Библейские проповеди
Мятежи израильтян и Божья милость
2.03.2003

Пожалуйста прочитайте Псалом 105. В этом Псалме описывается множество случаев, когда народ Израильский восставал против Бога по мере продвижения по пустыне после выхода из Египта.

В стихе 7 сказано, что Израильтяне «не помнили множества милостей Божьих, и возмутились у моря… Чермного». Даже несмотря на то, что они были свидетелями великих чудес Божьих, благодаря которым Бог освободил их из рабства, Израильтяне хотели было уже восстать, когда оказались зажаты между Чермным морем и египетской армией, преследующей их. Они обвиняли Моисея: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исход 14:11). Таким образом, Израиль уже на этом этапе начал выражать недостаток веры в Бога и в Его способность спасти их. Этот недостаток проявлялся в них снова и снова, и, в конце концов, не позволил данному поколению войти в Обетованную Землю, куда вел их Бог.

Благодаря Своей милости, Бог приготовил для них безопасный проход через воды Чермного моря. Перейдя посреди воды, они были «крещены в Моисея в облаке и в море» (1 Коринфянам 10:2). Чудесное избавление от египетских армий возбудило в Израильтянах чувство радости, как пишет Псалмопевец в Псалме 105:12: «И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему». К сожалению, чувство радости было слишком скоротечным, как мы читаем в следующих двух стихах: «Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения; увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой» (ст.13,14).

Инцидент, на который ссылается автор здесь, описан далее: «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти», и вместе с ними сыны Израилевы говорили: «Кто накормит нас мясом?» (Числа 11:4). Они вспоминали рыбу, огурцы, дыни, лук, репчатый лук и чеснок, которыми наслаждались в Египте (ст.5). Шесть видов овощей упоминается здесь (мы должны помнить, что число шесть в Библии всегда символизирует греховную человеческую природу). Все за исключением рыбы являются «земными» произведениями (растущими в земле или очень близко от ее поверхности). Израиль устал от манны, которую Бог постоянно посылал им. Они считали эту пищу слишком однообразной и жаждали нечто более аппетитное для себя.

В конце концов, Бог дал им всё, чего они так страстно желали, да в таких огромных количествах, что они стали страдать от обжорства. Перепелиное мясо часто приводит к подобному результату, если не знать меру. В Числах 11:32 сказано так: «И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов». Среди народа, наверняка, были такие, кто ленился вставать каждый день рано утром, чтобы собирать ежедневную порцию манны. Однако сейчас ничто не могло препятствовать им собирать птиц всю ночь, сколько желала их душа. Очень подходящее выражение используется в конце 32-го стиха, говорящее нам, что они собирали «для себя». Все их труды были направлены на самоудовлетворение.

Давайте извлечем для себя урок из этого эпизода. В Евангелии от Иоанна 6:27 мы читаем: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную». Задумайтесь, не ленитесь ли вы при собирании духовной манны (Слова Божьего), которая так необходима для нашего возрастания в Истине? При этом мы всегда находим достаточно времени и сил для удовлетворения своей плоти. Возможно, для нас стоит усилий находить хотя бы полчаса в день на чтение и изучение Писаний, но при этом с большей охотой мы проводим часы перед телевизором, угождая своей плоти.

Видите ли вы прообраз самих себя в народе Израильском? Если это так, то готовы ли вы изменить что-то в своей жизни? Израильтяне усвоили этот страшный урок, но для многих было уже слишком поздно: тысячи из них погибли от моровой язвы при Киброт Гаттааве (в переводе «гробы похоти»), Числа 11:33,34. Так апостол Павел увещевает нас в 1 Коринфянам 10:6: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы».

