Библейские проповеди
Евангелие от Иоанна, глава 4
7.04.2007

В 4-ой главе книги от Иоанна рассматриваются две основных темы: женщина из Самарии и излечение сына царедворца. В стихах 3-4 нам говорится, что Иисус «оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же ему проходить чрез Галилею». Создается впечатление, что Иисусу предстояло пройти малоизвестной дорогой через Самарию. Она не была хорошо исследована по причине ненависти между евреями и самаритянами. Вражда началась с изгнания много лет тому назад, когда некоторые израильтяне, оставшиеся в Самарии, породнились с ассирийскими захватчиками, вступая в брак с их дочерями. Спустя полвека изгнания колено Иуды (позднее названное евреями) вернулось из Вавилона и начало отстраивать заново разрушенный храм Соломона в Иерусалиме. Евреи с презрением отклонили помощь самаритян на тех основаниях, что эти люди были смешанного происхождения.

Это оскорбление так и не было забыто. Самаритяне возвели конкурирующий храм на горе Гаризим, и с того самого момента евреи не имели никаких дел с самаритянами. Сегодня они составляют небольшой народ и всё еще живут в Самарии. На праздник Пасхи они всё также приносят в жертву агнцев возле руин древнего храма. Парадоксально то, что этот народ считается самым чистокровным в мире, потому что благодаря изоляции от других евреев, они были вынуждены вступать в брак только с самаритянами.

Однако во времена Христа распря между евреями и самаритянами всё еще разжигалась. Самаритяне устраивали засаду на еврейских пилигримов, которые заходили на их территорию и жестоко обращались с ними; евреи же считали самаритян нечистыми и разрабатывали тщательные планы с целью избежать какого-либо контакта с ними.

Революционный характер учения Христа ярко прослеживается в Его отношении к самаритянам. Все Его упоминания о них положительны. Притча о добром самаритянине – это история о сострадании. А первым человеком, кому Иисус открыл то, что Он является Мессией, была самарятинка.

Устав от путешествия, Иисус спустился с коричневых холмов Ефрема в жаркую долину Сихем. На подходе к зеленой долине Иисус увидел древний колодец Иакова. Этот колодец, как написано, находится там и по сей день. Прорези, отточенные в камне, от веревок женщин, которые давным-давно опускали свои кувшины, хорошо видны.

Ученики отправились за покупкой еды в Сихарь, деревню, которая сейчас носит название Аскар, возможно, оставив Иоанна с Иисусом. Его описание того, что произошло, отличается яркостью и подробным изложением, что указывает на личное присутствие автора.

Перейдя поля, со стороны г. Сихарь вышла самаритянка с коромыслом на плече. Это была женщина, которая переходила от мужчины к мужчине. Несколько веков назад в маленьких деревнях, наподобие этой (так же как и в малых деревнях и городах сегодня), женщине с плохой репутацией отраднее было оставаться в одиночестве либо в компании мужчин, нежели в компании других женщин. Возможно, это и было причиной, по которой эта женщина из Самарии проделала такой путь до колодца Иакова, чтобы набрать воды, вместо того чтобы воспользоваться колодцем у деревни. В вечернее время все женщины г. Сихарь собрались бы там, и, возможно, она не сильно хотела с ними общаться.

По мере приближения к колодцу Иакова она увидела странника, сидящего там. Она поняла, что Он был иудеем по Его одежде с особым окаймлением. Поэтому когда Он заговорил с ней, она была удивлена; но еще больше она удивилась, когда он попросил об одолжении в стихе 7: «Дай мне пить». Женщина посмотрела на Него с удивлением и подозрением и спросила: «как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самаритянки? Ибо Иудеи с Самаритянами не общаются» (стих 9). Невероятный странник ответил: «Если бы знала дар Божий, и кто говорит тебе: дай мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Слова удивили самаритянку, а их полное значение было раскрыто совсем недавно. Иисус всегда использовал примеры из Своего собственного опыта, поэтому Он указал на колодец Иакова, сравнивая его пресную воду с живой водой веры. Только несколько лет назад археологи, исследующие этот колодец, обнаружили, что он в действительности был не источник живительной воды, как другие в округе, а обычный резервуар с мертвой водой, который наполнялся в основном за счет дождевой воды, а также воды, просачивающейся через скалы.

