Библейские проповеди
Оставаться неоскверненными
6.03.2005

Чистый и нечистый

Некоторые главы Слова Божьего легче читать, чем другие. Многим из нас нравится читать главы, повествующие о каких-то событиях и историях. Например, грандиозное повествование о сотворении мира, или инциденты из жизни пророка Самуила, или повествования евангелистов. Возможно, кому-то нравятся возвышенные Псалмы Давида, или главы, содержащие мощный заряд ободрения, которые мы встречаем, например, у Иакова. А вот книга Левит для многих не является книгой входящей в список любимых произведений. Она наполнена деталями, касающимися технических аспектов Закона, и чтение ее подчас – занятие не простое: Зачем нужна нам вся эта информация? Зачем все эти детали?

Чтение на данный момент как раз и подпадает под эту характеристику. Главы 11-15 – это длинное повествование о чистом и нечистом. В общей сложности, более 200 стихов посвящены изложению Божьих принципов по этому предмету, что почти в два раза больше количества стихов, используемых Господом в Нагорной Проповеди.

Интерпретируя Закон

Разбирая Закон Моисеев, нужно всегда помнить о двух важных моментах. Первое, он всегда указывает на Иисуса (Галатам 3:24), в Котором Закон нашел свое исполнение. И второе, он учит нас важным Божьим принципам.

Так мы видим, что когда Мария и Иосиф пришли в храм, чтобы принести жертвоприношение за своего первенца Иисуса, они взяли для этого двух горлиц (Лука 2:24), одну для всесожжения и другую – в качестве жертвы за грех. И всё это было в соответствии с требованием, предписанным Законом (Левит 12:8). Но здесь за словами присутствует и более глубокий смысл. В этой же самой главе нам говорится о том, что если женщина родит ребенка мужского пола, она будет нечистой в течение 7 дней. Затем, после обрезания ребенка на восьмой день, она должна очищаться другие 33 дня (стихи 2-4). Опять, здесь присутствует указание на Иисуса Христа. Он был обрезан на восьмой день, и затем прожил не 33 дня, но 33 года до времени Своего полного очищения. И, конечно, Иисус должен был оставаться кристально чистым, безгрешным во все дни Своей жизни, хотя она и закончилась жестокой смертью на кресте.

Другие детали смущают еще больше. При чтении главы 13 книги Левит поражает то количество информации, которую Бог дает о проказе. Здесь содержатся практические советы Израильтянам, помогающие им точно поставить диагноз, а также советы по лечению. Но кажется несколько странным, что наш Бог, Бог любви, Который не желает страданий человеку, посвящает столько стихов проказе вместо того, чтобы просто взять и исцелить этих несчастных. Зачем такое многословие вместо уничтожения самой болезни?

Помощь Нового Завета

Ряд авторов помогает справиться с этой проблемой. Павел ясно говорит, что «закон пришел после, и таким образом умножилось преступление» (Римлянам 5:20). Другими словами, Закон давался как напоминание человеку о его греховности, о неспособности держаться путей и законов Бога, заставляя одновременно задуматься о его требованиях. Закон давал ясно прочувствовать беспомощность и безнадежность человека и его зависимость от милосердия Бога, желающего спасти человека. Вот почему Павел завершает вышеприведенный стих словами: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». Несомненно, большое количество деталей глав 12, 13 книги Левит делает ее утомительной для чтения. Но только представьте, насколько утомительным должен был казаться весь Закон для тех, кто желал бы его исполнить. И как же падал их дух, когда им не удавалось это сделать.

Слава Богу, что мы сейчас освобождены от Закона. Бремя греха, о котором постоянно напоминал Закон, уже не является для нас невыносимым, ибо мы освобождены от него в Иисусе. В Нем мы имеем прощение грехов и освобождение от их гнетущей ноши. У нас есть надежда, утешение и поддержка Того, Кто исполнил Закон и освободил нас от рабства ему. Здесь, в самом деле, есть хороший повод для радости.

Принципы Закона остаются в силе

Но положениями Закона не должно пренебрегать или игнорировать их. В природе присутствует общее правило, которое показывает, что гниль распространяется намного легче, чем доброе. И это вполне очевидно. Гнилое яблоко в банке быстро поражает хорошие яблоки по соседству – никто из нас не ожидает, что близкий контакт здоровых яблок превратит гнилое яблоко в хорошее. Пророк Аггей подтверждает этот принцип, когда объясняет, что человек не может сделаться хорошим или «чистым» через соприкосновение с вещами хорошими, но может оскверниться и стать зараженным через контакт с чем-то нечистым (Аггей 2:11-13).

