Библейские проповеди
Христово путешествие в мире
16.10.2005

Отрывок для чтения: Иоанн 8.

Одной из важных тем Евангелия от Иоанна, и в частности главы 8, является тема путешествий. Неудивительно поэтому, что Иисус использует ее при разговоре о своем служении. Мы также сталкиваемся с ней, когда начинаем рассуждать о том, сколько времени затратили он и его ученики на дорогу в течение проповеди в разных местах земли Израилевой.

Путешествие включает в себя ряд определенных молитв, таких как пункт отправления, время дня, место, через которое надо идти, и пункт назначения. Тема эта неожиданно возникает в стихе 12. Иисус говорит о совершаемом им путешествии и как бы приглашает других следовать за ним. Образно на улице ночь, когда он начинает свое путешествие, но он говорит, что обеспечит свет, который необходим, дабы видеть путь.

«Я свет миру, – говорит он, – кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Иисус предоставляет возможность для живущих в мире оставить всё и следовать за ним, и в этом случае они не будут блуждать в темноте, но будут «во свете жизни». В Евангелии от Иоанна 1:4 это выражено так: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».

«Я знаю откуда пришел»

Начальный момент путешествия Иисуса и пункт назначения определены им так: «Я знаю, откуда пришел и куда иду» (8:14). Фарисеи, с которыми он разговаривал, были в неведении о его истинном происхождении. Всё это из-за того, что они оценивали ситуацию «по плоти» (стих 15). В главе 7 Иисус говорит: «И знаете Меня, и знаете, откуда Я» (стих 28). То есть они знали о его земном происхождении по плотской линии. Но он продолжает далее: «И Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня». И вновь уже в главе 8: «Я не один, но Я и Отец, пославший Меня» (стих 16). Здесь самое важное свидетельство его истинного происхождения – «Отец, пославший Меня».

Его происхождение и свидетельства этому обсуждаются далее в стихах 17-19, но затем тема поворачивает (стих 21) к пункту назначения: «Я отхожу, и будете искать Меня, – умрете во грехах ваших». Иудеи посчитали, что он, возможно, говорил о самоубийстве. И вновь они рассуждали по плоти. В конце концов, он принял смерть от их рук, но это не было, фактически, завершением его путешествия. Это было похоже на конец, но на самом деле являлось лишь началом, как мы увидим вскоре.

Иисус осудил иудеев за их всецелую причастность этому миру – «Вы от нижних», – говорил он. И до тех пор, пока они не уверуют в него, они будут умирать во грехах своих. Сын Человеческий, говорит он, будет «вознесен» (стих 28), но когда это произойдет, он не будет оставлен в одиночестве (стих 29). Позднее, когда Иисус въезжал в Иерусалим под ликующие крики его жителей, они вспомнили эти слова. «Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человеческий?» (12:34). Они не могли принять такую ужасную смерть для помазанника Божьего.

Возвратимся к восьмой главе. Фраза, сказанная иудеям («умрете во грехах ваших»), связывает ее с инцидентом с женщиной, взятой в прелюбодеянии, о котором говорится в начале главы. Иисус не осудил ее, что хорошо показывает возможность прощения грехов для тех, кто принял решение следовать за Светом, хотя по закону за подобное преступление не предусматривалось прощения. Но Иисус сказал женщине: «Иди и впредь не греши» (8:11; сравните с 5:14). Она должна «идти». Она должна присоединиться к нему на его пути, конечно, в образном смысле, где главная цель для нее – не грешить больше. Всегда есть надежда, когда присутствуют покаяние и желание следовать за Христом.

«Господи! Куда Ты идешь?»

Глава 8 не говорит напрямую о конечном пункте путешествия Христа и не отвечает на вопрос Петра, вынесенный в подзаголовок (13:36). Близко к ответу стоит стих 51: «Кто соблюдет Слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Тем не менее, в следующих главах Иисус постепенно проясняет этот вопрос для своих учеников. Пункт назначения раскрывается в главе 14, стих 28: «Иду к Отцу». Это повторено не раз в главе 16. Всему путешествию Христа подводит итог в 16:28: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу». Ученики характеризуют этот ответ следующим образом: «Вот теперь Ты прямо говоришь». Интересно и другое: как бы отреагировали они на сказанное, если бы услышали это ранее? Ведь путь к Отцу лежал только через смерть (16:5,6) – «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше». Его смерть не была завершением путешествия, но лишь краткой остановкой на пути. А конечный пункт мы встречаем у Иоанна 20:17, где Иисус говорит о своем восхождении к Отцу.

Свет нашему миру

Глава 8 дает важные уроки тем, кто прилагает усилия следовать за Иисусом в его путешествии.

  1. Различные слои общества потерпели неудачу в признании великого служения, на которое был послан Иисус. Книжники и фарисеи пытались спровоцировать его в случае с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Хотя знамения и свидетельства его внеземной силы были явлены перед ними, иудеи не приняли его за Того, кем он был на самом деле. Иисус бросил им в лицо горький упрек: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (стих 19). Насколько же огорчало его подобное положение.

    Вопреки всем фактам и свидетельствам, иудеи бросили в него обвинение в психической неполноценности: «Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе?» Это неуважение к нему не осталось незамеченным: «Во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня» (стих 49). Однако, в свою очередь, Иисус не показал неуважения к своим оппонентам. Последователи Иисуса всегда сталкивались и будут сталкиваться с подобными инцидентами в своей жизни, и это нас не должно обескураживать.

  2. Иисус не принес людям своих собственных идей. Вполне можно было бы ожидать, что, как Сын Божий, имея силу творить многие чудеса, он выступит со своим собственным посланием. Но он всегда старался довести до людей тот факт, что он ничего не говорит от себя, но только то, что велено ему Отцом: «Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (стихи 26,28). Это пример для нас. Мы должны с благоговением относиться к тому, чему были научены небесным Отцом через Его Слово, чем давать свободу своим собственным измышлениям.

До сих пор мы рисовали поэтический образ Иисуса, как Света этому миру, основываясь на восьмой главе Иоанна, но тот же самый образ с дополнительным значением мы обнаруживаем и в следующей главе. «Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (9:4,5). Иисус обеспечивает свет, достаточный для рабочего дня. День этот ограничен временными рамками, что подчеркивает ограниченную возможность вершить служение на ниве Божьей, пока темнота смерти не поглотит нас. «Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего» (11:9). Сейчас, за символами – хлебом и вином – мы вспоминаем день, когда свет Иисуса был временно затемнен. Но мы радуемся, что уже через три дня он был в состоянии продолжить свое путешествие и завершил его, воссев с правой стороны своего Отца. И пока он отсутствует, мы идем по миру, неся благую весть о его Царствии тем, кто готов слушать, и ожидаем тот великий день, когда будем в состоянии в свою очередь завершить наше путешествие к святому городу Иерусалиму и воссядем в его присутствии и будем вечно пребывать с ним.

Стефан Грин (16.10.2005г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.