Библейские проповеди
Овцы, не имеющие пастыря
10.02.2013

Отрывки ежедневных чтений: Исход 19,20; Псалом 72; Марк 6.

Помимо Адама и Евы, о которых мы читаем, что они были «возделывателями» и «хранителями» Едемского сада, первой упоминающейся профессией в Библии является профессия пастыря, ибо мы читаем в Быт. 4:2: «И был Авель пастырь овец». С самого начала в этом виде деятельности было нечто особое. В Ветхом Завете слово «пастырь» означает «кормящий», и, как известно, наиболее важной обязанностью пастыря было день за днем водить своё стадо на пастбище, где животные могли бы безопасно пастись и питаться. Затем он уводил их на ночь в овчарню, в которой под защитой стен они находились до утра.

В этом отношении овцы отличаются от козлов. Первые могут пастись только на хорошем пастбище, и путь к нему способен указать овцам только такой пастырь, голос которого им хорошо знаком и за которым они, по этой причине, охотно следуют. Козлы же, напротив, готовы есть что угодно, причем нередко случается так, что они уничтожают траву в месте выпаса. И пастырь им далеко не указ. Во многих африканских странах можно наблюдать довольно привычное зрелище, когда стадо козлов самостоятельно прокладывает себе путь через заросли. Возможно, именно благодаря такому предварительному знакомству с поведением этих разных животных мы лучше поймем, почему в Матф. 25:31-46 для описания верных и неверных учеников используется аналогия овец и козлов.

В сегодняшнем новозаветном чтении шестой главы Евангелия от Марка нашему взору предстает множество людей, пришедших к Иисусу. Господь увидел, что все они подобны «овцам, не имеющим пастыря», и сжалился над ними. Нам многое известно об этих людях и о том, какие события в служении Иисуса происходили на этом этапе. Прежде всего нам нужно взглянуть на десятую главу Евангелия от Матфея. В первом стихе этой главы мы читаем о том, как Иисус послал своих двенадцать учеников по всей земле израилевой. В стихах 6 и 7 говорится, что они были посланы «к погибшим овцам дома Израилева» для проповедования о грядущем Царстве Небесном. Это проповедование охватило всю галилейскую область, включая собственные города учеников, и сопровождалось оно разного рода исцелениями, для совершения которых Иисус наделил их силой Святого Духа. Также мы читаем в Матф. 11:1, что и сам Иисус вскоре последовал за ними. Каков же был результат этого важного предприятия? Об этом говорится в Матф. 11:20-22: «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам».

Тир и Сидон были городами, из которых собрались пришедшие к Иисусу люди. Они видели чудесные исцеления, что Он совершал (Иоан. 6:2), и пришли вновь для того, чтобы еще раз посмотреть на них. Однако они не верили в Иисуса как в своего спасителя, и все сотворенные им чудеса, к сожалению, не заставили их раскаяться и обратиться к Богу. Примечательно, что Иисус, зная обо всем этом, всё равно продолжал взирать на них с состраданием и видел в них потерянных овец, бродящих по пустыне и не имеющих себе пастыря. В том как он ответил на их нужду мы видим истинное служение духовного пастыря, озабоченного поиском пропитания для своих овец, ибо мы читаем в Мар. 6:34: «Иисус… начал учить их много». И в Лук. 9:11: «Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием».

Во всем служении Господа Иисуса главным и первостепенным для него было проповедовать Евангелие и наставлять своих учеников. Именно для этого он и был послан, и в своей знаменитой молитве, запечатленной в Иоан. 17:8, он мог сказать: «…Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им». Сын Божий не утаил и не удержал ничего из тех слов и обетований, что были переданы ему Отцом, и мы тоже должны поступать так в своей жизни. Независимо от того живем ли мы в отдельности от остальных своих братьев и сестер, или мы благословлены возможностью общаться с ними лицом к лицу, самое важное для нас проявление своей заботы о людях будет состоять в том, чтобы мы разделяли с ними Божье Слово. Несомненно, что Иисус дал людям нечто еще большее, ибо он использовал свою власть и силу для того, чтобы исцелять, чтобы возвращать жизнь и чтобы насыщать голодных. Иногда ему тоже приходилось принимать сложные решения о том как поступить. В Евангелии от Марка, 1:32, мы читаем об окончании субботнего дня, когда все немощные и одержимые болезнями люди из Капернаума и прилегающих к нему окрестностей были приведены или принесены к Иисусу для исцеления. Из дальнейшего повествования становится ясно, что Иисус не успел бы до конца дня исцелить всех нуждавшихся в его помощи людей. Как же ему следовало поступить? Возвратиться сюда завтра и завершить начатое, или всё-таки отправиться дальше в другие ожидавшие его города и деревни? В тридцать седьмом стихе, как мы читаем, к нему подошел Петр и сказал: «Все ищут Тебя». И, как мы видим, Господь не возвратился в Капернаум, но сказал в тридцать восьмом стихе: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел».