Женщина ответила в стихе 11: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?»

Странник опять ответил, указывая на колодец: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (стихи 13-14). Женщина, все еще не понимая, отвечала: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (стих 15). После этого странник оборвал начавшийся спор повелением (16 ст.), которое сразу же затронуло ее сердце: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Многие библейские исследователи комментировали эту тему, пытаясь решить, почему Иисус заговорил про мужа женщины, когда Он и так знал, что у нее не было мужа. Сделал ли Он это в качестве упрека и указания на ее грехи?

По всей видимости, более предпочтительно будет думать, что Иисус увидел в этой обычной, грешной женщине, то же что Он видел и в других грешниках, что-то красивое и стоящее. Для того чтобы изменить ее горделивую позицию спорщицы на смиренность раскаяния, Он задал один вопрос, который открыл ее сердце. «У меня нет мужа» – ответила женщина. Признав это, ее отношение изменилось, и она смирилась. «Правду ты сказала, – мягко заметил Иисус, – что у тебя нет мужа; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». «Господи! Вижу, что ты пророк» – ответила женщина. Замечательным образом, каким Он всегда разговаривал с робкими и простыми сердцами, Иисус рассказал, что Он является Мессией. Эта обычная, грешная женщина отличилась от библейских женщин тем, что она была первым человеком, который услышал из уст самого Иисуса историю о своем предназначении и миссии на земле: «Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (стихи 2-29). Самаритяне вышли встретить этого человека. И Иисус сказал Своим ученикам в стихе 35: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве».

Вторая часть главы рассказывает о сыне царедворца. Иисус был в Самарии, где Он разговаривал с людьми. Самаритяне поверили в то, что он является Христом, Спасителем мира. Позже Он вернулся в Кану Галилейскую, то самое место, где Он претворил воду в вино (от Иоанна 2:1-10). Вскоре новости о том, что Иисус вернулся, облетели всю Кану; и один царедворец услышал это. Царедворец был служащим при царском дворе и поэтому был привычен к отдаче приказов и указаний, которым обычно все подчинялись. Он жил в Капернауме, от которого можно было за день добраться до Каны. Его сын был болен, поэтому он отправился в путешествие, чтобы встретиться с Иисусом. Когда он прибыл, то нашел Иисуса, разговаривающего с людьми, но в силу срочности своего дела он сразу же попросил Иисуса придти и исцелить сына его, который был при смерти (от Иоанна 2:1-10). На этот запрос Иисус ответил так: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (стих 48). Заметьте, что этот человек был силен в вере. Он твердо знал, что Господь Иисус мог полностью восстановить здоровье его сына. В этом отношении его можно было сравнить с верующими народа израильского, которые на протяжении нескольких лет ожидали и жаждали того времени, когда Бог, как величайший врач и целитель, восстановит их народ и придаст ему национальное и духовное величие. Однако он показал небольшой недостаток веры, когда просил Иисуса придти в его дом и исцелить мальчика. Христос не пошел в его дом. Он получил безграничную силу Святого Духа и мог полностью исцелить этого мальчика, находясь за 35 км от дома больного.

В этом знамении, как и в действительности сегодняшнего дня, Христос сейчас трудится над восстановлением Израиля. Он вполне способен поднять и восстановить народ на расстоянии. Его способность действовать среди них и для их блага не зависит от его личного, видимого присутствия. Когда Иисус вернется на землю, национальное и духовное спасение народа Израиля будет завершено. Но несомненно то, что это произойдет таким образом, который не ожидают даже сами евреи!

Пол Дэвисон

Книги:  |

Комментарии закрыты.