Апостол продолжает далее в стихе 11: «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам». Поэтому, если мы продолжим изучение Псалма 105 далее и прочитаем некоторые другие примеры восстания Израильтян в пустыне, очень важно почерпнуть уроки для себя, чтобы применять их затем в нашей жизни. В стихах 16-18 псалмопевец повествует нам о восстании Корея, Дафана и Авирона, об их зависти по отношению к Аарону и Моисею. Корей домогался положения первосвященника, а Дафан и Авирон желали взять руководство народом на себя. В Числах 16 описано, как эти бунтовщики были уничтожены Богом, когда земля разверзлась под ними, и двести пятьдесят человек, вставших на их сторону, были пожраны огнем. Самое интересное в этой истории было в том, что большая часть Израильтян желали снова устроить мятеж, даже несмотря на то, что у них на глазах произошло это ужасное поражение обидчиков. 14 700 израильтян пало в результате их глупого поведения. Только благодаря вмешательству Моисея удалось избежать гораздо большего числа жертв. Урок, который нам нужно извлечь из этого: не нужно завидовать другим! Апостол Павел пишет в Послании Филиппийцам 4:11: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».

Псалом 105 показывает нам еще несколько сторон нашей слабой плоти. Стихи 19-23 ссылаются на поклонение Израильтянами золотому тельцу (Исход 32). Стихи 24-27 упоминают недостаток веры народа в то, что Бог действительно может привести их в Обетованную Землю; но в то же время в них было желание скорее довериться десяти робким соглядатаям (Числа 14). Стихи 28-31 описывают их блудодейство при Ваал-Фегоре в сравнении с праведным поступком Финееса, благодаря решительности которого поражение удалось остановить (Числа 25). Стихи 32-33 упоминают случай, когда Израильтяне испытывали жажду в пустыне и провоцировали Моисея «погрешить устами своими». Он ударил в скалу вместо того, чтобы просто обратиться к ней, как заповедал Бог. В порыве гнева он присвоил славу от совершенного чуда себе: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числа 20:10).

Именно из-за этого инцидента Моисею пришлось пережить самое величайшее разочарование в своей жизни, когда Бог запретил ему войти в Обетованную Землю после того, как тот вел народ Израильский по пустыне в течение сорока лет. Перед своей смертью ему было позволено только взглянуть на нее издалека (Второзаконие 34:4), и таким образом он стал наглядным примером тех людей, о которых сказано в Послании Евреям 11:13, которые «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались».

Оставшаяся часть Псалма 105 повествует нам о том, как Бог постоянно заботился обо всех нуждах Израильтян, даже несмотря на их постоянные падения. Все эти эпизоды содержат хороший урок и являются предупреждением для нас, живущих в настоящее время; они были записаны в Писаниях именно по этой причине. Давайте приложим усилия, чтобы быть уверенными в том, что мы извлекли необходимые уроки для себя и поняли ошибки, допущенные Израилем, чтобы нам не допускать их в своей жизни – также представляющей путешествие по пустыне. Мы все имеем склонность совершать те же ошибки и испытывать подобные проблемы, что окружали Израиль, однако, у нас есть и величайшее преимущество – изучать их опыт и научаться от них. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Коринфянам 10:12).

В заключение, чтобы сосредоточить наши мысли на Трапезе, я хотел бы снова обратить ваше внимание на Псалом 105:23. Здесь упоминается поступок Моисея, когда он «стал в расселине» между Богом и народом и остановил гнев Божий на них за совершенный грех. В этой ситуации Моисей выступил как «посредник», «заступник» или их «защитник». Все эти выражения в Писаниях часто описывают роль и работу Господа Иисуса Христа, выполненную Им для нас. Именно его прообразом и являлся Моисей. Иоанн пишет в своем Послании: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ХОДАТАЯ пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 2:1,2).

Давайте же теперь возьмем хлеб и вино, в память о смерти Господа и Его воскресении; будем делать это с благодарностью в сердце за совершенную Им работу по искуплению каждого из нас.

Дэвид Миллер (02.03.2003г.)

Книги: ,  |

Комментарии закрыты.