Библейские проповеди
Необходимость в сострадании
6.10.2002

Подготавливая свои мысли к принятию символов, братья и сестры, я бы хотел сегодня поговорить о сострадании. Очень важно для братьев и сестер во Христе развивать в себе это чувство. Многие люди путают сочувствие с симпатией, но:

Симпатия может быть очень обособленным чувством. Вы можете проникнуться симпатией к человеку, спотыкающемуся на ровном месте или пропустившему свой автобус. Вам не обязательно что-либо делать в таком случае, вас не затрагивает произошедшее, и вы быстро забываете о случившемся.

Сопереживание подразумевает попытку поставить себя на место другого человека, попытку узнать его чувства (насколько это возможно). Сопереживать можно близкому человеку, потерявшему возлюбленного или возлюбленную. Вы пытаетесь помочь и поддержать его, но потом отправляетесь домой и продолжаете заниматься обычными делами, не забывая, однако, о произошедшем.

Сострадание подразумевает гораздо большее, чем просто симпатию и сопереживание. Мне бы не хотелось затевать глубокого обсуждения здесь, поэтому я просто использую пример, приведенный одним братом на библейском занятии не так давно. Он проиллюстрировал эффект истинного сострадания, держась за живот, издавая стоны и делая всё так, как будто у него действительно были невероятные боли в животе. Библейское слово, переведенное как «сострадание», дословно означает «выворачивать внутренности». Сострадание в библейском смысле этого слова подразумевает физическое ощущение боли и страданий. Внутри вас как будто разрывается сердце, и это чувство заполняет весь ваш разум. Вы постоянно переживаете за человека, у которого произошло горе, и страстно желаете помочь ему разрешить ситуацию. Иногда вы можете рыдать вместе с ним. Ужасные события 11-го сентября в Америке в прошлом году вызвали очень редкое чувство сострадания у людей по всему миру. Многие стремились помочь совершенно незнакомым людям в другой далекой стране.

Печально, но факт, что люди в мире рассматривают сострадание, как слабость, и зачастую используют это в своих личных интересах. Еще более печально то, что мы, как братья и сестры во Христе, можем попасть в ловушку, рассматривая сострадание, как выражение духовной слабости. Зачастую мы можем испытывать неудобство от переполняющего чувства сострадания, как будто это может каким-то образом повлиять на положения Истины или сделать нас неспособными видеть зло в возникшей ситуации. Ничто не будет так далеко от правды, как подобное восприятие. Некоторые из нас (особенно в Англии!) стали слегка смущаться при выражении своих эмоций, мы пытаемся скрыть, что внутри нас «переворачиваются внутренности» за брата или сестру, и мы действительно готовы рыдать вместе с ними. Нам нужно рассмотреть и поразмышлять над Божественным состраданием, которое Он испытывает по отношению к нам. Мы сможем увидеть, что Бог рассматривает это, как сильную черту нашего характера, которую Он желает развивать в нас.

Человеческое сострадание

Это выглядит нелогичным. Взгляните на Евангелие от Марка 12:38-40. Могли ли понимать и выражать чувство сострадания вожди иудейского народа? Они знали каждую незначительную деталь Закона, их академические навыки были просто неоспоримы, но сострадание было просто абстрактной идеей для них. Они боялись, что это чувство может затуманить факты, повлиять на их оценку и, таким образом, помешать справедливости. Теперь давайте обратимся к Евангелию от Матфея 23:23,24. Фарисеи могли разобраться в любых самых сложных духовных вопросах, но существовала большая пропасть между их «мудростью» и настоящим духом сострадания, пронизывающим весь Закон Моисеев. Они были слишком интеллектуальными, очень умными, чтобы понять эту простую идею. Нам сказано об этом в 1 Коринфянам 1:15-27. Мирская «мудрость» иудейских вождей не позволяла чувству сострадания повлиять на их разум и действия. Они всегда рассматривали сострадание Иисуса, как Его слабость – «друг мытарям и грешникам». Иисус называет их «слепыми вождями слепых».

Здесь скрыто предупреждение и для нас, братья и сестры. Истина в нас не должна стать просто академическим знанием абстрактных теорий. Мы не должны стать холодными и бесчувственными проповедниками Слова Божьего. Мы не можем использовать Истину для отдаления от наших близких или, хуже того, наших братьев и сестер.

Давайте рассмотрим несколько библейских персонажей, которые были не способны выразить сострадание.

