Библейские проповеди
Исполненный закон
28.10.2006

Закон – это приказ, распоряжение, данное вышестоящим руководителем или властью подчиненному. Власть решает, что лучше, и имеет силу, как приводить принятое ей решение в исполнение, так и наказывать за неповиновение себе. Несколько тому примеров: отец и его дети, правительство и граждане, Бог и Его народ.

В главе 20 Книги Исход рассказывается о десяти заповедях Бога. Они не были придуманы Моисеем и не стали результатом работы собрания людей, но их происхождение от Бога, записавшего их на каменных скрижалях (Исход 32:16). Первые четыре заповеди связаны непосредственно с нашим служением Богу, а остальные шесть относятся к нашему общению с другими людьми и с обществом в целом. В некотором смысле все они говорят о наших обязанностях перед Богом: мы должны уважать родителей, не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не лжесвидетельствовать и не желать того, что есть у нашего ближнего – все эти греховные деяния являются не только преступлением против других людей, но и грехами против Бога. Большинство заповедей начинаются с отрицательной частицы «не», например: «Не убивай… не прелюбодействуй» и т. д. Но все они, однако, призывают к действиям, имеющим положительный характер. Они просты и кратки, и эта их простота дает возможность и свободу людям применять их в согласии со своей культурой и изменяющимися с течением времени социальными условиями.

Ко времени Нового Завета книжники стали воспринимать Закон Моисея с чрезмерной скрупулезностью. Они превратили его в «ярмо», называли его «игом закона» и посвящали много времени и усилий для претворения его в жизнь. К сожалению, они зачастую толковали Закон таким образом, что это искажало его изначальные цели и противоречило его намерениям. Чтобы гарантировать безупречное выполнение правил и положений, они развернули Закон Моисея в сотни меньших заповедей. Всего образовалось триста шестнадцать заповедей от первоначальных десяти.

Особенностью всех религиозных систем является то, что с течением времени их последователи вносят преобразования в традиции служения и морали, и отклоняют наиболее важные аспекты; «важнейшие в законе», как назвал их Иисус (Матф. 23:23). Например, еврейские раввины полагали, что имя Бога настолько священно, что они в коем случае не должны произносить его. Кроме того, книжник не должен был приступать к написанию Божьего имени, не умыв сперва рук. Они относились к самому этому слову почти с суеверным почтением. Например, четвертая заповедь о том, что нужно чтить субботу, была дана как благословение, как возможность отдохнуть от работы и восстановить свои силы. Но книжники создали бесконечный список правил относительно того, что является работой, а что нет; что можно и чего нельзя делать в субботу; куда можно ходить, какой груз можно нести, и так далее. Таким образом то, чему было предназначено стать источником благословения, превратилось в самое настоящее ярмо.

Проблема с любым юридическим правилом или законом заключается в том, что он является внешним по отношению к нам, ибо налагается на нас сверху. Закон Моисея, главным образом, касался особенностей поведения и поступков человека. Первоначальной функцией заповедей было обеспечить судей способом оценки вины. Судья из числа людей не может видеть сердце стоящего перед ним человека, он может судить о человеке только на основе доказательств, на основе ряда определенных внешне различимых признаков и на основе поведения человека. Но поддержание общественного порядка не является тем же самым, что и воспитание чистого и непорочного с точки зрения Бога сердца. Десять заповедей не являются высшим выражением нравственности и морали, ибо они регулируют лишь внешнее поведение человека и налагаются на людей сверху.

