Библейские проповеди
Постоянно ожидая Господа
9.09.2001

Из всех авторов Евангелий, Лука, как кажется, стоит к нам ближе всех. Большинство из нас по рождению не иудеи, а язычники; и, как полагают из его имени и из стиля его греческого, Лука, подобно нам, также был язычником. Лука не присутствовал при служении Христа. Когда он говорит о решимости начать «повествование о совершенно известных между нами событиях», он сразу оговаривается: «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (1:1,2). Лука, как и мы, не был там и узнал благую весть от тех, кто был свидетелем, хотя и подчеркивает о глубине своего исследования.

Здесь присутствует интересный момент. В стихе 3 Лука продолжает, что начал свою работу «по тщательном исследовании всего сначала», как бы подкрепляя то, что сказано в стихе 2. Но само слово «сначала» (греч. АНОТЕН) имеет интригующий момент.

Оно нигде больше в Новом Завете так не переводится, а его основное значение – «свыше», как в примере: «Приходящий свыше (АНОТЕН) и есть выше всех» (Иоанн 3:31). Очень вероятно поэтому, что Лука, уверив нас в стихе 2 о своем самом внимательном отношении к человеческому свидетельству, в стихе 3 говорит о том, что истинное свидетельство пришло к нему «свыше», т.е. от Самого Бога: посредством Духа, Бог руководил работой Луки. Таким образом, Лука уверен, что источники его повествования, его Евангелия, в высшей степени надежны, как человеческие, так и небесные. Он подходит к своей работе с той же строгостью, как позднее в написании Деяний, где пишет о «многих верных доказательствах», что Иисус «явил Себя живым» и что, несомненно, «приидет таким же образом», как видели Его ученики возносившимся на небо (Деяния 1:3-11).

Уверенность Луки в своих источниках особенно значима, когда мы разбираем вещи, о которых написано только у него. Взять хотя бы сегодняшнее чтение (Лука 1): именно здесь нам сообщается о посещении Ангелом Захарии (отца Иоанна Крестителя), о его сомнениях и последовавшей из-за этого немоте. Затем, через шесть месяцев, о явлении того же Ангела Марии с потрясающим известием о том, что она станет матерью Помазанника Господня; и эту новость она принимает с удивительной верой. Затем говорится о ее визите к Елисавете и о ее прекрасном гимне хвалы Богу. Затем – о рождении и даче имени Иоанну, и при этом событии язык Захарии вновь обретает свободу, и Духом он возвещает удивительный пророческий гимн хвалы: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему» (1:68). И это в одной главе, и исключительно только у Луки.

Нас, живущих в 2001 году, объединяет с этими людьми, живущими в 4 году н.э. (или около этого), один важный момент – мы, подобно им, страстно ожидаем прихода Мессии. Они не знали, что должно пройти много времени между рождением Его, которое предвидели, и Его славном воцарении на земле; но то должно нас ободрить, что вещи, о которых они говорили, были предвозвещены людьми глубокой веры за много веков до этого. Мы можем прийти в отчаяние или даже ослабеть в вере из-за долгого невозвращения Мессии, которое ожидали изучающие Библию уже в наше время – в юбилейный 1998, например, или в предыдущий юбилейный 1948 год; или (в соответствии с возможной интерпретацией Луки 21:32 – одно поколение – 40 лет) в 1988. Но давайте помнить, что еще ранее братья ожидали пришествие Господа последовательно в 1848, в 1870 и в 1914 годах. Если бы их ожидания оправдались, кто бы из читающих сейчас эти строки имел возможность стать наследником обетований Божьих? Никто!

Комментарий Петра сомневающимся современникам совершенно приемлем и для нас, если у нас возникают сомнения. Мы также должны «долготерпение Господа почитать спасением», если полностью ухватимся за эту возможность в виду явной задержки возвращения Его (2 Петра 3:15). Трудность (намеренная вне всякого сомнения) в попытках определения временных периодов Библии – это увидеть начальную точку отсчета. Все святые (в первой главе Луки) сталкивались с этой проблемой. Их самым лучшим руководством в этом было пророчество Даниила 9:25-27. Если, что казалось вероятным, эти седьмины были седьминами лет (чем просто семидневная неделя), то время до прихода Мессии составило бы 69х7=483 года с последующими 7-ю годами, в которые закончено было Его служение. Но откуда начинать отсчет?

Для цели этой проповеди и с пользой ретроспективного взгляда в прошлое достаточно будет сказать, что наиболее вероятными датами являются

  • или 520 г. до н.э. (декрет персидского царя Дария о восстановлении Иерусалима).
  • или 444 г. до н.э. (декрет Артаксеркса о восстановлении стен города).

тогда 483 года от первой даты приведут нас к 37 г. н.э. (когда Ирод воцарил себя над Израилем).

а 483 года от второй даты приведут к 39 г. н.э. (времени начала проповеди апостолов о мессианстве Иисуса).

Имели ли Мария и Иосиф, Захария и Елисавета некое понятие о том, что они жили в конце этих времен? Они, конечно, не могли считать, как ведем счет мы (до нашей эры и после); но, несомненно, у них было общее ожидание каких-то кардинальных событий (Лука 3:15), и это было верным! В то время, как детали пророчества Даниила о семидесяти седьминах продолжают обсуждаться и в наши дни, прекрасной истиной для нас является то, что как раз в середине указанного периода, когда «исполнилась полнота времен», был рожден Христос. И некоторые ожидали этого! Разве должны мы теперь сомневаться в Его втором пришествии?

Конечно, 2000 лет кажутся слишком большим временным периодом от первого прихода Господа до Его возвращения. Тем не менее, это не больше времени ожидания от дней Авраама до времени рождения Христа. Захария и Елисавета не отчаялись, не должны и мы. Когда их ожидания осуществились, Захария Духом возвестил, что Господь «сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему» (Лука 1:72,73). Их ожидание было вознаграждено, будет вознаграждено и наше, если будем верны до конца. Последние главы Евангелия Луки изобилуют предупреждениями против отступничества и против самодовольной дремоты. «И как было во дни Ноя… и во дни Лота… так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится… в тот день… один возьмется, а другой оставится» (17:26-37). «Смотрите же за собою… чтобы день тот не постиг вас внезапно… итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь… предстать пред Сына Человеческого» (21:34-36).

А пока мы ожидаем этого события, у нас есть особое занятие, позволяющее нам всегда находиться в Его присутствии, и это – совершать вместе трапезу Господню. Господь, приглашая на нее учеников, сказал, всё еще находясь с ними во плоти: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (22:16). Наша невыразимая привилегия – находиться с Ним в Духе за Его Словом, за столом с хлебом и вином, восхищаться совершенством Его примера, знать Его прощение и любовь и быть в полной уверенности, что будем есть и пить с Ним снова, когда наступит Царствие Его. Мы можем быть там!

Джон Вудалл (9.09.2001г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.