Библейские проповеди
Исайя – слуга Господа
3.06.2012

Отрывки для чтения: И.Навин 20,21; Исаия 26,27; Евреям 10.

В последнее время мы читали и продолжаем читать слова пророка Исайи, а сегодня глазам нашим открылась та удивительная уверенность, которую мы можем иметь в Боге. Мы получаем напоминание о том, что мы можем быть уверены в Нем вовеки, ибо в Нем сила вечная. Именно в этом состоит чрезвычайно ободрительное утверждение Исайи, звучащее настолько же свежо и актуально в наши дни, насколько оно было таковым во время, когда данные слова впервые были произнесены пророком.

Что нам известно о самом Исайе? Весьма уместно будет поразмышлять над его характером с тем, чтобы извлечь полезные для себя уроки. Служение пророков никогда не было легким, ибо очень и очень часто оно включало в себя унижение, осмеяние, ненависть, и великую печаль. Как говорит апостол Иаков в своём послании, 5:10, «Возьмите, братья мои, пророков, говоривших именем Господа себе в пример злострадания и долготерпения». В Библии нашим глазам предстает целая плеяда пророков, начиная от Моисея и заканчивая самым величайшим из них всех – Господом Иисусом Христом (Лука 3:16).

На первого пророка, Моисея, была возложена ответственность за то, чтобы он создал дом Израилев под водительством Бога. Сей построенный дом Израилев непременно разрушился бы и подвергся запустению, если бы Бог по Своей любви не посылал затем народу пророков, которые раз за разом возвращали людей назад к Нему, одновременно научая их путям примирения с Богом. Подобно хозяину дома из притчи в Евангелии от Матфея, 21:33-40, Бог насадил виноградник. Когда его слуги-пророки приходили в этот виноградник для того, чтобы собрать Ему плодов, то их били или убивали, и так продолжалось до тех пор пока Бог не послал Своего единородного Сына. К великому сожалению, Его Сын тоже был отвергнут и убит.

Вторая Книга Паралиппоменон заканчивается очень печальными словами на эту тему, 2 Пар. 36:15,16. По милости Своей Бог посылал Своих пророков даже тогда, когда народ не хотел слушать их. Он всё равно посылал им Своих верных служителей, выбирая наиболее подходящего человека в наиболее нужное для этого время. Бог использовал пророков для того, чтобы через них доносить до Израиля Свою волю, будь то словами или деяниями. Они говорили от имени Божьего, и тот факт, что пророки предрекали будущие события, которые затем и происходили, доказывал, что они поистине были посланы Богом.

Когда мы читаем слова пророков, то у нас может сложиться такое восприятие этих людей, как будто они сидят где- то в удаленной комнате и прилежно записывают Божье вдохновенное послание. Однако это было не так, ибо пророк должен был выступать на улице или на торговом месте, обращаясь напрямую к народу. Мы вполне можем представить себе усмешки и всякого рода нападки со стороны тех, к кому они говорили. Очень часто речи пророков шли вразрез с национальными интересами, а оттого их даже воспринимали как предателей.

Но что нам известно о характере Исайи? О его личной жизни написано крайне немного, но из того что мы читаем мы можем видеть, что он был человеком веры, служившим своему Господу. Его появление происходит весьма неожиданно и драматически в Ис. 1:1,2, а послание, которое он произнес, происходило напрямую от Бога. Нам известно, что он был сыном Амоса, и некоторые исследователи Библии склонны полагать, что он происходил из семьи священников; другие же говорят, что он приходился дальним родственником самому царю. Однако его родство и генеалогия не столь значимы. Гораздо более важен для нас урок о том как он послушался Бога и насколько точно и понятно передал народу Божье послание. Для нас, живущих спустя многие столетия после всех этих событий, его слова по-прежнему чрезвычайно важны.

Судя по всему, Исайя жил в Иерусалиме (5:3) и был женат на пророчице (8:3). Двоим их сыновьям, о которых нам известно, намеренно были даны имена, предсказывающие о близящемся вмешательстве Бога в будущее окружавших Израиль народов. Одного сына назвали «Магершелалхашбаз», что означает «быстрый на добычу» (Ис. 8:3), а другого – «Шеар-ясув», что означает «остаток возвратится» (Ис. 7:3). Имя самого Исайи означает «спасение Яхве» (Ис. 1:1), и именно эта мысль выступает лейтмотивом всего его послания. Несмотря на то что народ Израилев развратился и вот-вот должен был произойти суд над ним, спасению Божьему надлежало явиться в виде страдающего слуги – Иисуса, которого мы особым образом вспоминаем сегодня по заповеди посредством хлеба и вина. Бог желал, чтобы Его народ обратился назад к Нему, как позднее сказал об этом сам Исайя в 66:1,2: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

Однако это было крайне трудной задачей, ибо народ весьма развратился. Ис. 1:4 описывает израильтян как «народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные». Они поклонялись лжебогам на холмах вокруг Сиона, их женщины были богаты и заносчивы, имущие угнетали неимущих, а мораль пала до невообразимо низкого уровня. Даже царь стал подавать плохой пример. Бог долго терпел всю эту ситуацию, но в конце концов Исайе пришлось выступить с тем, чтобы предупредить людей о грядущем суде Божьем. Хоть Бог и делал всё возможное для них, но должно было наступить время (как в притче), когда даже самый замечательный виноградник, который был насажден Богом и о котором Он заботился, должен был погибнуть по причине отсутствия в нем доброго плода (Ис. 5:4). Это было тяжкое послание, и вдобавок ко всему прочему Исайя знал, что не многие прислушаются к нему. Возможно, что не было вообще никого больше, кто мог бы поддержать его слова в тот момент когда он обличал царя и народ. От него требовалась недюжинная вера, ибо он часто испытывал всевозможные разочарования, будучи истинным слугой Божьим.

