Библейские проповеди
Чудесные рождения: Исаак
25.02.2006

Чтение: Бытие 17

Повсюду в Писаниях мы можем видеть как Небесный Отец использует в Своих делах человека и как исполняет Свои обетования посредством того или иного чудесного рождения. Верные Ему, но бездетные родители вдруг рожали сыновей несмотря на то, что это казалось совершенно невозможным и противоестественным. Более того, такое событие вело к исполнению Божьих обетований. В большинстве случаев родившийся ребенок тоже играл немаловажную роль в исполнении Божьего замысла. Самый лучший пример этому – Господь Иисус, который является ключевой фигурой в замысле Отца и который был рожден девушкой, “обретшей милость у Бога”.

Подобные события имели место еще при жизни патриархов, и мы с немалым удивлением обнаруживаем то, как они способствовали развитию и исполнению Божьих обетований. Бог избрал Своего “друга” Авраама как человека, которому Он собирался сделать “великие и драгоценные обетования”, в котором было бы положено начало отношениям Бога с “избранным народом” и по линии которого затем надлежало родиться Мессии. В подтверждение этого обетования и для того, чтобы сделать его возможным, у столетнего отца должен был родиться сын.

Первые восемь стихов Бытия 17 содержат седьмое обетование Аврааму, которое основывается на шести других, ему предшествующих. Оно более подробным образом описывает множество потомков, землю и вечный завет. Именно в это время Аврам и получил своё новое имя – Авраам, что означает “отец множества”. Авраам совершил обрезание всего своего дома, чем скрепил заключенный завет со своей стороны. Бог скрепил этот завет обетованием о том, что Сара родит сына и тем самым станет “матерью народов” и “царей народов” (ст. 16). Отличие этого завета с обетованием, данным Исмаилу, заключается в том, что последний будет благословлен материально и будет иметь великое потомство, но при всём этом на него не распространялся Божий завет (ст. 20,21). Мы замечаем также, что даже имя этому сыну Авраама – Исаак – даёт Бог (ст. 21). Подобное можно наблюдать и в случае с двумя другими чудесными рождениями: Господа Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. В семнадцатом стихе мы читаем, что Авраам рассмеялся, и при поверхностном чтении это может навести на мысль о его маловерии. Тем не менее, Павел в Послании Римлянам, гл. 4, говорит, что Авраам поверил обетованию о рождении сына, а поэтому его смех скорее был вызван радостью, нежели недостатком веры или сомнением. Это удивительное событие принесло Аврааму много радости по весьма очевидным, естественным причинам, а в духовном смысле оно стало началом исполнения всех данных Богом обетований. Посему, у Павла были все причины для того, чтобы написать: “[Авраам] не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу” (Рим. 4:20).

В случае с Иисусом и Иоанном Крестителем, ангел Гавриил, пришедший от Бога, объявил родителям о грядущем рождении ребенка. Вполне можно было бы предположить, что в восьмой главе Бытия ангел — это всё тот же Гавриил, хотя это останется лишь догадкой. Так или иначе, подтверждение обетования, уже данного Аврааму Богом, было еще раз озвучено ангелом, который пришел к нему в сопровождении двух других ангелов (18:1,2,22; 19:1). Мы читаем, что Сара при этом засмеялась “про себя”, что хоть и не являлось прямо выказываем сомнением в отношении этого обетования, но, тем не менее, основывалось на неверии. Такой же была реакция Захарии в Евангелии от Луки, гл. 1, и Ангел в обоих случаях дает знамение, подкрепляющее его слова. В случае с Сарой таким знамением стали слова ангела, показывающие, что ему открыты все помыслы её сердца (18:13,15). Это было достаточным доказательством божественной природы слов ангела. Весть, принесенная им, дополнительно подкрепляется следующим заданным им вопросом: “Есть ли что трудное для Господа?” (ст. 14). Здесь основание вечного обетования: Господь произносит определение и затем оно исполняется, без всяких вопросов или промедлений, будь то рождение мира во время Сотворения или образование народа, зачатие девой или грядущий рассвет Божьего царствования на Сионе.

