Библейские проповеди
Езекия – Яхве укрепит
3.11.2013

Отрывки ежедневных чтений: 2Паралипоменон 32, Даниил 12 и Деяния 13.

Имя «Езекия» означает «Яхве укрепил». Эта фраза хорошо описывает жизнь Езекии, так как Бог на самом деле укреплял его на протяжении жизни. Во 2 Пар. 29:1 говорится, что его мать звали Авией, и она была дочерью Захарии. Захария был хорошим священником, который помогал предыдущему царю оставаться на правильном пути. Если Авия была дочерью именно этого священника, становится понятно, кто так благотворно повлиял на нее в ее воспитании сына и в том, какое имя она ему дала.

2 Пар. 29:3 и 29:7 указывают на то, что Езекия запланировал возобновление служения Богу задолго до того, как взошел на трон. Он назначил открытие дома Господня в первый же день первого месяца первого года его правления. Какой удивительный духовный урок в этом заключается! Праведная жизнь не приходит сама по себе, мы должны подготовить наши сердца к этому. Мы должны открыть дверь нашего сердца для Слова Божьего.

Последующие главы говорят о подготовке Езекии к великой Пасхе. Он хотел объединить Израиль и Иуду в поклонении одному истинному Богу. Для этого были отданы распоряжения о соблюдении десятины, которые люди должны были приносить священникам. 2 Пар. 31:21 завершает главу замечательными словами: «И во всем, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца своего и имел успех».

Однако когда мы переходим к 32 главе, мы обнаруживаем серьезную угрозу царству Езекии. Сеннахирим, царь Ассирии, вторгается в Иудею. Какова реакция Езекии? Сначала Езекия пробовал успокоить Сеннахирима подарками (4 Цар. 18:13-14). Затем он предпринял практические шаги, лишив вражескую армию воды. Он отвел водные источники, снабжавшие Иерусалим (2 Пар. 32:4). Также он «ободрился», когда «восстановил всю обрушившуюся стену» (2 Пар. 32:5). Слово «ободрился» имеется непосредственную связь с его именем. Он ободрил свои войска, обращаясь «к сердцу их» (2 Пар. 32:6). Они должны быть сильными и храбрыми. Но как и почему? «С нами более, нежели с ним (Сеннахиримом), – сказал царь, – с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2 Пар. 32:7-8).

Каким образом они могли быть сильными? Езекия призывал их доверяться не человеку, а Всемогущему. Сотни тысяч воинов стояли перед ними. Но они были всего лишь людьми. Они не могли сравниться с Богом Израиля, который был с иудеями и который был готов сражаться за них. Такой же урок уяснил для себя Гедеон много лет до этого, когда он победил мадианитян с Божьей помощью и 300 воинами. Так же и глаза слуги Елисея открылись, чтобы увидеть коней и огненных колесниц, вставших на защиту народа Божьего. Псалмопевец говорит в Пс. 33:8: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их». Избавляет и до наших дней. Давайте же будем всегда помнить об этом; если мы искренне надеемся на него, то, несмотря на сложившиеся обстоятельства, Господь обязательно укрепит нас и сделает сильными.

Далее говорится, что народ «подкрепился» словами Езекии. Какой удивительный пример! Видя опасность, Езекия был готов укрепить как физическую оборону города, так и сердца его людей. Воистину, как говорит Екклесиаст в своей книге 3:3-7: «время строить… и время говорить». Мы должны поучиться мудрости Езекии и применить ее в нашей жизни братства: «Посему увещавайте/ободряйте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес. 5:11). Живя вдали от других братьев и сестер, мы должны прилагать больше усилий к тому, чтобы поддерживать с ними контакт, чтобы укреплять их и получать поддержку от них.

