Библейские проповеди
День Искупления (Левит гл.16)
9.03.2003

Наша первая порция ежедневных чтений сегодня – книга Левит, глава 16. В стихах 29-30 содержится повеление израильтянам праздновать День Искупления каждый год в десятый день седьмого месяца (это примерно октябрь в нашем современном календаре).

Празднование этого дня было уникальным и включало принесение в жертву двух козлов. Один из них закалался; другой же просто отпускался в пустыню. Именно по этой причине он получил название «козел отпущения».

Вся церемония проводилась первосвященником, однако, на нем не было его привычных первосвященнических одежд. В этот день, после тщательного омытия своего тела, он должен был надевать льняное одеяние, что символизировало его нравственное совершенство. Затем он должен был заколоть вола в Жертву за Грех и овна в Жертву Всесожжения, чем и достигалось его совершенство, ибо этими жертвами он, прежде всего, очищал свои грехи (ст.5,6).

После этого он бросал жребий о двух козлах, чтобы решить, какой из них будет умерщвлен, а какой станет козлом отпущения. Приношение в жертву вола сопровождалось курением фимиама, а его кровь кропилась на ковчег завета.

Козел закалался в качестве жертвы за грехи народа, а его кровь кропилась для очищения скинии. После этого с другим козлом поступали так, как будто это был принесенный в жертву первый козел, но воскресший. Аарон возлагал свои руки на голову живого козла и исповедывал грехи народа. После этого козел уводился в пустыню и освобождался, символически забирая с собой грехи всего народа (ст.22). Удаляясь от стана, козел тем самым удалялся от присутствия Божьего, унося на себе грехи всего общества. Акцент в стихе 21 виден четко: «Все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их».

Теперь Аарон мог, омывшись снова, облачиться в свои священнические одежды, и принести двух овнов в Жертву Всесожжения: одного за себя, а другого за народ.

Во время всего происходящего народ должен был «смирять души свои», другими словами, «отвергнуть себя», «смирить свои души». Весь этот день считался очень важным днем: «Ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним» (ст.30). Он считался днем Субботним (ст.31), т.е. днем покоя, даже если и не выпадал на седьмой день недели.

В Послании Евреям мы видим несколько ссылок на этот ритуал:

Евреям 7:27 – о Христе говорится: «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого».

Евреям 9:7 – «…а во вторую (второе отделение скинии – Святое Святых) – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа».

Евреям 10:1-4 – «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи».

Эти стихи показывают ограничения и недостатки ритуала Очищения в ветхозаветные времена; а также подчеркивают несколько раз, что, благодаря Христу, нам предложен лучший путь. Христос был священником гораздо лучшим, чем ветхозаветные священники, а прощение через Него – гораздо лучше, чем прощение, достигаемое через многочисленные жертвоприношения. Слово «очищение» часто описывает суть работы Иисуса Христа и достигнутое благодаря Его жертвенной смерти. Однако слово «примирение» еще лучше. Очищением достигается только очищение от всех совершенных грехов; «примирение» же подразумевает, что грехи удаляются навсегда, как будто их вообще никогда не было, при этом восстанавливаются прежние взаимоотношения с Богом. У нас достаточно места, чтобы развить эту мысль дальше; лучше будет перечитать всё Послание Евреям с этими мыслями в голове.

Цель обряда «Хлебопреломления», совершаемого каждую неделю, – сосредоточить разум на жертве Христа и на том, что было достигнуто благодаря этой жертве, а именно – путь прощения всех совершенных нами грехов. Сравнивая сейчас обряд хлебопреломления с Днем Очищения, мы можем видеть, насколько благословенны мы, что Бог отдал Своего единственного Сына для спасения нас.

Первосвященник должен был церемониально очиститься. Иисус был абсолютно совершенным.
Ему было необходимо сперва приобрести прощение своих грехов. Иисусу не было нужды делать это.
Один козел закалался в качестве жертвы, другой же уносил на себе грехи в пустыню. Христос сделал всё это, «однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (Евреям 9:28). Он совершенно и полностью устранил наши грехи, нежели просто удалил их в пустыню.
Кровь козла должно было кропить перед ковчегом. Кровь Христа излилась, когда солдат проткнул Ему бок копьем.
День Очищения повторялся каждый год. Христос принес Себя в жертву однажды, ибо Его жертва была гораздо более эффективной.

В точности, как первосвященник исповедовал грехи народа, так и нам нужно исповедовать наши грехи перед Богом в молитве, чтобы получить прощение. Однажды наши грехи были прощены полностью, это произошло при крещении. Но хотя мы и стараемся жить безгрешной жизнью и быть «рабами праведности» (Римлянам 6:18), мы очень часто спотыкаемся и снова нуждаемся в прощении. Вот почему это так замечательно, что Христос пострадал однажды, и теперь мы можем получать прощение в любое время благодаря Его жертве.

Когда мы возьмем хлеб и вино, давайте поразмышляем о том, что было достигнуто для нас, и поблагодарим Бога в молитве за Его любовь и приношение в жертву Своего единственного Сына, чтобы мы могли иметь Жизнь. А после этого, давайте стараться еще усерднее служить Ему, как Он того требует от нас, и спотыкаться еще меньше. Только тогда мы сможем сказать вместе с Павлом: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тимофею 4:8).

Роджер Гриффитс (09.03.2003г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.