Библейские проповеди
Добрый самарянин
17.09.2016

Библейские чтения: 1 Паралипоменон 1, Иезекииль 14 и Лука 10.

Всем хорошо известна история о добром самарянине, однако она не является событием из реальной жизни. Это была одна из притч Иисуса, тщательно продуманная и хорошо применимая к тому времени. В Евангелии от Луки 10:25 законник встал и начал искушать Иисуса, задав нелегкий вопрос. Здесь встречается то же греческое слово «искушать», что использовано в Евангелии от Луки 4:2 для описания трех искушений Иисуса в пустыне. Мы можем быть уверены, что Иисус столкнулся со многими из этих искушений во время своего служения.

В Евангелии от Луки 18:18 Иисусу задают вопрос: «Учитель благий! что мне ДЕЛАТЬ, чтобы наследовать жизнь вечную?» В Послании Галатам 2:16 Павел сказал: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа». Согласно Посланию Иакова 2:18-26, нам необходимо иметь веру И дела. Не только дела, хотя они тоже, несомненно, важны. Нам необходимо именно сочетание веры и дел.

Итак, законник пытался подтолкнуть Иисуса в одном направлении. Ответом Иисуса в Евангелии от Луки 10:26 стал вопрос, с которым Он обратился к нему: «В законе что написано? как читаешь?» Затем законник процитировал два отрывка из Ветхого Завета в стихе 27: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Это сочетание отрывков из книг Второзаконие 6:5 и Левит 19:18. Интересно заметить, что Иисус использовал в точности такую же комбинацию отрывков в Евангелии от Матфея 22:35-40, быв спрошен, какая заповедь являлась самой главной в Законе Моисеевом.

Это полезное упражнение для нас – заранее подготовить несколько ответов на вопросы, которые нам могут задать о нашей вере. Мы никогда не знаем, в какой момент человек может обратиться к нам с вопросом, на который мы могли бы с легкостью ответить, предварительно обдумав его пару минут. К примеру, если кто-то спросит: «Куда катится этот мир?», у нас будет чудесная возможность рассказать этому человеку о Царстве Божьем! Или другой вопрос, например: «Почему существуют страдания?», на что мы можем ответить, что страдания зачастую являются результатом грехов человека.

Иудеи и язычники

Во времена Иисуса иудеи и язычники не очень-то ладили между собой. Еврейский Талмуд гласит: «Если иудей увидел язычника, упавшего в море, пусть не спасает его… Этот человек не ближний тебе.» Подобные ложные утверждения, безусловно, пришли не от Бога.

Это особенность человеческой природы – быть расово предвзятым или недолюбливать определенных людей. Но мы узнаем из Нового Завета, что подобные мысли и отношение неверны. Мы должны принимать все расы, цвета и прошлое людей и всегда быть готовыми рассказать им о любви Иисуса. Но вернемся к нашим размышлениям о притче про доброго самаряниня.

Из Иерусалима в Иерихон

Древняя столица Израиля, Иерусалим, располагается на холмах приблизительно в 757 метрах над уровнем моря. Когда Иисус сказал в Евангелии от Матфея 5:14 – «Не может укрыться город, стоящий на верху горы», возможно, Он размышлял об Иерусалиме. Данный город множество раз упоминается на страницах Библии. Авраам встретил Мелхиседека за пределами города Салима (Бытие 14:18) и отправился на соседний холм Мориа, чтобы принести в жертву своего сына Исаака (22:2). Давид взял голову Голиафа и поместил ее за пределами стен города, потому что город всё еще находился в руках жителей Ханаана в те дни (1 Царств 17:54). Позднее на горе Мориа был построен храм Соломона (2 Паралипоменон 3:1).

Иерихон являлся одним из самых низменных городов на земле, расположенный в Иорданской рифтовой долине, в 258 метрах ниже уровня моря. Это был первый город на территории земли обетованной, захваченный Израилем во времена Иисуса Навина. Он был сожжен дотла и являлся «первым плодом» в их новой земле, а потому был подарен или посвящен Богу. Здесь Бог совершил великое чудо и обрушил стены города, показывая тем самым, что земля обетованная являлась даром от Бога.

