Библейские проповеди
Блудный сын
19.08.2006

В Евангелии от Луки 15 содержатся три притчи Иисуса о заблудших — заблудшей овце, пропавшей монете и блудном сыне. В каждой притче есть свое особое учение, которое, как показывает нам Лука, было направлено против фарисеев и книжников. Они роптали против общения Иисуса с мытарями и грешниками (Луки 15:12). Аудитория Иисуса узнала бы о любых ссылках на Ветхий Завет, сделанных Господом, и понимание этих ссылок помогло бы им лучше понять уроки притчи.

Притча о блудном сыне начинается со стиха 11, где Иисус определяет предысторию как: «у некоторого человека было два сына». Что люди бы поняли под этими словами, в особенности мытари и грешники, фарисеи и книжники, которым был адресован урок Иисуса? В притче о заблудшей овце фарисеи и книжники ясно увидят упрек, который Иисус направил против них, ссылаясь на долг «пастырей Израиля». Через Иезекииля Бог направил слова осуждения: «и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью». (Иезекииль 34:4).

Люди ожидали продолжения учения Господа об исцелении тех, кто был потерян и которых не искали пастыри Израиля. Тогда они немедленно опознали бы «определенного человека» как Бога, истинного пастыря Израиля. Что касается сыновей, старших, их бы связали с народом Израиля, с согласно словам Бога, обращенных к Моисею: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой» (Исход 4:22).

А как же младший сын? Слова Иеремии: «Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?» (Иеремия 31:20) предполагает, что, возможно, младшим сыном был Ефрем. Это толкование подтверждается остальной частью этого стиха и заботой отца в притче о своенравном молодом человеке. Иеремия продолжает: «не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь».

Мы видим, какие чувства этот стих мог разбудить в Иисусе, когда Он говорил о тоске отца по младшему сыну: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Луки 15:20).

Люди хорошо знали Ветхий Завет. Не имея легкого доступа к книгам, они выучили большую часть ее содержания наизусть. Книжники же посвятили свою жизнь его изучению, и поэтому люди вполне могли догадываться о смысле этих стихов. Возможная связь с Ефремом подтверждается оставшейся частью притчи.

Ефрем был выдающимся коленом среди десяти колен, которые отделились от Израиля при Иеровоаме, чья эпитафия была «Иеровоам, сын Наватова, который ввел Израиля в грех» (3 Царств 22:52). Иеровоам был из колена Ефремова (3 Царств 11:26), и был поставлен «смотрителем над оброчными из дома Иосифова [Ефрема]» (стих 28). Он «обстроил Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем» (3 Царств 12:25) и поэтому был тесно связан с Ефремом, поэтому, возможно, именно поэтому слово «Ефрем» часто используется для обозначения десяти колен. Грех Иеровоама заключался в том, что он скомпрометировал истинное поклонение Яхве, Богу Израиля, поклонением тельцу в Египте. Таким образом, Ефрем стал ассоциироваться с оскверненным поклонением.

Часть десяти колен была взята ассирийцами в плен, но некоторые остались на родине. Оставшиеся вместе с пленниками из других народов, которые были переселены в эту землю ассирийцами, составляли самаритян. Люди, переселенные ассирийцами, принесли с собой своих собственных богов, поэтому фарисеи и книжники смотрели на самаритян с отвращением.

Попытки фарисеев и книжников достичь чистого поклонения путем детального применения Закона Моисея при любых жизненных обстоятельствах были неудачными, и они были бы шокированы предположением о том, что Бог жаждет, чтобы даже такие люди вернулись к Нему.

Ассирийский царь Саргон утверждал, что увел только 27 290 жителей северного царства, и несмотря на то, что другие, возможно, впоследствии были взяты в плен вавилонянами, вероятно все же, что среди оставшихся было много евреев из десяти племен. Даже Иисуса причислили к «самаритянам».

Наверняка в толпе возникла оживленная дискуссия, когда фарисеи и книжники отреагировали на слова Иисуса. Мытари и грешники знали, что Божья забота распространяется даже на тех, кто отошел от истинного поклонения Богу, поскольку они считались «дорогим сыном» Бога (Иеремия 31:20). Слово «дорогой» связано со словом, переведенным «драгоценный». Псалом 48:9 является интересным примером. По сути, говорится о том, что цена жизни очень высока (или драгоценна). Никакой оплаты никогда не будет достаточно. Жизнь нельзя купить, но Бог может ее дать. А какую надежду это дает тем, кому религиозные авторитеты запретили посещать синагогу и храмовое богослужение!

По мере обсуждения слов Иисуса, вполне мог быть упомянут Осия 7. Стих 1 определяет предмет пророчества как «неправда Ефрема и злодейство Самарии». Стих 8 гласит: «Ефрем смешался с народами», что является той же картиной, что и блудный сын, идущий «в дальнюю страну», и как он «пристал к одному из жителей страны той» (Луки 15:13,15). В отношении блудного сына верно и то, что «чужие пожирали силу его» (Осия 7:9). Также верно и то, что до тех пор, пока он «не пришел в себя» (Луки 15:17), «он не знал [этого]» (Осия 7:9). И требование сына «дать следующую часть имущества» (Луки 15:12) является отголоском слов Осии о том, что Ефрем “удалился от Бога” (Осия 7:13).