Но вернемся вновь к людям, собравшимся вокруг Иисуса. В Иоан. 6:2 нам говорится, что это случилось прямо перед Пасхой, отмечавшейся в месяце нисан (март-апрель). Из Исх. 12:1-14 мы знаем, что праздник Пасхи был посвящен освобождению Израиля из египетского рабства. Он же был предзнаменованием грядущего сбора урожая, и сразу после этого праздника начиналась жатва ячменя. Это означает, что период непосредственно перед праздником Пасхи был тем временем года, когда запасы продовольствия истощались, а если предыдущий год был не очень урожайным, то нетрудно сделать вывод, что многие израильтяне могли испытывать голод. Только представьте себе их радость, когда Иисус со своими учениками организовали их в группы, усадили на траву, а затем Иисус чудесным образом превратил пять хлебов и две рыбы в такое количество пищи, что хватило не только досыта накормить всех пришедших, но еще и осталось двенадцать коробов несъеденных остатков!

Однако есть два отрывка, которые говорят нам о естественном и о духовном воздействии, которое произвело на людей это чудо. Первый находится в Иоан. 6:11,12: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». Второй – в Иоан. 6:26: «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились».

Два разных греческих слова переведены как одно и то же «насытились» в обоих указанных выше отрывках.

В одиннадцатом стихе это слово означает «достигли удовлетворения», т.е. насытились настолько, что уже не могли есть дальше. И в самом деле, люди оставляли на земле недоеденные куски, которые затем пришлось собрать в короба. В этом мы видим духовный голод огромного количества людей, которых всего, возможно, было около двенадцати тысяч: мужчин, женщин и детей. Они были голодны и Иисус дал им пищу даром! Они ели до тех пор, пока очередной кусок уже не мог поместиться у них в желудках.

Однако когда Иисус говорит об этом событии в стихе 26, он использует уже другое греческое слово, которое означает, что они ели подобно животным, то есть были озабочены только тем чтобы набить свой живот и не задумывались ни о совершенном Иисусом чуде, ни о причинах, по которым он его совершил. Иисус открывает им, что это чудо с хлебами и рыбой должно было дать им нечто гораздо большее, чем обычная и знакомая пища. Сегодня он накормил их хлебом, но на следующий день их вновь охватит чувство голода и им опять потребуется еда, чтобы удовлетворить его. Он же предлагал им нечто лучшее и способное удовлетворить их потребности навсегда, если они станут слушать его. В Иоан. 6:50,51 говорится следующее:

«Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

В этих словах заключена великая Истина, и мы вспоминаем о ней всякий раз, когда совместно преломляем хлеб и делаем глоток вина. Хлеб символизирует для нас жизнь Господа Иисуса Христа, которую он вел в полном послушании своему Отцу, и то как он, уподобившись слуге, посвятил все свои силы и способности исполнению Его воли. Вино же означает его кровь, пролитую в качестве совершенной жертвы во время его смерти на кресте. Оба эти символа напоминают нам о великой цене, которую необходимо было заплатить ради нашего прощения и надежды на жизнь в грядущем Царстве, которое откроется с возвращением Иисуса.

Хлеб и вино дают нам всё необходимое для того, чтобы мы, пребывая в ожидании возвращения Господа, могли удовлетворять свои духовные потребности и каждую очередную неделю обновляться в своей вере.

Мы – овцы, которые имеют себе пастыря, и это Пастырь, питающий нас своим Словом, проявляющий к нам всякое сочувствие и сострадание, и ведущий нас по дороге жизни к своему Царству.

Эндрю Уокер (10.02.2013г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.