о нижнюю часть стены, а затем остановился на выступе, образовавшемся из груды камней, доходившей своим основанием до самого дна обрыва. Когда небрежный лидиец решил достать свой шлем и, цепляясь за внешнюю сторону стены, полез вниз к уступу, то Хаероид стал наблюдать за его действиями еще внимательней. В ту же ночь мард взял с собой горстку отчаянных храбрецов и, ведя их за собой, стал подниматься по обрыву и далее по стене тем же способом, который ненамеренно показал ему незадачливый защитник города. Поднявшись на стену, они обнаружили, что она никем не охраняется – настолько лидийцы были уверены в неприступности своих оборонительных сооружений! Это и стало причиной их гибели. Хаероид и его товарищи беспрепятственно проникли в город и сделали всё необходимое для того, чтобы он немедленно был захвачен Киром.

Подобным образом, дорогие братья и сестры, мы должны всегда оставаться начеку, готовясь к неизбежному пришествию Господа. В мире вокруг нас происходят те самые поистине удивительные события, о которых нас предупреждала и продолжает предупреждать Библия. Знамения близящегося возвращения Иисуса исполняются прямо перед нашими глазами!

Но следить и наблюдать нужно не только за событиями в мире, но и за своим собственным поведением. Слова в 2Тим. 3:1-7 в точности характеризуют собой то, как поступают сегодня очень многие окружающие нас люди. Если мы не будем бдительны, то последствия таких безнравственных поступков станут настолько же губительными для нас, как и сама смерть. Взгляните также на Лук. 21:34-36. Посему, чрезвычайно полезно будет задаться следующими вопросами: «В какой мере моя жизнь подчинена мирским чаяниям и насколько она зависит от того, что в мире считается дозволенным и общепринятым? Стремлюсь ли я к тому, чтобы реализовать себя? Люблю ли я деньги и верю ли в их силу больше, чем люблю Бога и верю в Него? Бываю ли я надменным или кичливым? Всегда ли я благодарю, когда благодарность с моей стороны более чем уместна? Всегда ли моя речь остается непорочной?» Каждый из нас обязан следить за собой и исследовать свою совесть. В Откр. 3:3 говорится: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя».

В экклесии Сардиса было лишь несколько братьев и сестер, которые не осквернили свои одежды: «У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (ст. 4). Даже в языческом обществе, среди которого им приходилось жить, считалось, что на поклонение к идолам нельзя приходить в испачканной или грязной одежде, потому что это было бы святотатством. Братья и сестры, таким образом, сразу могли понять весь смысл этого назидания Господа. Они могли видеть, что окружавшие их сограждане из числа язычников в этом отношении выказывали больше почтения своим идолам, чем они сами почитали живого Бога. А что можно сказать о нас? Не уделяем ли мы внимания разного рода вещам и желаниям в своей жизни больше, чем Богу?

Это напоминает гостя из притчи в Матф. 22:11,12, которого пригласили на брачный пир. Он пришел на свадьбу царского сына в том, в чём был. Он не посчитал нужным найти время, чтоб облачиться в нечто более подходящее для столь важного торжества. В притче говорится: «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал». Отношение этого гостя к приглашению на свадьбу было примерно следующим: «Царь вообще должен радоваться, что я пришёл. Ему следует принимать меня таким, как я есть. А иначе я близко бы здесь не появился!» В этой притче Царь означает Самого Господа Бога, а Его Сын – это Иисус. Брачный пир означает единение Иисуса с его Церковью (Откр. 19:7-9), а гость – это любой брат или сестра, подобный мне или вам. Царь усмирил дерзость этого человека, когда обратился к нему и произнес: «Друг!» Этот гость представлял собой мужчину или женщину, которые никогда на самом деле не очистились от своих грехов, но продолжали в своей жизни, как и раньше, идти всё тем же грешным путём. У этого человека не было ни малейшей возможности хранить свои одежды чистыми по той простой причине, что он, прежде всего, не позаботился очистить их изначально!

Чуть позже, в Откр. 19:8 мы узнаём, что чистые белые одежды означают «праведность святых». Мы уже были очищены от своих грехов в момент принятия нами крещения, однако каждый из нас с нетерпением ожидает времени, когда нам будут пожалованы одежды совершенной белизны, как говорится о том в Откр. 3:5: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из Книги Жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его».

Благодаря нашей ежедневной молитве, Бог обещает в 1Иоан. 1:9, что наши грехи прощаются нам. Каждый день я неоднократно напоминаю себе об этих словах: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Городские власти Сардиса вели журнал учета всех его жителей. Когда кто-нибудь из них умирал, то его имя вычеркивали из этого журнала. В этом контексте и встречается предупреждение Господа Иисуса, с которым он обратился к экклесии Сардиса в Откр. 3:5. Каждый из нас должен наблюдать за собой и за тем, по какому пути он идёт, и радеть о том, чтобы всё больше уподобляться Христу. Сегодня мы вспоминаем нашего Господа Иисуса, умершего за нас и даровавшего нам возможность иметь свои имена записанными в Книге Жизни. Ни один человек, хранящий свои одежды чистыми посредством каждодневной молитвы и проводящий свою жизнь в духе Христовом, никогда не будет вычеркнут Богом из Книги, в которой записаны и перечислены все будущие граждане Его Царства. Иисус прочитает имена этих мужчин и женщин вслух перед Богом и ангелами в день Суда (ст. 5).

Да сохранится имя каждого из нас в Книге Жизни Отца, упрочившись в ней подобно звездам небесным, сияющим во веки и веки (Быт. 15:5).

Тревор Причард (25.06.2017г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.