Пророчество Осии заканчивается не осуждением, а увещеванием. Глава 14 — сильнейшее ободрение для всех, кто, как Ефрем, ушел «в дальнюю страну». Пророк побуждает их вернуться к Господу Богу. «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: ‘отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» (Осия 14: 2,3), что и сделал заблудший сын (Луки 15:21).

Слова Иисуса осудили бы фарисеев и книжников за их отвращение ко всем, кто не следовал закону из-за простого непонимания. Эти же слова воодушевили мытарей и грешников на то, что даже самые своенравные из сынов Израилевых по-прежнему драгоценны в глазах Отца. Возможно ли, что мытари собрались тогда вокруг Матфея (кто в прошлом был и сам мытарь), в поисках подтверждения того, что возвращение блудного сына и его исповедание Отцу было не только важной доктриной Ветхого Завета, которую книжники не могли оспорить, но открывает и для них путь к Богу через Иисуса, при исповедовании своих грехов?

Представьте себе их благодарность Отцу за Его забота о них, несмотря на их отвержение религиозными авторитетами того времени.

Мы все можем опасаться быть отвлеченными от преданного служения, которого требует Бог, через поклонение окружающим нас ложным богам. Эта притча помогает нам понять, что, если мы «придем в себя» и вернемся к Отцу, Он всегда ждет и примет нас. Он радушно встретит в Своем доме, независимо от того, как долго мы были вдали от Него. Отец настолько беспокоился о своём своенравном сыне (Иеремия 31:20), что постоянно ждал его возвращения, и когда он увидел его, то «сжалился, и, побежав, пал ему на шею и целовал его», даже несмотря на то, что сын пас свиней, что сделало бы его нечистым. И Наш Отец убедительно демонстрирует Свою любовь ко всем, кто осознает свою нечистоту, приветствуя их к Себе.

Теперь мы рассмотрим оставшуюся часть притчи, сосредоточившись на возвращении блудного сына, приветствии, оказанном отцом, и реакции старшего брата.

Бог отправил Своих пророков в Северное царство, но Его слова предупреждения были, в большинстве своем, были оставлены без внимания. В первой части нашей проповеди мы увидели, как Осия обратился от имени Бога к Ефрему, чтобы они вернулись к Отцу, говоря языком, похожим на тот, что Иисус использовал в данной притче. К сожалению, они не откликнулись и не вернулись, подобно тому, как сделал это блудный сын, и ассирийцы пришли исполнить Божий суд над ними.

Несмотря на то, что Езекия правил южным царством Иудеи, он беспокоился о Ефреме. Угроза Ассирии росла, и вполне могло быть, что некоторые люди из Северного царства уже были взяты в плен. Согласно еврейской традиции, золотые тельцы уже были забраны ассирийцами. Во 2 Паралипоменон 30 описывается Пасха, которую Езекия провел в Иерусалиме, чтобы вернуть Израиль и Иуду к Богу. Приглашение Езекии было направлено «Ефрему и Манассии» (2 Паралипоменон 30:1), и хотя некоторые отвергли его приглашение, многие пришли (стихи 10-11).

Рассмотрим сходство с нашей притчей. Когда блудный сын вернулся, Отец оказал ему радушный прием. В Евангелии от Луки 15:23 говорится об умерщвлении откормленного теленка. Слово «убить» в другом месте переводится как «жертва». Становится ясно, что описанное Иисусом было жертвой благодарения за то, что блудный сын был принят обратно из «далекой страны» (Лука 15:13). Именно это отмечалось в Пасху, когда первенец Божий Израиль был освобожден из Египта, а египетские первенцы каждой семьи были убиты (Исход 4:22-23). Мы легко можем себе представить, что, когда Ефрем и Манассия пришли в Иерусалим, Езекия мог заметить сходство с Пасхой. Они оставляли позади поклонение тельцу Северного царства (имевшее свои истоки в Египте).

Подробности данной притчи убедительно указывают на схожесть с Пасхой Езекии. Пасхальная жертва могла быть «из мелкого и крупного скота» (Второзаконие 16:2). То, что Отец в притче взял откормленного тельца, а не агнца, было напоминанием о том, от чего было избавлено колено Ефремово, когда приблизилось празднование Пасхи. Несмотря на то, что блудный сын был одет в дорожную одежду Пасхи (Исход 12:11 – «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших»), его одежда была бы запачкана нечистотами вследствие кормления свиней. Значит, ему необходимо было сменить одежду. Притча рассказывает, что Отец сказал Своим слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лука 15:22). Для чего Иисусу упоминать обувь, кроме как для того, чтобы провести параллель с заповедью о праздновании Пасхи?