В Книге Бытия, гл. 18, нашим глазам предстает практическое проявление удивительной веры Авраама, по причине которой Бог и избрал его носителем Своих благословений и обетований. В стихе втором мы читаем, что он “побежал навстречу им”. Это требовало немалого усилия, особенно если представить себе человека в его 99 лет бегущего “во время зноя дневного” (ст. 1). В третьем стихе он упрашивает их позволить ему послужить им, а в стихе 6 дает Саре поручение: “Поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы”. В следующем стихе говорится, что престарелый Авраам бросился к стаду взять теленка и передать его отроку, чтобы “тот поспешил приготовить его”. И когда всё было готово, он стоял рядом с пришедшими путниками, готовый служить им. Во всем этом мы имеем пример смирения и готовности служить другим, и об этом настоящем примере говорится в тринадцатой главе Послания Евреям, призывающего к взаимному служению: “Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам” (ст. 1).

Предстоящий год заключал в себе массу событий, которые должны были произойти в жизни Авраама. Первым из них стало уничтожение Содома, а продолжило его временное переселение Авраама в Герар. Несмотря на то что никакое из этих событий не имело прямого отношения к рождению Исаака, записи в двадцатой главе Бытия содержат указания на “случайное совпадение”. Авраам сказал, что Сара приходилась ему сестрой, и сделал он это потому, что боялся погибнуть от руки того, кто мог бы покуситься на эту красивую женщину с тем, чтобы, отобрав её, взять себе в жены (ст. 11). Во втором стихе мы и впрямь узнаём, что Авимелех, увидев Сару, взял её к себе, за что и подвергся обличению от Бога. Все эти события выглядят довольно удивительными, особенно если представить себе возраст Сары – 90 лет! Подобное можно объяснить только тем, что ее организм и тело в целом переживало некое обновление, необходимое для успешных родов. Новый Завет подтверждает мысль о том, что и Авраам, и Сара были укреплены физически для того, чтобы иметь возможность родить Исаака. Павел сообщает нам в Римлянам 4, что Авраам “не поколебался в обетовании Божьем неверием, но пребыл тверд [греч. был укреплен] в вере, воздав славу Богу” (ст. 20). В Послании Евреям, гл. 11, мы читаем о том, что “верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени”.

Когда пришло время, то на свет появился Исаак. Читая главы, описывающие эти события, невозможно не впечатлиться той божественной силой, которая присутствует и проявляет себя во всем этом эпизоде. Бог назначил время, в которое Саре надлежало родить сына, и это повторяется в обетовании завета (17:21), а затем дважды ангелами (18:10,14). Далее, в Бытие 21 мы обнаруживаем, что этот факт подчеркивается для нас три раза в двух стихах (ст. 1,2): “И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог”. Постараемся не упустить главного в этом коротком отрывке: Божья воля исполняется в соответствии с Его предначертанием и согласно времени, Им же установленному. Он поместил на небесах Солнце, Луну и другие небесные тела, которые управляют временем. Точно так же “Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную” (Деян. 17:31).

Все эти известия, несомненно, вызвали великую радость в доме Авраама. Был устроен праздник, а в 6 и 7 стихах для нас записаны слова Сары. В них мы видим её обращение от сомнений к вере в Бога и к признанию Его милости и верности Своим обетованиям. Особенно стоит обратить внимание на игру слов в стихе 6 (гл. 21): имя Исмаила означает “слышание” или “Бог услышал”, а имя Исаак означает “смех”. Эти слова эхом отдаются в Ис. 54:1, где мы читаем о радости, испытываемой теми, кто становится частью Божьей семьи.

Апостол Павел, обращаясь к верующим со страниц посланий Римлянам и Галатам, использует очень много примеров и уроков из жизни и веры Авраама. В Послании Галатам, гл. 3, он объясняет как Божье обетование Аврааму было исполнено во Христе, а затем распространяется и на всех тех, кто “облекся во Христа” чрез крещение. В четвертой главе он использует образы обоих сыновей Авраама с тем, чтобы иносказательным путем представить два завета. Используя слова из Исайи 54, он, применяя их к Саре, сообщает нам следующую удивительную истину: “Мы, братия, дети обетования по Исааку”. Как Исаак был чудесным образом рожден посредством силы Божьей, так и мы рождаемся для новой жизни посредством “воды и духа”. Как его рождение было предсказано особым образом, так Господь знает и всех тех, кто принадлежит Ему, будучи избранными “…в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви” (Еф. 1:4). И как все эти вечные обетования были даны Аврааму и Исааку, так и нам “дарованы великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью” (2Пет. 2:4). Воистину, удивительна и восхитительна милость и благодать Божья! Будем же молиться о том, чтобы исполнение всех этих обетований могло состояться как можно скорее в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Эндрю Хэйл

Книги:  |

Комментарии закрыты.