Библейские проповеди
Льняной пояс
23.07.2000

Иеремия, глава 13.

Многие из пророков Ветхого Завета пользовались притчами как средством передачи слова Божьего. Они служили одним из способов донести послание Божие до сознания людей, духовно не воспринимавших слышимое. Иногда притчи не только рассказывались, но и в прямом смысле обыгрывались в жизни пророков. Так Иезекиилю предписывалось лежать перед народом поочередно то на одном боку, то на другом, символически неся беззакония народа. Другим примером этого служит женитьба пророка Осии на блуднице по указанию Господа. Подобное мы видим и у пророка Иеремии:

“Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его” (13:1).

Пояс был обычной вещью. Он не был похож на искусный пояс, носимый первосвященником, или на разноцветный пояс, служивший частью облачения воина, на котором он отмечал свои победы. Эти упомянутые пояса и обозначаются в еврейском двумя разными словами. Пояс Иеремии был частью повседневной одежды простого человека, с помощью которого завязывали халат или тунику, чтобы одежда не затрудняла движение при ходьбе или беге.

В притче Иеремии пояс представлял народ Израильский. Народ, ни чем не отличавшийся от других народов, разве что особым избранием его Богом для свидетельства о Нем другим народам. Пояс был сделан из льна, подобно одежде священников, и вполне возможно, в виду этого, указывал на тот факт, что Израиль был призван Богом быть царством священников. С другой стороны, льняная одежда используется иногда в Писании как символ праведности, и отсюда можно увидеть намерение представить народ носителем праведности, что и вменялось Богом народу Израильскому перед лицом других народов. Израиль должен был научить эти народы путям Божиим.

Новый пояс, приобретенный Иеремией, не должен был быть положен в воду. Вероятно, так поступали с льняными вещами для придачи им мягкости и эластичности, нужными для дальнейшего употребления, а без этого пояс был жестким, трескался и не отвечал тем требованиям, которым он должен был обладать.

Иудейский народ, несомненно, раздражал Бога. Через обольстительность и обман греха они стали непроницаемыми для Слова Божьего, которое вещали пророки. Тем не менее, многие, изучающие Писание, согласны видеть в повелении не класть пояс в воду то, что пояс не должен был стираться, чтобы нести на себе все следы своей носки. Таким образом, это изображало грехи Иуды, который уже лишался милости Божией, и грехи которого уже не могли быть прощены, иными словами “смыты”.

Один из элементов этой притчи довольно ясен. Весь пояс символизировал близость отношений между Богом и Израилем:

“Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтоб они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались” (13:11).

Иеремия сообщает нам, что он во всем подчинился Богу, и вследствие этого направился к Евфрату. Некоторые высказывают сомнение, что он в действительности предпринял это длинное путешествие в Вавилон, и выискивают ближайший водный поток с тем же именем! Тем не менее, нет никаких причин видеть, почему бы он, в самом деле, не предпринял это путешествие. Бог мог повелеть сделать ему это для его собственного научения и увеличения его понимания цели Божьей. Путешествие в Вавилон давало ему информацию из первых рук о гордости и величии империи, о которой позднее он получил пророчество. Мы также хорошо знаем, что ко времени разрушения Иерусалима пророк был хорошо знаком высшим властям вавилонским, которые, освободив его из тюрьмы, дали ему свободу выбора по его желанию.

Есть и еще одна причина, почему Бог повелел ему совершить это путешествие. Главы книги пророка расположены не в хронологическом порядке и не совсем ясно, где должна стоять разбираемая нами 13 глава. Вполне возможно, что она относится ко времени правления нечестивого царя Иоакима. В самом начале его правления Иеремия подвергся аресту и его жизни угрожала опасность. Хотя он и избежал смерти и был отпущен на свободу, не исключено, что он оставался под наблюдением, и его жизнь находилась некоторое время в опасности. Поэтому не исключено, что, отправляя пророка в столь далекое путешествие, Бог заботился о его собственной безопасности, пока нависшая угроза не ослабеет и его возвращение будет безопасным.

Иеремия по повелению Бога спрятал купленный пояс в расселине скалы. Оставленный в сырой и влажной атмосфере материал быстро подвергся порче. Это оставление пояса в течение “многих дней” изображало длительное время, в течение которого Иуда отстранился от  присутствия Божьего во время своего пленения и пребывания как раз в земле вавилонской. Когда пророк получил приказание взять пояс обратно, он уже был совершенно испорчен. Его уже невозможно было носить, он “ни к чему стал негоден”. При одном взгляде на него урок для Иеремии был совершенно ясен. Он вспомнил о словах Божиих (уже приводимых выше):

“Так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтоб они были Моим народом…”.

Эти слова почти дословное цитирование хорошо знакомых слов из книги Исход 19. Царство священников погрязло в идолослужении. Святой народ Божий превратился в деморализованное общество. Они отделили себя от Бога и поэтому не представляли уже для Него никакой пользы. Гордыня погубила их. Как пояс, носимый человеком, хорошо виден всем, так народ Израильский был хорошо виден другим народам, но он уже не был носителем славы Божией. Когда Иеремия вновь возвратился в Иерусалим, его уста изрекли суровый приговор избранному народу:

“Так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима” (13:9).

Следующая притча говорит о мехах, наполненных вином, но это было уже вино гнева Божьего, изливаемого на непокорный и гордый народ.

И в наши дни, хотя и намного удаленные от времени жизни пророка Иеремии, притча о льняном поясе есть предупреждение и нам. Благодаря заслугам Господа Иисуса Христа мы стали царственным священством и избранным поколением, как говорит нам апостол Петр. Мы носители имени, чести и славы Божией на земле. Апостол Петр говорит, что мы “приближены к Богу”, находимся с Ним и с Иисусом в тесных взаимоотношениях. Это большая привилегия, которая требует нашего смирения и благодарности, но никак не гордости. Или мы подобны ветвям виноградной лозы. Отделенные от нее, т.е. отделенные от Бога и Истины, мы быстро разлагаемся и становимся ни к чему не пригодными. Став “общником корня” мы не должны превозноситься и гордиться, но бояться (Римлянам 11:18-20). Анализируя себя перед Господом и перед символами, представляющими Его кровь и тело, мы имеем хорошую возможность вновь вспомнить Того, о Котором написано: “И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедер Его – истина” (Исаия 11:5), и поблагодарить Бога за Христа, “Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтоб было, как написано, ‘хвалящийся хвались Господом’” (1 Коринфянам 1:30,31).

Джон Робертс (23.07.2000г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.