В человеческой природе есть нечто такое, что сопротивляется воле Бога. Его заповеди идут вразрез с естественным человеческим состоянием и поведением, и опасность кроется не только в том, что люди нарушают закон, но и в том, что они проявляют лишь внешнее повиновение, а не прилагают к тому всё свое сердце. Например, шестая заповедь гласит: «Не убивай», и благочестивый еврей мог со всем основанием утверждать, что исполнил этот закон тем, что не убил своего соседа, даже если в сердце своём ему было жаль, что тот еще не мертв. Это не та мораль, которая угодна Богу. Он хочет не только внешнего послушания, но и преобразования человеческого сердца. Как этого можно достичь? Бесполезно предлагать награду за повиновение и наказание за непослушание, потому что мораль в этом случае становится эгоцентричной. Цель же должна состоять отнюдь не в том, чтобы получить награду и избежать наказания. Иначе служение Богу превращается в средство достижения некой цели, а не целью само по себе. Пророк Иеремия хорошо понимал это. Он знал, что есть нечто большее, чем закон, приходящий извне, и ожидал дня, когда заповеди более не будут даваться сверху и высекаться на каменных скрижалях. В главе 31, ст. 33 своей книги пророк говорит от имени Бога: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».

Иеремия не поясняет, когда или как произойдёт это преобразование. Он предсказывает будущее, в котором, в отличие от его собственных дней, нравственность станет главенствовать в сердцах людей. Этот новый закон пойдет дальше Закона Моисеева и будет влиять не только на внешнее поведение человека. Иисус исполнил предсказание Иеремии посредством своей Нагорной проповеди, в которой он преподнес людям образец совершенной нравственности (Матф. 5-7). То, чему он учил, не отменяло и не противоречило Ветхому Закону, но лишь придавало ему новую глубину и значение. Иисус пришел не для того, чтобы уничтожить Закон, но чтобы исполнить его (Матф. 5:17).

В этой проповеди Иисус намеренно противопоставляет основной упор Закона Моисеева на внешнее поведение упору на внутренние мотивы человека. Например, Матф. 5:21-22: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: ‘рака’, подлежит синедриону; а кто скажет: ‘безумный’, подлежит геенне огненной».

Принимая во внимание, что старый Закон запрещал убийство, Иисус запретил чувство ненависти, которое предшествует убийству. Он убеждал учеников любить своих врагов (стих 44). Там где Закон запрещал прелюбодеяние, Иисус выступал против похоти, которая ведет к прелюбодеянию (27-28). Закон выступал против лжесвидетельства (стих 33), Иисус же запрещал обман, на котором лжесвидетельство основано. Его учение, поэтому, не было еще одной Торой для евреев, которая просто привносила бы нечто дополнительное в Пятикнижие Моисея. Его Учение имело иной характер по сравнению с Законом Моисеевым – оно было гораздо более глубоким. Иисус хорошо знал, что настоящая нравственность достигалась не посредством приведения в соответствие человеческих поступков с написанными словами Закона, но посредством преобразования и изменения человеческих сердец и мотивов, ибо только преобразование оных по настоящему меняет всего человека.

Мы видим практический пример действия этой новой морали в ответе, который Иисус дал фарисеям, когда те привели к нему женщину, «взятую в прелюбодеянии» (Иоанн 8:3,4). Они спросили его: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Иоанн 8:5) В своем ответе Иисус не стал ни соглашаться, ни противоречить Моисею, но призвал их взглянуть на данную проблему по-новому: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан.8:7). Только он один, являющийся духовно и нравственно совершенным, имеет моральное право судить уличённых во грехе. В ответе Иисуса мы отчетливо видим подтверждение его словам, ранее произнесенным Господом в отношении седьмой заповеди: «А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5:28).

Мы можем спросить: «Почему в законе Моисеевом об этом не говорилось с самого начала?» Это хороший вопрос! В Галатам 3:24 нам поясняется, что Закон должен был появиться раньше, чтобы подготовить людей и стать для них «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24). Закон Моисея давал народу Божьему понимание добра и зла, осознание нравственных требований справедливого и святого Бога, и ощущение собственной вины за свои совершенные грехи. Закон стал первой ступенью на пути их духовного развития. И только после того как они познали Закон, наступило время для Нагорной проповеди Иисуса, поднявшей их на ступень выше и научившей их истинному значению этого Закона. Вот почему Иоанн написал в своем Евангелии следующие слова: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоанн 1:17).

Пол Уоссон

Книги:  |

Комментарии закрыты.