Наша первая порция ежедневных чтений сегодня – книга Левит, глава 16. В стихах 29-30 содержится повеление израильтянам праздновать День Искупления каждый год в десятый день седьмого месяца (это примерно октябрь в нашем современном календаре).
Празднование этого дня было уникальным и включало принесение в жертву двух козлов. Один из них закалался; другой же просто отпускался в пустыню. Именно по этой причине он получил название «козел отпущения».
Вся церемония проводилась первосвященником, однако, на нем не было его привычных первосвященнических одежд. В этот день, после тщательного омытия своего тела, он должен был надевать льняное одеяние, что символизировало его нравственное совершенство. Затем он должен был заколоть вола в Жертву за Грех и овна в Жертву Всесожжения, чем и достигалось его совершенство, ибо этими жертвами он, прежде всего, очищал свои грехи (ст.5,6).
После этого он бросал жребий о двух козлах, чтобы решить, какой из них будет умерщвлен, а какой станет козлом отпущения. Приношение в жертву вола сопровождалось курением фимиама, а его кровь кропилась на ковчег завета.
Козел закалался в качестве жертвы за грехи народа, а его кровь кропилась для очищения скинии. После этого с другим козлом поступали так, как будто это был принесенный в жертву первый козел, но воскресший. Аарон возлагал свои руки на голову живого козла и исповедывал грехи народа. После этого козел уводился в пустыню и освобождался, символически забирая с собой грехи всего народа (ст.22). Удаляясь от стана, козел тем самым удалялся от присутствия Божьего, унося на себе грехи всего общества. Акцент в стихе 21 виден четко: «Все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их».
Теперь Аарон мог, омывшись снова, облачиться в свои священнические одежды, и принести двух овнов в Жертву Всесожжения: одного за себя, а другого за народ.
Во время всего происходящего народ должен был «смирять души свои», другими словами, «отвергнуть себя», «смирить свои души». Весь этот день считался очень важным днем: «Ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним» (ст.30). Он считался днем Субботним (ст.31), т.е. днем покоя, даже если и не выпадал на седьмой день недели.
В Послании Евреям мы видим несколько ссылок на этот ритуал:
Евреям 7:27 – о Христе говорится: «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого».
Евреям 9:7 – «…а во вторую (второе отделение скинии – Святое Святых) – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа».
Евреям 10:1-4 – «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи».
Эти стихи показывают ограничения и недостатки ритуала Очищения в ветхозаветные времена; а также подчеркивают несколько раз, что, благодаря Христу, нам предложен лучший путь. Христос был священником гораздо лучшим, чем ветхозаветные священники, а прощение через Него – гораздо лучше, чем прощение, достигаемое через многочисленные жертвоприношения. Слово «очищение» часто описывает суть работы Иисуса Христа и достигнутое благодаря Его жертвенной смерти. Однако слово «примирение» еще лучше. Очищением достигается только очищение от всех совершенных грехов; «примирение» же подразумевает, что грехи удаляются навсегда, как будто их вообще никогда не было, при этом восстанавливаются прежние взаимоотношения с Богом. У нас достаточно места, чтобы развить эту мысль дальше; лучше будет перечитать всё Послание Евреям с этими мыслями в голове.
Цель обряда «Хлебопреломления», совершаемого каждую неделю, – сосредоточить разум на жертве Христа и на том, что было достигнуто благодаря этой жертве, а именно – путь прощения всех совершенных нами грехов. Сравнивая сейчас обряд хлебопреломления с Днем Очищения, мы можем видеть, насколько благословенны мы, что Бог отдал Своего единственного Сына для спасения нас.
Первосвященник должен был церемониально очиститься. | Иисус был абсолютно совершенным. | |
Ему было необходимо сперва приобрести прощение своих грехов. | Иисусу не было нужды делать это. | |
Один козел закалался в качестве жертвы, другой же уносил на себе грехи в пустыню. | Христос сделал всё это, «однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (Евреям 9:28). Он совершенно и полностью устранил наши грехи, нежели просто удалил их в пустыню. | |
Кровь козла должно было кропить перед ковчегом. | Кровь Христа излилась, когда солдат проткнул Ему бок копьем. | |
День Очищения повторялся каждый год. | Христос принес Себя в жертву однажды, ибо Его жертва была гораздо более эффективной. |
В точности, как первосвященник исповедовал грехи народа, так и нам нужно исповедовать наши грехи перед Богом в молитве, чтобы получить прощение. Однажды наши грехи были прощены полностью, это произошло при крещении. Но хотя мы и стараемся жить безгрешной жизнью и быть «рабами праведности» (Римлянам 6:18), мы очень часто спотыкаемся и снова нуждаемся в прощении. Вот почему это так замечательно, что Христос пострадал однажды, и теперь мы можем получать прощение в любое время благодаря Его жертве.
Когда мы возьмем хлеб и вино, давайте поразмышляем о том, что было достигнуто для нас, и поблагодарим Бога в молитве за Его любовь и приношение в жертву Своего единственного Сына, чтобы мы могли иметь Жизнь. А после этого, давайте стараться еще усерднее служить Ему, как Он того требует от нас, и спотыкаться еще меньше. Только тогда мы сможем сказать вместе с Павлом: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тимофею 4:8).
Роджер Гриффитс (09.03.2003г.)