Библейские проповеди
“И язык – огонь, прикраса неправды” (Иак.3:6)
9.06.2013

Отрывки ежедневных чтений: Судей 6, Исаии 33 и Иакова 3-4.

В своем послании Иаков много говорит о языке. Если читать быстро, может показаться, что он думает, что язык живет сам по себе, но, конечно же, на самом деле он говорит о том, что контролирует язык, т. е. о мозге или разуме. Можно сказать, что в послании Иакова под языком подразумевается разум.

Он говорит в Иакова 3:2: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело». Интересно рассмотреть эту мысль – словами мы выражаем то, о чем мы думаем и даем людям возможность узнать наши мысли. Наши слова показывают, чт? мы за люди и что мы думаем о других людях. Если мы не хотим кого-то обидеть, мы должны узнать их, узнать, во что они верят и что думают. По сути греческое слово «обидеть» обозначает «сделать ошибку». Все мы знаем, как нам неприятно, когда мы в чем-то ошибаемся, в таких случаях мы сильно огорчаемся. Мы этого не хотим, но это происходит, и когда мы уже ошиблись, вернуть всё назад уже невозможно. Мы просто должны принять результат того, что мы сделали. Греческое слово «совершенный» в данном случае обозначает «полный», что в данном случае помогает нам узнать цель Иакова – полный контроль над языком (т. е. разумом) дает возможность контролировать всё остальное в нашей жизни. Тогда мы можем контролировать наше тело, потому что мысли, которые мы высказываем вслух, могут вылиться в действия, которые могут затронуть других. Однако, это касается не только слов, которые мы высказываем вслух. Слова, которые мы говорим сами себе и о которых другие могут не знать, возможно, еще важнее, потому что они соответствуют нашему истинному характеру. Мы можем убедить себя, что можно делать разные глупые и грешные поступки. Мы можем назвать это нашим внутренним языком.

Иаков сравнивает язык с множеством маленьких вещей, которые влияют на что-то значительно б?льшее. Например, в стихе 3 лошадь является очень сильным животным, в то же время удила – простой металлический стержень во рту – позволяют наезднику поворачивать ее или останавливать когда он этого захочет. Удила, как язык, находятся в самом рту. Давайте подумаем, насколько штурвал отличается от корабля по размерам. Удивительно, что такой маленький предмет может управлять таким большим кораблем, направляет его туда, куда его повернут (стих 4). Пока всё идет нормально – мы понимаем, что наш разум может контролировать нас для нашего блага. Но, к сожалению, наш разум может повести нас и в деструктивном направлении.

Чтобы разжечь огонь, нужна всего лишь искра. Когда огонь вспыхнул, он может уничтожить всё на своем пути. Точно так же маленькое замечание может привести к целой серии комментариев, которые нельзя остановить. Подобным образом наш внутренний язык или голос может разжечь разрушительный огонь, который уничтожит правильный подход к богоугодной жизни. Наш разум может нас уничтожить, если он будет направлен на порочные дела. Порочные мысли растут как огонь, который раздувает сильный ветер. И точно так же, как огонь оставляет после себя выжженную землю в руинах, так и огонь нашего разума может оставить нас в духовных руинах.

Так же как и огонь, Иаков в стихе 6 называет язык «прикрасой неправды» – еще одно необычное описание языка. Говоря так, он напоминает нам, что мы всегда должны бороться с миром вокруг нас. В Писании часто используется слово «мир» – это относится ко всему, что противостоит Богу и Его людям. Возможно, здесь Иаков хочет сказать нам, что мы должны быть осторожными, чтобы наш разум не захватили ценности и интересы мира, который не чтит Бога и Его праведные пути. Этот грешный мир может отвергать духовные вещи, которыми должен быть заполнен наш разум. Когда мы впускаем мир в нашу жизнь, мы начинаем смотреть его глазами. Вместо этого, мы должны стараться смотреть на мир так, как на него смотрят Бог и Его Сын. Если подходить с этой точки зрения, мы должны видеть человеческий мир таким, как он есть, мир греха и смерти. Вместо этого мы выбираем жизнь в мире, где правит разум Бога, мир свежий и полный жизни.

Иаков продолжает в стихе 8 называть язык (мы должны помнить, что на самом деле он говорит о нашем разуме) «злом», которое мы не можем контролировать. Если нет влияния Божьего слова, он полон смертельного яда – то есть, того, что в конечном счете может нас убить. Какое-то время наш разум заставляет наш язык молиться Богу и славить Его, потом мы исторгаем проклятия на нашего товарища, который сотворен по Божьему подобию (стих 9). Он говорит, что не может из одного источника литься пресная и соленая вода, не может дерево одного вида давать плод другого вида (стихи 11-12). Такие смешения неестественны, так же и для отравленного разума это противоестественно и неправильно, когда им управляет зло.

Чем больше мы изучаем главы 3 и 4 его послания, тем больше мы понимаем, что Иаков на самом деле рассуждает о том, как работает наш разум. Например, добрый человек может быть мудрым и умным (3:13), а его доброта видна в его делах, которые совершаются в кротости. Каждое из этих качеств является продуктом разума. Человек мудр, потому что он собрал вместе всё, что он узнал из прошлого опыта, и тщательно это обдумал. Но важно и то, как он это обдумывал: он должен смириться, не думать с гордостью о себе или о том, что им сделано. Неправильный подход изложен в 3:14-16. Это зависть, если разум позволяет себе сравнивать то, что нам дал Бог, с тем, что другие имеют и это ведет к противостоянию. Это неправильная «мудрость», которую Иаков называет земной и душевной, которая приходит из мира. Мудрость свыше, от Божьего разума, совсем другая. Во-первых, она «чиста», потому что она в разуме, из которого Бог убрал земное мышление. Мудрость, которая, как говорит Иаков, следует из этой чистоты, требует контроля над разумом, вот ее качества: мирна, скромна, полна милосердия, беспристрастна и нелицемерна. Ни одно из этих качеств само по себе не приходит к нам, мы должны хорошо поработать над собой, чтобы закрепить эти качества в нашем разуме. Эта работа, в конце концов, принесет плоды праведности.

Если мы на самом деле хотим увидеть этот результат, мы должны смотреть на Господа Иисуса Христа. Лучше всего, если мы будем стараться проявлять эти качества б?льшую часть времени. Иисус не только говорил о них, но он ими полностью жил. Его разум всегда контролировал его язык, и он всегда его использовал, чтобы рассказывать другим о воле Отца. Фактически он сказал, что если мы хотим узнать волю его Отца, мы должны обратить внимание на то, как говорил, думал и поступал Сын. То, как он себя вел, исходило из его знания слова Отца. Он показал, что то, как Отец поступает с Его народом Израилем, может помочь нам понять Его цель спасения.

Господь Иисус был готов даже умереть на кресте, чтобы исполнить волю Отца и поскольку он это сделал, мы примирились с Богом. Он поможет нам наполнить наш разум тем, что угодно Богу и тогда наш язык не будет слишком активным в земных вещах, а будет в мире с Его мудростью. Сейчас, вспоминая Господа Иисуса с помощью хлеба и вина, давайте подумаем, как он, исполняя волю своего Отца, контролировал свой язык и разум.

Алистер Хендерсон (09.06.2013г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.