Иона 3:10-4:4. Иона знал, что Бог обязательно почувствует жалость и сострадание к жителям Ниневии, однако, он решает, что они не заслуживают этого. Ионе пришлось усвоить довольно трудный урок. Мы не должны решать к кому нужно проявить сострадание, а к кому и не обязательно. В этом случае мы становимся лицемерами и не уважаем других.

Лука 10:31-33. Здесь перед нами появляется человек, презираемый иудеями, который, однако, проявил сострадание. Я видел своих коллег в больнице, где работаю сам, которые испытывают больше сострадания по отношению к больным, чем многие братья и сестры. Не повергает ли этот факт всех нас в стыд?

Лука 15:11-32. Нам всем известно, что мы представлены «блудным сыном» в одноименной притче Иисуса, а отец – Сам Бог. Не поступаем ли мы зачастую подобно старшему брату, который посчитал, что его младший брат заслуживает наказания вместо прощения? Чувство самоправедности может вытеснить сострадание из нашего сердца.

Евреям 5:1-3. Сила священника состояла в его сострадании, осознании, что он ничем не лучше других.

Матфей 18:23-35. Обратите особое внимание на стихи 26 и 27. Хозяин раба был «тронут состраданием… и простил ему», хотя тот был не прав, и хозяин поступил бы совершенно справедливо, наказав его. Здесь содержится очень важный урок для всех нас в стихах 32 и 33. Никто из нас не способен заплатить долг, который мы должны Богу. Однако Он прощает каждого и нас, перечеркивает наш долг, потому что Он испытывает сострадание к нам. Как мы можем после этого не испытывать сострадания друг ко другу?

1 Петра 3:8. Петр заявляет о том, что чувство сострадания является признаком истинного брата или сестры во Христе.

Сострадание Иисуса Христа

Мы утверждаем, что следуем примеру Иисуса Христа. Насколько же наше сострадание можно сравнить с Его состраданием?

Лука 13:34. Он имел сострадание по отношению к Своему собственному народу.

Матфей 9:36. Он имел сострадание к толпе слушающих Его людей.

Лука 22:31-34 и 61,62. Он имел сострадание к Своему другу, Петру. В стихе 61 Иисус посмотрел на него взглядом, исполненным любви и сострадания, потому что Он заранее знал, что произойдет в стихе 62. Петр горько заплакал.

Иоанн 19:26,27. Он имел сострадание по отношению к Своей матери.

Матфей 10:42. Иисус сказал, что сострадание зачастую может быть выражено даже небольшим (порой незаметным) действием, которое может изменить всё. Совсем не нужно делать что-нибудь значительное и публичное – фарисеи и саддукеи думали именно так.

Почему Иисус особо подчеркивал важность проявлять сострадание на практике? Он выражал образ и характер Своего Отца! Он сказал Филиппу: «Видевший Меня, видел Отца» (Иоанн 14:9).

Сострадание Божие

Таким образом, сострадание является характеристикой Бога. Он выражает это даже тогда, когда творение открыто восстает против своего Творца. В отличие от человеческого чувства, Божье сострадание осталось неизменным с течением тысячелетий мировой истории. Оно не подвластно лицемерию.

Псалом 77:38-40. Сострадание по отношению к человеческим слабостям.

Иеремия 12:15-17. Сострадание к врагам Израиля.

Плач Иеремии 3:31-33. Даже наказывая нечестивых, Бог испытывал сострадание к ним.

2 Паралипоменон 36:14-17. Божье сострадание не было слабостью, просто люди пожелали рассматривать его таким образом и оскорбили это прекрасное чувство. Он был вынужден послать к ним человека, лишенного сострадания, чтобы они постигли этот урок.

Заключение

Итак, дорогие братья и сестры, мы должны взращивать чувство сострадания в нашем характере. Оно не должно быть некой абстрактной идеей в нашем сознании, которое мы изучаем на нашем библейском занятии, чтобы затем положить его на дальнюю полку нашего разума. Иисус показал нам, что оно должно выражаться на практике. Оно не является слабостью, но нашей живой характеристикой, основанной на любви. Оно должно отражать сострадание, которое Отец проявил к каждому из нас. Отец, чье сострадание привело к пожертвованию Своего единственного Сына за тебя и за меня.

Когда мы будем преломлять и вкушать хлеб и пить вино, я бы хотел, чтобы следующие слова постоянно находились в вашем разуме:

1 Иоанна 3:16,17 «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?»

Иан Лавсон (06.10.2002г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.