Если сравнить эти два города по высоте, разница между Иерусалимом и Иерихоном составляет около 990 метров. Мы можем представить длинную дорогу вниз по холму между этими двумя городами. Это долгое путешествие в 32 километра, и мы можем представить, сколь опасной являлась эта дорога в библейские времена. Существует также колоссальная разница в растительности Иерусалима (с его средиземноморским климатом) и Иерихона с его практически пустынным климатом (хотя этот город являлся оазисом). Всё путешествие являлось на этой примитивной дороге, с постоянной угрозой нападения бандитов. Вот установка к притче Иисуса.

Мы знаем из Евангелия от Матфея 5:35, что Иерусалим являлся городом Великого Царя. С другой стороны, Иисус Навин проклял человека, который попытается восстановить Иерихон в книге Иисуса Навина 6:26. Таким образом, путешественник из истории Иисуса шел от хорошего к плохому. Он начал спускаться по недоброму пути в своей жизни.

Прохожие

На человека в истории Иисуса напали грабители, забрали у него всё, что было, избили его и оставили лежать полумертвым. Он отчаянно нуждался в помощи. Первым его обнаружил священник. Статус священника в библейские времена был очень высоким, передавался из поколения в поколение, от отца к сыну. Священник служил Богу в Храме и принимал жертвы у людей от имени Бога. Но то, что мы узнаем о первосвященниках Анне и Каиафе во времена Иисуса, не очень-то лестно. Первосвященники стали продажными и безбожными, и сам статус приобретался иногда посредством взятки. Вскоре место передавалось кому-то другому, и это уже не было служение длиною в жизнь, как было изначально задумано Богом для первосвященников.

Священник в данной притче не был добрым или набожным человеком. Он увидел раненого человека и прошел по краю дороги. Другими словами, он сделал осознанный выбор не помогать ему. Следующим прохожим был левит. Его задачей было помогать священнику, поэтому у него также были обязанности в храме. И вновь его религия никак не повлияла на его жизнь. В Евангелии от Луки 10:32 сказано: «Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо».

В данной притче содержатся весьма важные уроки для нас. Наша вера в Бога поистине должна мотивировать всю нашу жизнь. Мы стараемся читать Библию каждый день, и затем это должно влиять на наши поступки. Одно из самых запоминающихся выражений Павла в Послании Филиппийцам 1:21 – «Ибо для меня жизнь – Христос». Эти слова являются кратким изложением жизни Павла. Они рассказывают нам о том, чем был Иисус Христос для него – всем! Священник и левит из притчи Иисуса, определенно, не могли подытожить свои жизни таким же образом.

Самарянин

Рассказ Иисуса удивителен. В Евангелии от Луки 10:31 Иисус сказал, что священник и левит проходили мимо «по случаю», но в путешествии самарянина была цель, как сказано в стихе 33: «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него». Нет сомнения в том, что добрый самарянин символизирует Иисуса. Его путешествие в жизни не было «по случаю».

Этот добрый незнакомец остановился, чтобы помочь. Он обработал травмы раненого, перевез его на собственном животном и позаботился о нем в ту ночь. А на следующий день заплатил содержателю гостиницы и пообещал: если денег потребуется больше, чем он оставил, он всё оплатит, когда прибудет сюда снова. Без сомнения, здесь идет речь о возвращении Христа на землю, когда Он будет судить всех нас и награждать или наказывать людей соответственно их поступкам.

Самаряне произошли от изгнанников из другой страны, ввезенных Навуходоносором, когда он захватил в плен десять северных колен (4 Царств 17:24-33). Они находились в святой земле более 700 лет, поэтому некоторые из них вступали в брак с иудеями. Они не признавались иудеями, и из Писания можно сделать вывод, что между ними и иудеями была заметная ненависть. Итак, Иисус очень верно выбрал именно самарянина для своей притчи. В действительности, сколь удивительная проницательность – Иисуса самого ненавидели иудеи, тогда как Он являлся ДОБРЫМ самарянином.

Сейчас мы вспоминаем Иисуса в символах хлеба и вина. Он даровал нам спасение от грехов. Он пообещал вернуться и наградить нас. Какая замечательная картина Сына Божьего описана для нас в этой притче.

Дэвид Симпсон (18.09.2016г.)

Скачать проповедь «Добрый самарянин» в формате PDF:
Скачать проповедь в формате PDF

Книги:  |

Комментарии закрыты.