Бог помогал ему и дал пророку удивительное видение, описанное для нас в шестой главе Книги Исайи. В первом стихе пророк говорит: «видел я Господа» – ему дано было видение славы великого Бога с тем, чтобы ободрить и укрепить его. Господь восседал на великом престоле, высоком и вознесенном, и края риз Его наполняли собой весь храм. Серафимы поклонялись Ему и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (ст.3). В то же мгновенье верхи врат поколебались от гласа восклицающих и дом наполнился курениями (ст. 4).

Это видение в то время не было явлено кому-либо кроме Исайи. Только сей пророк получил возможность кратковременно узреть славу Бога – предвестницу того грядущего времени, когда слава Божья наполнит всю землю и все живущие будут прославлять Его. Это замечательное видение должно было сохраниться в памяти Исайи на всю жизнь, и оно, несомненно, помогало ему преодолевать трудности и выносить страдания, которые наполняли её. Мы вполне можем понять то воздействие, которое это видение должно было оказать на него. Когда мы рассматриваем величие и благость Божью, то мы неизменно задаемся следующим вопросом: «А каково моё положение в Его очах?» Данный вопрос, судя по всему, задавал себе и Исайя. Он воскликнул в пятом стихе: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами». Бог взял Исайю, доподлинно зная его характер и его способности к исполнению Своей воли, и определил его на служение Себе. Прежде всего ангел Божий очистил его от греха посредством горящего угля, взятого им щипцами с жертвенника (ст. 6,7), а затем Бог задал вопрос: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (ст. 8). Исайя отвечает без малейшего промедления: «Вот я, пошли меня». И он получает свое служение, которое оказалось невероятно трудным и испытующим, однако и здесь оставалось место для надежды (ст. 9:13). Его служение в качестве пророка Божьего длилось около шестидесяти лет. Согласно иудейской традиции, Исайя в конце своей жизни был казнен царем Манассией.

Насмешки и унижение, которым подвергался Исайя, по всей вероятности достигли своего апогея в случае, о котором мы читали на этой неделе в Ис. 20:2-6. Исайе было повелено Богом снять свое вретище, которое он уже вовсю носил к тому времени, и сандалии, и ходить нагим и босым на протяжении трех лет. Вполне возможно, что даже сам пророк не в состоянии был полностью постичь причину такой необходимости до того времени, пока не истекли эти три года. Поэтому, на протяжении сего длительного времени, в жару и в холод, ему приходилось ходить в таком виде по улицам Иерусалима, страдать и слышать в свой адрес лишь усмешки и издевательства несмотря на то, что он исполнял Божью волю. Вся эта инсценировка должна была стать чрезвычайно наглядным изображением глупости народа, поверившего в защиту Египта и Эфиопии от Ассирии. Господь хотел как можно красноречивее показать Израилю тщетность и бессмысленность отвержения народом своего Бога и тщетность надежды на помощь других человеческих царств.

Служение пророка было делом крайне нелегким. Весь сей труд обычно был изнурительным и часто сопровождался унижением, презрением и ненавистью со стороны окружающих. Именно так произошло в случае со служением Исайи и других верных Богу мужчин и женщин, подобных ему. А что можно сказать о нас? Мы должны быть пророками своего времени. Конечно же, мы не наделены силой Святого Духа как то было в случае с Исайей, однако мы имеем Послание Спасения. Это евангельское Послание должно гореть внутри нас так чтобы мы хотели рассказывать о нем каждому из окружающих нас людей. Как Исайя в свои дни видел видение Славы Божьей, так мы ныне читаем всё возможное и явленное нам о грядущем Царстве Божьем в Его Слове. Слово Божье должно зажигать в нас желание рассказывать о Царстве и другим людям тоже. Исайя был очищен от своего греха, и точно так же очищаемся от него ныне мы посредством крещения. Пример ответа пророка на вопрос Бога в Ис. 6:8 – «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» – должен иметь место и в нашем случае: «Вот я, пошли меня».

Задача, поставленная Исайе, была трудной и тяжелой. Иногда наша жизнь тоже может быть весьма даже нелегкой в мире, в котором нам приходится жить, ибо люди, как видится, не имеют времени для Бога. Исайе было повелено инсценировать Слово Божье и донести его до людей особым наглядным образом. Бог не просит того же и от нас, однако мы, тем не менее, имеем повеление от Него жить в Истине день за днем и, поступая так, становиться свидетелями для других людей касательно Надежды, которую мы имеем. Мы можем пытаться прятать свою веру от людей и не использовать вверенные нам таланты. Но каждый из нас вполне способен на то, чтобы протянуть своему другу или знакомому библейский буклет или листовку с тем, чтобы помочь ему или ей найти ответы на вопросы о причинах существования столь несовершенного, нечестивого мира. Или мы можем предложить им совместно почитать Библию. Исайя пророчествовал на протяжении всей своей жизни и его пример должен быть совершенным для нас и должен назидать нас на пути служения Богу. Постараемся и мы иметь в своем служении Богу веру и настойчивость, каковые имел Его верный слуга Исайя.

Вспоминая Господа Иисуса символами хлеба и вина, давайте вспомним и слова нашего Спасителя, произнесенные им в Евангелии от Иоанна 4:34: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Вся жизнь Иисуса без малейшего остатка была посвящена служению Богу. Размышляя о нем, да постарается каждый из нас вновь и с еще большим усердием посвятить свою жизнь служению нашему Господу, следуя его примеру и говоря: «Вот я, пошли меня!»

Алан Черри (03.06.2012г.)

Книги: , ,  |

Комментарии закрыты.