Кажется, что Сеннахирим понял, что слова Езекии хорошо подкрепили и приободрили народ. Поэтому в 2 Пар. 32:10-15 он намеренно пытается подорвать уверенность людей. Он пытался показать, что уничтожение Езекией идолов его отца Ахаза было огромной ошибкой. У многих народов есть определенное количество богов, на которых они надеется в час нужны, однако Езекия избавился от всех богов, кроме одного – Яхве, истинного Бога Израилева. Слова Сеннахирима звучали довольно убедительно: «Кто из всех богов народов, истребленных отцами моими, мог спасти народ свой от руки моей? [Как же] возможет ваш Бог спасти вас от руки моей?» Да, боги других народов на самом деле не спасли свои народы. Езекия прекрасно это знал, ведь эти боги были всего лишь деревянными или железными изделиями.

Во 2 Пар. 32:20 говорится, что он вместе с пророком Исайей помолился Богу. В 4 Цар. 19:4 говорится, что Езекия принес письмо Сеннахирима к храму. До этого он укреплял стены этого храма, а теперь сам искал укрепления. Езекия понимал, что слова врага не только против его и народа, но это оскорбление и поношение самого Бога Израилева. Давид, его предок, также однажды предстал пред лицом врага, который поносил Бога: «что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго?» (1 Цар. 17:26). Езекия знал, что боги других народов не спасли их, но это произошло потому, что «это не боги» (4 Цар. 19:16-19).

Прекрасный пример, которому мы можем следовать! Езекия обратился к Богу за помощью не просто потому, что он искал спасения своему народу. Подобно Давиду, он хотел защитить имя Божье. Каждый поступок должен показывать Божью святость, славу и силу. В конце концов, Бог может избавить от любого врага, вытащить из любой ужасной ситуации и даже избавить от смерти. Всевозможные враги не являются богами, потому что Он – единый живой Бог. Когда ангел Господень безжалостно уничтожал ассирийское войско, это было живым свидетельством Божьей силы, могущей спасти надеющихся на Него.

Также интересно было бы отметить, что во 2 Пар. 32:24 говорится, что «в те дни» Езекия сильно заболел. Исайя в своей книге (Ис. 38:5-6) объединяет Божье обещание о спасении от ассирийского полчища с обещанием о выздоровлении Езекии. Похоже, Езекия был окружен двумя бедами одновременно. Одна беда имела отношение к царству; другая – его личная. Поэтому Езекия является очень сильным примером для нас, дабы и мы искали помощи только у Бога. Езекия смог укрепить весь народ, потому что сам нашел подкрепление у Бога. Другие смогли положиться на него, потому что он сам положился на Бога. Всемогущий Бог избавил Езекию от обоих бед, являя Свою любовь и силу как в масштабной всенародной беде, так и в личной проблеме человека.

Но наряду с другими потомками Адама Езекия не был совершенен. По прошествии этих событий «его сердце возгордилось» (2 Пар. 32:25). Мы всегда должны помнить о том, что мы с вами состоим из той же плоти и крови. Даже и верные мужи древности иногда сбивались с Божьих путей. Павел предупреждает нас «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).

Думая о Божьем Сыне чрез символы его смерти, мы благодарим Бога за то, что Он славно вмешался и избавил нас от нашей беспомощности пред лицом смерти. Подобно Езекии, Иисус стоял лицом к лицу с ненавистью врагов, которые желали ему смерти. Он разделил с нами немощность плоть и крови, однако он полностью положился на Бога и был избавлен от своих страхов. Решение всех сегодняшних проблем, личных или национальных, можно найти в нем.

Находясь на кресте, его человеческая сила покинула его: «Сила моя иссохла как черепок» (Пс. 21:16). Но, подобно Езекии задолго до этого, он знал о единственном источнике истинной силы: «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (Пс. 21:20). Позже Иисус сказал Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

Даниил был прототипом Христа. «Не бойся, муж желаний! – сказал ангел – мир тебе; мужайся, мужайся!» (Дан. 10:19). Во все дни своей жизни Иисус был верен своему Отцу. Теперь он должен был получить укрепление от Отца в виде вечной силы. Пусть и мы с вами, надеясь на Бога, найдем силу и ободрение до дня, когда Он призовет нас к себе. По Его милости пусть мы, подобно Езекии, укрепимся от Яхве, Бога Израилева, на веки вечные.

Николас Уайт (03.11.2013г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.