Библейские проповеди
Восемь знамений Евангелия от Иоанна
23.04.2016

Третье знамение: «Исцеление расслабленного» (Ев. от Иоанна 5:1-18)

Третье знамение Евангелия от Иоанна – исцеление беспомощного человека возле купальни Силоам. Мы замечаем, что Иисус пришёл в Иерусалим посетить «праздник Иудейский», упомянутый в первом стихе отрывка. Что это был за праздник? Существует ряд мнений на данный счёт. Но, вероятнее всего, тем событием явилась Пасха. Обращая внимание на подробности чудесного происшествия, можно найти свидетельства в пользу последнего предположения, поскольку все детали тесно связаны с великим событием в истории Израиля – освобождением народа из египетского плена.

Купальня располагалась рядом с Овечьими Воротами, через которые вводились животные в храм для принесения их в жертву по Закону Моисееву. Купальня, по-еврейски, называлась «Вифезда», что означает: «Дом милости и доброты». Она имела пять ходов по числу книг Пятикнижия, первых книг Библии, где и был записан Закон Моисеев. Следую по тексту, в пятом стихе мы читаем: «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет». Именно столько времени Израиль вынужденно странствовал по пустыне (Второзаконие 2:14).

Пятикнижие говорит нам, что Бог требовал жертвоприношений с целью покрытия грехов еврейского народа. Оно также повествует нам о великой милости, которую Бог явил Израилю, согрешавшему против Него. К несчастью, иудеи продемонстрировали, что не были достойны этой оказанной им милости.

В третьем стихе нашего отрывка упоминаются люди, собравшиеся вокруг Купальни во всех пяти крытых ходах: «В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды…». Эти люди представляют всех нас, поражённых болезнью греха. И без помощи со стороны мы неспособны поправить своё состояние никакими собственными усилиями.

Мы подходим к вопросу движения воды. Что здесь происходило на самом деле? Некоторые переводчики Библии отвергают последнюю часть третьего и весь четвёртый стих как вымысел. Но, в таком случае, нам непонятна причина, из-за которой все эти беспомощные люди собирались вокруг Купальни. Предположение, сделанное в англоязычном переводе Библии ECB относительно четвертого стиха, является, по всей вероятности, правильным: «…ибо [как считалось] Ангел Господень по временам сходил в купальню…».

В пятом стихе отрывка мы читаем о беспомощном мужчине, который тридцать восемь лет лежал у одной из сторон Купальни. Для любого человека такой срок нахождения там без исцеления – слишком долог. Иисус, увидев его лежащим, сказал: «…хочешь ли быть здоров?» (ст. 6). Больной ответил: «…так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня…» (ст. 7). Вполне естественно, что несчастный желал улучшения своего состояния. Сам он не мог себе помочь в этом, образно представляя всех нас, осуждённых на смерть из-за греха и нуждающихся в сторонней помощи, дабы избегнуть такой участи. И когда пришёл Иисус, Сын Божий, он был способен немедленно исцелить того человека. Восьмым и девятым стихами Христос обращается к нему: «…встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел…». Как и знамение на брачном пире в Кане, с обращением воды в вино, это чудо также демонстрирует нам абсолютное бессилие Закона Моисеева в вопросе спасения мужчин и женщин от их грехов. Ведь Закон лишь показывал безнадёжность положения людей, но не исцелял их. Только Господь Иисус, Сын Человеческий, имеет силу совершить это!

Но история не заканчивается одним только исцелением больного человека. Вскоре ему пришлось поговорить с книжниками и фарисеями. В девятом стихе говорится: «…сегодня суббота…». Таким образом, понеся свою постель по улице, он нарушил предписания Закона о субботе, и религиозные вожди восприняли это очень серьёзно. Они учинили «допрос с пристрастием» исцелённого, твердя: «…сегодня суббота; не должно тебе брать постели…» (ст. 10). Мужчина, только что избавленный от своего беспомощного состояния, в котором пребывал тридцать восемь лет, успевший стать привычным зрелищем для всех, сейчас был полностью здоров! Жестокосердные фарисеи не обратили на удивительное чудо ни малейшего внимания, а вместо того обвинили человека в ношении постели в субботний день.

Далее, в четырнадцатом стихе отрывка, Иисус находит исцеленного в Храме и говорит ему: «…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже…». Иисус даровал здоровье человеку, но предостерёг его от совершения новых грехов, чтобы тот не попал в худшую беду. Итак, если мы посмотрим на ситуацию, как на образ происходящего с еврейским народом того времени, то окажется, что он беспомощен, слеп, хром и слаб, как все те люди, упомянутые в третьем стихе и ожидавшие исцеления. А человек из нашей истории особенно являлся прообразом Израиля, будучи в болезни тридцать восемь лет. Ровно столько же евреи скитались по пустыне.

Иисус пришёл к иудеям и предложил им жизнь, если те поверят в его слова. Всем им предоставлялась возможность быть исцелёнными от греха, без какой-либо платы, а только по милости Божьей. Исцеление состоялось в «Доме Милости». Но если бы они продолжили грешить, отвергнув Христа, то худшие беды обрушились бы на них. К несчастью, так оно и случилось. В семидесятом году новой эры весь еврейский народ попал в неволю. И храм, и все установления Закона Моисеева оказались сожжёнными дотла и разрушенными до основания.

Исцелённый человек пошёл прямо к фарисеям. Он рассказал им, что Иисус – тот, кто сотворил с ним такое чудо. Повествование продолжается: «стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его…» (ст. 16). И когда, произнося речь, Христос заявил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (ст. 17), утверждая, что Господь Бог – его Отец, то «еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу…» (ст. 18). Конечно, Иисус никогда не провозглашал себя равным Богу. Он только говорил, что Бог приходится ему Отцом, и это была правда. Субботний день сам по себе был знамением. Он представлял Царство Божье, время отдыха от трудов, эпоху мира и покоя. Труд вошёл в жизнь людей как результат проклятия Адама и Евы. Иисус и его Отец усердно работали над искоренением этого проклятия, дабы принести прощение, милость и благодать.

Какой же урок мы извлекли из третьего знамения? Оно делает ударение на неспособности Закона Моисеева давать людям жизнь. Только Иисус обладает такой способностью благодаря своей смерти и воскресению. У Христа и поныне есть сила и власть спасти нас от нашей греховной природы и даровать духовную чистоту пред престолом благодати. Мы должны осознавать, что, как и тот беспомощный человек, мы не можем спасти себя сами. И воля Иисуса – освободить нас от болезни греха, сковавшей нас своей хваткой на протяжении всех лет нашей жизни.

Дэвид Уилли (24.04.2016г.)

Скачать данную проповедь в формате PDF:
Скачать проповедь в формате PDF

Книги:  |

Комментарии закрыты.