Необходимость действий Отца в подготовке к возвращению блудного сына видна во2 Паралипоменон 30:18-19: «…большею частью из колена Ефремова и Манассиина, Иссахарова и Завулонова, не очистились; однако же они ели пасху, не по уставу. Но Езекия помолился за них, говоря: Господь благий да простит каждого, кто расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа Бога, Бога отцов своих». Они пришли в присутствие Яхве, Бога Израиля, Который был во Святом Святых, таким же образом, как блудный сын приготовил свое сердце и предстал перед своим Отцом, Который действовал, чтобы Его потерянный сын смог принять участие в празднике.

Во дни Езекии «…совершили сыны Израилевы, находившиеся в Иерусалиме, праздник опресноков в семь дней, с великим веселием; каждый день левиты и священники славили Господа на орудиях, [устроенных] для славословия Господа» (2 Паралипоменон 30:21). Иисус говорит, что Отец сказал, что они должны «веселиться», поэтому старший брат «когда приблизился к дому, услышал пение и ликование» (Лука15:23,25). Из этого мы видим, что Иисус описывал ситуацию, которая перекликалась со временем, когда Ефрем вернулся в присутствие Господа во времена Езекии. Представьте себе ликование среди мытарей и грешников, когда Иисус показал им, что участие в истинном поклонении Богу не является чем-то, в чем им следует отказывать, как поступали по отношению к ним фарисеи и книжники.

Умы фарисеев и книжников, весьма хорошо знавших книги Паралипоменон, могли бы обратиться к оставшейся части главы, описывавшей единое ликование народа, который праздновал «…праздник опресноков в семь дней, с великим веселием» (2 Паралипоменон 30:21). Но их реакция на мытарей и грешников была видна в гневе старшего брата (Лука 15:28). К сожалению, старший брат думал лишь о себе, а не об отце или брате. Обратите внимание на его слова в стихе 29: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Как мы видели выше, теленок был приношением Богу, которое Он позволил людям разделить, но слова старшего брата были все лишь о нем самом.

Мы можем задаться вопросом, были ли в последовавшей дискуссии те, кто яростно обвинял фарисеев и книжников в таком отношении, проводя сравнение с Пасхой Езекии. Они могли бы сослаться на то, как во времена Езекии все они радовались, вспоминая о том, что сделал Бог, чтобы привести их к Себе. Радость была столь большой, что народ решил перенести празднование на вторую неделю, а сам Езекия предоставил огромное количество животных для жертвоприношения (2 Паралипоменон 30:23-24). Однако фарисеи и книжники запретили им посещать синагогу, приходить к Богу в храм и праздновать Его праздники.

Все это было правдой, и неизбежно нашлись бы люди, которые сказали бы такие вещи. Другие напомнили бы им о том, что притча еще не закончилась. Последнее слово остается за Отцом. Несмотря на то, что притча являлась упреком фарисеям и книжникам, послание Иисуса было примирением, когда Он пересказывает слова Отца: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое» (Луки 15:31). Отец не стал сразу отнимать наследство у старшего брата, несмотря на его поведение.

Мы можем во многом применить данную притчу к евреям и язычникам или к некоторым братьям и сестрам, которые нетерпимы к тем, кто оставил Истину. Каково бы ни было его применение, этот урок ясно показывает нам, что Бог проявил к нам Свою великую любовь. Если мы искренне раскаемся в своих грехах и будем стремиться изменить свою жизнь, Он покажет нам, что отдал в жертву Иисуса, чтобы примирить нас с Собой. Нам необходимо присоединиться к этой жертве, полностью посвятив себя исполнению воли Отца. Если мы сделаем так, Отец заверяет нас, что нам будет даровано все необходимое.

Результат мог бы быть совсем другим. Отец ждал возвращения своего младшего сына. Очень вероятно, что он работал в поле, но в то же время высматривал его. Старший брат также находился в поле (стих 25), но не со своим отцом. Если бы они были вместе, он тоже увидел бы своего брата, когда «он был еще далеко» (стих 20).

Когда Иисус заканчивает эту притчу, мы можем задуматься о том, на что мы тратим свое время. Неужели оно проходит, как у старшего сына, в ожидании возможности устроить вечеринку, чтобы попировать с нашими друзьями? Или, возможно, наше время действительно посвящено работе с Отцом и разделению Его заботы о тех, кто отклонился от Истины. Есть ли что-то, что мы можем сделать сегодня, чтобы ободрить тех, кто покинул нас? Возможно, мы можем помолиться за них или отправить им письмо или сообщение, чтобы они знали, что их не забыли. Каждый из них – драгоценная овечка, отбившаяся от стада в мир. Наш Отец (и Его Сын) все еще заботятся об их благополучии (Лука 15:4-7), и мы должны быть заняты тем же.

Джон Эванс

Книги:  |

Комментарии закрыты.