Именно по этой причине через всю Библию Бог всегда призывает Своих людей избегать контакта с вещами, могущими их осквернить. Печально, но зараза с большой долей вероятности пытается поразить именно тех, кто старается следовать законам Божьим, чем людей безбожных. Вот почему прокаженный должен быть подвергнут изоляции. Вот почему сынам Израилевым было заповедано не вступать в контакт с окружающими народами. Вот почему пророк Исаия призывает народ к отделению от нечистого (52:11). Когда народ Израильский не внял Божьему призыву к отделению и стал смешиваться с окружающими безбожными народами, он вступил на путь самоуничтожения. Вспомним, ведь именно когда сыны Божьи, увидев красоту дочерей человеческих, стали брать их себе в жены, мир с возрастающим ускорением стал погружаться в такое состояние нечестия, что у Бога не осталось никакого лекарства, кроме всеуничтожающего потопа.

Сопротивляясь злу

Хотя мы уже и не под Законом Моисеевым, мы, тем не менее, должны знать, что нечестие продолжает свою разрушительную работу и поражает людей сегодня, как и прежде. В нашем старании следовать по стопам Иисуса, мы имеем хороший пример сторониться всего нечестивого. Встречаясь напрямую с искушением, Господь мужественно сопротивлялся ему и всегда выходил победителем, используя Писание как лучшее средство для защиты. Будучи искушаемым совершить нечто против воли Бога, как, например, в одно мгновение стать царем, или не ходить в Иерусалим, чтобы избежать распятия, Он сразу отклонял подобные соблазны. Заигрывание с соблазном, или даже обсуждение каких-либо альтернативных вариантов было опасно даже для Сына Божьего, не говоря уже о нас. Поэтому самое лучшее – отстраниться от него, и чем дальше, тем лучше. Житейская мудрость вполне обоснованно называет глупцом того человека, который, облачившись в белый костюм, идет по обочине грязной дороги.

Нечто подобное имел в виду и Павел, когда цитировал слова Исаии: «Выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому» (2 Коринфянам 6:17). Наш путь будет намного легче, наша жизнь счастливее, наши проблемы меньше, если мы последуем этому богодухновенному совету и будем хранить себя от зла. Но, к сожалению, очень часто мы выбираем заигрывание с соблазном или даже участие в нем, и затем убеждаемся на собственном опыте, что цена уступки слишком горька.

Иисус – Спаситель

Служение Иисуса было в высшей степени благотворно. В противопоставление человеку, Он один, и только один, оказался способным исполнить Закон в его истинном значении. Окруженный злом и нечестием, Он остался незапятнанным от него. Фактически, даже наоборот. Евангелия дают немало примеров, когда Он входит в контакт с нечистыми вещами, которые должны бы были осквернить Его (контакт с умершим или прокаженным), но вместо этого не Он становился нечистым, но то, к чему Он прикасался, становилось чистым и здоровым.

Та же самая Его исцеляющая сила действенна и сегодня, и даже в большем смысле – Иисус есть лекарство от греха. Близкий контакт с Ним приносит верующим в Него твердую надежду на спасение. Когда мы оказываемся перед соблазном, Он стоит рядом, предлагая помощь, ибо знает довольно хорошо, как выйти из сложившейся ситуации победителем. Когда мы спотыкаемся, Он готов простить всех ищущих прощения. Когда мы обнаруживаем себя в близком контакте со злом этого мира, Его пример показывает нам, как можно отделиться от него и выйти незапятнанным.

Наступит день, когда произойдет окончательное отделение зла от добра. Это будет день восшествия Иисуса на судный трон. Овцы будут отделены от козлов. Ищущие вещей небесных будут отделены от ищущих вещей земных. Давайте же молиться, чтобы наши повседневные усилия не войти в контакт с чем-либо нечистым и не оскверниться от него, получили бы последнее воздаяние в этот день. В конце концов, наш Господь взошел на крест, чтобы сделать спасение от греха для нас максимально возможным.

Эндрю Брамхил (06.03.2005г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.